Маневровая работа на станциях
Маневровой называется работа, связанная с передвижением вагонов с локомотивами, а также одиночных локомотивов по путям станции для расформирования и формирования составов, обработки поездов и вагонов, подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки и т.д.
Важнейшее требование к производству маневровой работы – это безусловное обеспечение безопасности передвижений и сохранности грузов и подвижного состава.
Основные требования к порядку выполнения маневровой работы установлены ПТЭ. В них указано, что маневры на станционных путях должны производится по указанию только одного работника – дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках , оборудованных диспетчерской централизацией – поездного диспетчера.
Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах их полезной длины. Стоящие на станции вагоны должны быть сцеплены и надёжно закреплены от ухода ручными тормозами или тормозными башмаками.
ГЛАВА 25. УСТРОЙСТА И РАБОТА РАЗДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ.
РАЗЪЕЗДЫ, ОБГОННЫЕ ПУНКТЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
На разъездах обычно бывает один главный и один-два приёмно-отправочных пути для скрещивания и обгона поездов.
Скрещение заключается в предварительном приёме поезда на один из приёмо-отправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд.
Обгон поездов состоит в приёме с остановкой первого поезда на приёмо-отправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути или свободному.
Кроме скрещения и обгона поездов на разъездах производятся посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях – грузовые операции в небольшом объёме.
Разъезды бывают с продольными, полупродольными и поперечным размещением путей (рис. 25.1)
Схема с продольным односторонним расположением пути обеспечивает некоторое сокращение длины прилегающих перегонов, что позволяет увеличить пропускную способность линии.
Схема с полупродольным расположением пути должна быть достаточной для установки пассажирского поезда в пределах полезной длины главного пути у пассажирского здания.
Разъезд с поперечным расположение путей требует короткой площадки, и рекомендуется на ж\дорогах 3 и 4 категорий, а также в трудных топографических условиях на дорогах 1 и 2 категорий.
На обгонных пунктах (рис. 25.2) для обгона поездов, как правило, имеется по одному приёмо-отправочному пути в каждом направлении., корме главных, а для перевода поездов с одного главного пути на другой – в в горловинах укладываются диспетчерские съезды. Обгонные пункты бывают с поперечным, полупродольным и продольным расположением путей.
Промежуточные станции сооружаются на одно-двух- многопутных железнодорожных линиях. Они предназначены для скрещения, обгона и пропуска поездов, а также для выполнения работы по погрузке-выгрузке и хранению грузов, посадке-высадке пассажиров, по приему, хранению и выдаче багажа.
Существует три основных типа промежуточных станций:
- с продольным
- с полупродольным
- с поперечным расположением путей. (рис. 25.3).
Маневровая работа на промежуточных станциях со сборными поездами в значительной степени зависит от путевого развития и расположения прицепляемых или отцепляемых вагонов в составе поезда и на погрузочно-выгрузочных путях станции.
УЧАСТКОВЫЕ СТАНЦИИ.
Размещение участковых станций на ж\д линиях зависит от вида тяги, способа обслуживания поездов локомотивными бригадами. На новых линиях расстояние между участковыми станциями с основным депо при электрической тяге составляет 700-1000км, а при тепловозной 500-800 км.
Участковые станции предназначены для выполнения следующей работы:
1. приём и отправление транзитных пассажирских и грузовых поездов со сменой локомотивов и локомотивных бригад или со сменой только локомотивных бригад, технический осмотр вагонов, расформирование и формирование составов сборных и участковых поездов, техническое обслуживание, экипировка и ремонт локомотивов, ремонт вагонов , приём и выдача багажа ит.д.
Для выполнения перечисленных видов работ участковые станции имеют:
1. Устройства для пассажирского движения – которые включают пассажирские здания, платформы, тоннели, пешеходные мосты, почтовые и багажные помещения, приёмочно-отправочные пути, а также пути стоянки составов местных пассажирских поездов, имеющих оборот на данной станции.
Число приёмо-отправочных путей можем рассчитать по таб25.1
Сортировочные пути на участковых станциях предназначаются для накопления вагонов на разные назначения, и зависят от суточной сортировки (переработки) числа вагонов.
Участковые станции в зависимости от топографических, геологических условий и особенностей работы проектируются по схемам с поперечным, полупродольным или продольным расположением приёмно-отправочных парков.
Схема 25.4 и 25.5 начертить.
СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Сортировочными являются станции, предназначенные для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда и выполняют также операции с транзитными грузовыми поездами, ремонт вагонов, экипировку локомотивов, снабжение водой поездов с живностью, сортировку мелких отправок и контейнеров и др. грузы.
Устраивают сортировочные станции в районах массовых погрузок или выгрузки грузов.
Число путей в сортировочных парках устанавливается по числу назначений и размерам вагонопотоков в соответствии с планом формирования поездов.
На сортировочных станциях имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, электроснабжения, связи и СЦБ, Оборудуются станции сейчас новыми устройствами.
Различают сортировочные станции:
- с параллельным
- с последовательным
- с комбинированным расположением парков приёма, сортировки и отправления поездов.
По числу сортировочных систем (комплексов) станции могут быть – одно-и двусторонними
По способу производства маневров – разделяют на горочные и без горочные. Рис. 25.6 и 25.7 – зарисовать.
Горки подразделяют на:
– автоматизированные,
- механизированные
- немеханизированные.
Автоматизированные и механические горки оборудуются специальными устройствами для торможения вагонов (вагонными замедлителями) и электрической централизацией стрелок и сигналов или ГАЦ. (горочная автоматическая централизация - стрелок и сигналов).
Сортировочная горка (рис. 25.8 - начертить) состоит из трёх основных частей: - надвижной,
- перевальной,
- спусковой.
Горки повышенной мощности проектируют при переработке более 5500 вагонов в сутки и числе сортировочных путей более 40.
Горки малой мощности проектируют при переработке от250 до
1500 вагонов в сутки и числе сортировочныз путей от 4 до 16.
ПАССАЖИРСКИЕ СТАНЦИИ.
Пассажирские станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах. Они выполняют работу по обслуживанию пассажиров (продажу проездных билетов, посадку и высадку пассажиров, приём, хранение, выдачу багажа и ручной клади, приём и отправление почты), осуществляют подготовку подвижного состава к перевозкам и организуют движение пассажирских поездов.
В зависимости от основного назначения различают три вида пассажирских станций:
1. станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение;
2. головные, обслуживающие только пригородное движение,
3. зонные на пригородных участках, включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.
По расположению путей и вокзала, пассажирские станции могут быть со сквозными, тупиковыми приёмо-отправочными путями и комбинированного типа.
Наибольшее распространение получили пассажирские станции со сквозными путями (рис. 25.9 а.)
Технический парк (или техническая станция) располагается между главными путями, в конце, противоположном прибытию наибольшего числа конечных дальних пассажирских поездов.
Рис. 25.9 а. б. в. – схемы пассажирских станций – начертить.
Пассажирские технические станции (рис. 25.10) предназначены для подготовки составов к рейсам. Составы поездов с пассажирской станции по соединительному пути прибывают в парк приёма, где происходит технический, санитарный осмотр, очистка вагонов и при необходимости переформирование.
Затем проходит моечную машину, ремонт ходовых частей вагонов, выполняют зарядку аккумуляторов, снабжение вагонов водой и уборка, техническую и санитарную проверку
вагонов-ресторанов.
ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ
Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и выгрузки . Эти станции устанавливают в крупных промышленных и населённых пунктах. В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяют на:
1. неспециализированные (общего пользования) – служащие для погрузки и выгрузки всех видов грузов,
2. специализированные – для отдельных видов грузов. Сооружают их в районах для добычи ископаемых материалов, и в крупных городах для обслуживания крупных комбинатов.
Для перегрузки грузов из вагонов одной ж\д колеи в вагоны другой колеи устраивают перегрузочные станции. Они подразделяются на внутренние – предназначенные для перегрузки из вагонов нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (1000 и 750 мм), и внешние, сооружаемые на государственных границах и служащие для перегрузки грузов с колеи 1520 на 1435 мм. и обратно. К числу грузовых относятся также портовые станции. Рис. 25.12 – схема грузовой станции.
Грузовая станция (25.12) состоит из двух частей:
- парков путей, предназначенных для приёма, отправления и сортировки вагонов по пунктам подачи,
- и грузового двора, где сосредоточены погрузочно-выгрузочные и выставочные пути, склады, площадки и механизмы.
К числу грузовых относятся портовые станции (рис. 25.13) обслуживающие морские и речные порты при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно.
Эти станции выполняют работу по приёму поездов с ближайшей к порту сортировочной станции, сортировке вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам) и отправлению поездов на сортировочную станцию. Для этого на портовых станциях предусматривают приёмо-отправочные и сортировочные пути с соответствующими устройствами (вытяжки, горки малой и средней мощности).
В смешанных железнодорожно-водных перевозках через большие водные преграды применяются железнодорожные паромные переправы, которые обслуживают специальные грузовые станции.
При организации международных перевозок с использованием паромов могут рассматриваться два варианта:
первый – предусматривает устройства на платформах железнодорожных путей колеи 1520 мм для установки отечественных вагонов с грузом.
второй – укладку на паромах путей колеи 1435 мм для вагонов зарубежных стран.
На паромных переправах нашей страны курсируют паромы однопалубные вместимостью 26 вагонов, двухпалубные – 103 вагона и трёхпалубные – 108 вагонов.
25.7. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ
Железнодорожным узлом называется пункт примыкания не менее трёх железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов с одной линии на другую. Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов.
В транспортный узел, помимо железных дорог, могут входить морской, речной порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт.
В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. В узлах организуется пропуск пассажирских и грузовых поездов, расформирование и формирование составов, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и выполнение операций по погрузке, выгрузке и перевалке грузов. Все эти виды работ распределяются по отдельным станциям и подъездным путям.
В соответствии с объёмом и характером работы железнодорожные узлы могут иметь следующие устройства:
- сортировочные и грузовые станции, соединительные пути между этими станциями и подходы к ним для обеспечения грузового движения и выполнения сортировочной и грузовой работы в узле;
- пассажирские и технические пассажирские станции, пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения железной дороги с метрополитеном, остановочные пассажирские пункты и другие устройства для выполнения пассажирских перевозок;
- мосты, тоннели, путепроводные развязки и переезды на пересечениях железнодорожных путей с реками, каналами, автомагистралями и с железнодорожными путями для обеспечения безопасности движения и пропускной способности узла.
Структура узла зависит от числа железнодорожных линий, сходящихся в нём, характера, направления и мощности пассажирских и грузовых потоков, его роли в сети дорог, от значения населённого пункта и размещения промышленных районов, расположения других видов транспорта, топографии и геологии местности, наличия крупных водных преград и др. особенностей. В результате влияния этих условий узлы имеют разнообразные схемы.
В зависимости от размещения основных элементов различают узлы:
- с одной станцией,
- крестообразные,
- треугольные,
- с параллельным и последовательным расположением основных станций,
- кольцевые,
- полукольцевые,
- комбинированные.
Узел с одной станцией (рис. 25.16) создаётся в местах пересечения двух магистралей или примыкания одной магистрали к другой в районе небольших и средних городов. В узлах этого типа все подходы примыкают к одной объединённой станции, обслуживающей грузовое и пассажирское движение.
Узел крестообразного типа (рис. 25.17) образуется на пересечениях двух железнодорожных линий (одно- или двухпутных). На каждой линии сооружаются отдельные участковые станции, а в некоторых случаях на одной линии – сортировочная, а на другой – участковая. В месте пересечения линий устраивают путепроводную развязку. Пассажирские поезда, проходящие с одной линии на другую, могут иметь остановки на основной и вспомогательной станциях; транспортные грузовые поезда проходят по своим линиям.
Недостатком узлов крестообразного типа являются перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.
Узел треугольного типа (рис. 25.18) образуется в пунктах с подходами трёх железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузовых и пассажирских потоков. назначение отдельных станций узла зависит от расположения города и его промышленной зоны.
В приведённом примере – станция 1 – пассажирская, станция 2 – участковая, станция 3 – грузовая.
Узел кольцевого типа (рис. 25.19) образуется в крупных городах и промышленных центрах при большом числе сходящихся линий, имеющих значительную корреспонденцию вагонопотоков. Кольцевая окружная дорога соединяет узел в одно целое. пассажирская станция располагается в городской черте. Грузовые станции общего пользования могут размещаться на кольцевой линии и на ответвлениях от неё.
Количество сортировочных станций и их размещение в узле зависят от числа подходов, размеров и направлений вагонопотоков, местных условий и других факторов.
На подходах к станциям узла и в их горловинах пути имеют пересечения между собой или с соединительными путями. Различают три вида пересечений:
- в одном уровне с постами без путевого развития,
- в одном уровне с устройством шлюзов,
- в разных уровнях с сооружением путепроводов.
Существующие железнодорожные узлы время от времени требуют своего развития, это связано с увеличением размеров движения, примыканием новых линий, развитием морских и речных портов и другими причинами. В связи с этим переустройство и укладка дополнительных линий на крупных станциях происходит на основе генеральных схем их развития на перспективу приблизительно через 15-20 лет.
Глава 27. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК.
27.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК.
Транспортирование грузов на железных дорогах согласно Транспортному уставу осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей на перевозку грузов. С принятием заявки железной дорогой она обязана подавать перевозочные средства, а грузоотправитель – предъявлять грузы к перевозке.
Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, сельскохозяйственной и промышленной продукции, транспортно-экономического обмена.
Заявки на перевозку грузов являются основой для составления плана работы жд транспорта (эксплуатации, капитального строительства и ремонта, финансового и др.), а также для разработки технических норм эксплуатационной работы сети железных дорог. От объёма перевозок зависит потребность жд в топливе и материалах, контингент работников, фонд заработной платы, план эксплуатационных расходов, план доходов и прибыли, производительность труда, себестоимость перевозок.
Предусматривается, что планы перевозок разрабатываются на месячный период и по календарным датам погрузки в тоннах, вагонах, контейнерах, по нуменклатуре грузов, видам сообщения, по железным дорогам отправления и назначения, роду подвижного состава и в целом по сети ж/дорог России.
Для количественной и качественной оценки перевозочной работы установлены следующие показатели:
- объём отправления грузов в тоннах,
- грузооборот,
- среднесуточная погрузка в вагонах,
- средняя масса поезда,
- статистическая нагрузка вагона,
- средняя дальность перевозки грузов и др.
Среднесуточная погрузка планируется и учитывается в физических вагонах.
Статистическая нагрузка вагона определяется для каждой номенклатуры груза.
Средняя дальность перевозки грузов определяется делением общего грузооборота в тонно-километрах на количество груза в тоннах.
27.5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.
Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении с обеспечением безопасности и качественного обслуживания пассажиров на вокзалах и поездах.
Пассажирские вагоны, а также жд. вокзалы и другие сооружения должны содержаться в исправном техническом состоянии. Основой для этого являются результаты анализа отчётности о выполненных перевозках за прошедший период, данные о росте населения, о массовых организованных перевозках пассажиров и туристов, в том числе о строительстве новых жд. линий и т.д.
При этом определяют пассажиропотоки по направлениям и периодам года, а для пригородного движения – и по месяцам, дням и часам суток.
Из-за специфики все пассажирские поезда делятся на следующие категории:
1. дальние, следующие на расстояние свыше 700 км,
2. местные – от 150 до 700 км,
3. пригородные – до 150 км.
Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок подразделяются на:
1. скоростные. 2. скорые, 3. пассажирские.
К скоростным и скорым относятся поезда следующие с высокими скоростями и имеющие остановки только на больших станциях. Скорость до 200 км\ч.- на линии Петербург – Москва.
Остальные пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Здесь средняя скорость поезда составляет лишь 50 км\час.
В некоторых случаях, при возникновении больших пассажиропотоков, могут быть сформированы пассажирские поезда длинносоставные, то есть состав до 20 вагонов и более.
На пригородных линиях с большим пассажиропотоком для удобства применяют – зонное движение, то есть линию разбивают на несколько зон.
Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причём не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородной зоны.
В последние годы для повышения конкурентноспособности жд. дорог, вводятся новые фирменные поезда с определённым сервисным обслуживанием пассажиров.
Однако в нашей стране пассажирские перевозки, особенно пригородные, всегда были и остаются убыточными.