Понятие о комплексе устройств автоматики, телемеханики и сигнализации. классификация устройств и их назначение.
На железнодорожном транспорте устройства СЦБ –(сигнализации централизации и блокировки) в зависимости от их назначения делятся на две группы:
1. устройства СЦБ на перегонах
2. устройства СЦБ на станциях.
К первой группе относятся автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация, путевая полуавтоматическая блокировка, диспетчерский контроль за движением поездов, автоматическая переездная сигнализация.
Ко второй группе относятся - электрическая, диспетчерская централизация (её можно рассматривать как сочетание автоблокировки на перегонах и электрической централизации на станциях), комплекс устройств горочной автоматики и другие.
Следует отметить, что необходимая надёжность устройств СЦБ обеспечивается резервированием некоторых устройств и линий связи в целях избежания опасных сбоев и отказов.
В этих условиях для быстрой передачи на расстояния различных приказов и указаний локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, применяют железнодорожную сигнализацию.
Сигнализация служит для (регулирования движения поездов на перегонах, поездной и маневровой работы на станциях, для) обеспечения безопасности движения.
Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подаётся определённый приказ, подлежащий безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. На транспорте под словом сигнал обычно понимают и сигнальный прибор, и его сигнальное показание. Значения сигнальных показаний едины для всех железных дорог России и стран СНГ и Балтии.
Применяемые на транспорте сигналы по способу их восприятия подразделяются на видимые и звуковые. (рис. 20.1).
Видимые сигналыобозначаются цветом огней, щитов, флагов, дисков; числом и взаимным положением сигнальных показаний; режимом горения сигнальных огней и формой переносных сигнальных щитов. Достоинство видимых сигналов – они могут быть переданы на большее расстояние, чем звуковые сигналы.
По времени применения видимые сигналы подразделяют на:
1. дневные – подаваемые в светлое время сутоки сигнализирующие цветом окраски щита, флага, диска;
2. ночные – сигнализирующие огнями установленных цветов и подаваемые в тёмное время суток;
3. круглосуточные – подаваемые одинаково как в светлое, так и в тёмное время суток и сигнализирующие цветом, режимом горения и сочетанием огней.
В тоннелях применяют только ночные или круглосуточные сигналы.
Видимые сигналы подаются светофорами, флагами, фонарями, щитами и дисками.
В зависимости от сигнальных приборов, которыми их подают, видимые сигналы делят на:
1. постоянные –светофоры устанавливаемые в определённых местах жд. пути, и локомотивные светофоры;
2. переносные– щиты, флаги, фонари на шестах, предназначенные для временного ограждения тех или иных участков пути и подвижного состава;
3. ручные– флаги, диски, фонари, посредством которых подают различные команды и указания;
4. поездные– диски, флаги и фонари для обозначения головы и хвоста поезда.
По назначению постоянные сигналы делят на основные и предупредительные.
Основные сигналыограждают станции и блок-участки на перегонах и разрешают или запрещают движение поездов по этим пунктам или участкам.
Предупредительные сигналыизвещают о приближении к основным сигналам и об их показаниях.
Основные сигналы в свою очередь, в зависимости от назначения подразделяются на:
1. входные – ограждающие станции со стороны прилегающих перегонов и служащие для разрешения или запрещения поезду следовать на станцию.
2. выходные –разрешающие или запрещающие поезду отправляться со станции на перегон.
3. проходные –расположенные на перегоне и разрешающие или запрещающие поезду проследовать на ограждаемые ими участки.
4. маршрутные –для разрешения или запрещения поезду проследовать из одного района станции в другой.
5. прикрытия – для ограждения мест пересечений в одном уровне железных дорог с другими железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями, а также разводных мостов.
Светофоры кроме того бывают – маневровые, горочные, повторительные, предупредительные, заградительные и локомотивные.
Основными сигнальными цветами на транспорте являются – красный, жёлтый и зелёный.
Красный цвет лучше виден, поэтому он принят в качестве сигнала остановки.
Жёлтый – разрешает движения, но требует снижение скорости.
В тумане жёлтый огонь приобретает красноватый оттенок и поэтому его нельзя ошибочно принять за зелёный, который разрешает движение с установленной скоростью.
Согласно Инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ основные значения сигналов следующие:
- один зелёный огонь разрешает движение с установленной скоростью;
- один жёлтый мигающий – разрешает движение с установленной скоростью: следующий светофор открыт и требует движения с уменьшенной скоростью.
- один жёлтый огонь разрешает движение, но с готовностью остановиться, так как следующий светофор закрыт.
- два жёлтых огня, из них верхний мигающий, требуют проследования светофора с уменьшенной скоростью; поезд проследует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
- два жёлтых огня дают разрешение проследовать светофор с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться у следующего светофора: поезд следует с отклонением по стрелочному переводу.
Кроме названных применяют – синий, лунно-белый, прозрачно-белый и молочно-белый сигнальные огни. Синий огонь используют как запрещающий на маневровых светофорах.
Звуковые сигналыобозначаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днём и ночью одно и то же. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, звонки, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.
Все локомотивы оборудуются звуковыми устройствами двух типов – большой громкости (тифоны) для перегонов и малой (свистки) для подачи сигналов в черте города.
УСТРОЙСТВО СВЕТОФОРОВ.
Светофорявляется основным сигнальным устройством. Он представляет собой оптический прибор сигнализирующий днём и ночью цветом одного или нескольких огней.
Светофоры подразделяются на линзовые и прожекторные.
Линзовые светофоры (рис. 20.2) бывают6 маточные – состоящие из металлической или железобетонной мачты и укреплённой на ней головки с линзовыми комплектами. Здесь для каждого огня имеется своя лампа, которая отделена друг от друга перегородкой, что исключает появление ложного сигнала.
Прожекторный светофорпредставляет собой мачту, на которой укреплена светофорная головка с круглым фоновым щитом. Для получения трёх различных сигнальных огней в головке светофора установлен светофильтр с тремя цветными стёклами, который передвигается прожекторным реле при прохождении через него тока прямой или обратной полярности. Прожекторные светофоры по расходу электроэнергии более экономичны, чем линзовые, но они мене надёжны в эксплуатации и поэтому не нашли широкого применения. В настоящее время проходят испытания светодиодные линзовые комплекты, потребляющие меньше электроэнергии , чем существующие.