Определение технической возможности предотвратить ДТП, торможением
Нанесение дорожной разметки, установка ограждений и направляющих устройств при составлении схемы обустройства автомобильной дроги.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВСН 38 – 90. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. / Минавтодор. – М.: Транспорт, 1990 г.
2. ВСН 37 – 84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. / Минавтодор. – М.: Транспорт, 1985 г.
3. ВСН 23 – 75. Указания по разметке автомобильных дорог. / Минавтодор. – М.: Транспорт, 1988 г.
4. ГОСТ Р 51256 – 99. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.
5. ГОСТ Р 21.1207 – 97. СПДС. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог.
6. ГОСТ 23457 – 86. Технические правила организации дорожного движения. Правила применения.
7. ГОСТ 10807 – 78. Знаки дорожные. Общие технические условия.
8. Залуга В.П. Пассивная безопасность автомобильных дорог: Основные понятия и характеристики. Учебное пособие. – М.: МАДИ, 1981 г.
9. СНиП 2.05.02 – 85. Госстрой СССР. Автомобильные дороги.
10. Ротенберг Р.В. Основы надежности системы водитель – автомобиль – дорога – среда – М .: Машиностроение, 1986 г.
Определение технической возможности предотвратить ДТП, торможением
Существуют два основных режима торможения – служебное (задача – остановить автомобиль не нарушая удобство езды пассажира и безопасность движения) и аварийное – торможение, грозящее опасным, внезапным, полным отказом автомобиля и системы ВАДС (водитель – автомобиль – дорога – среда) в целом. Задача – остановиться, сохраняя требуемую траекторию движения .
Эффективность торможения оценивается величиной тормозного пути или отрицательного ускорения (замедления). В зависимости от того, какие колеса тормозные – передние, задние или все, какой автомобиль – легковой или грузовой эффективность торможения будет различной, что объясняется перераспределением вертикальных реакций на колесах при торможении (рис. 1).
Fj
Z2 Z1
hg Ga
FT2 FT1
b a
L
где: Gа – сила тяжести;
Z1, Z2 – вертикальные реакции;
Fj – сила инерции;
b – расстояние от передней оси до положения центра тяжести;
a – расстояние от задней оси до положения центра тяжести;
L – база автомобиля;
hG – расстояние от проезжей части до положения центра тяжести;
FT1, FT2 – тормозные силы.
ЗАДАНИЕ
Определить замедление при различных условиях торможения (тормозные колеса все, передние, задние) и режимах торможения (служебное и аварийное) для легковых автомобилей и автомобилей повышенной проходимости (джип).
Исходные данные.
Удельная тормозная сила:
- служебное торможение 0 < g 0,25;
- аварийное торможение 0,25 < g 0,75
Замедление при торможении:
- служебное торможение 0 < jT 2,5 м/с2;
- аварийное торможение 2,5 < jT 7,5 м/с2
Положение центра тяжести относительно базы автомобиля:
- легковые автомобили: a = b = 0,5L; hg = 0,27L;
- автомобили повышенной проходимости (джип): a = 0,7L;
b = 0,3L; hg = 0,38L
Автомобиль с кузовом седан
Audi
L =2,650 м
a=b=0,5·L=0,5·2,65=1,325 м
hG=0,27·L=0,27·2,65=0,72 м
Служебное торможение
γ=0,2
Автомобиль остановится, не нарушатся удобства пассажиров, если выполняется условие:
0< γТ <2,5 м2/с
1). Все колеса тормозные:
, м2/с
где: γТ1 – замедление при торможении на горизонтальном участке без учета сопротивления движения, м2/с
γ – удельная тормозная сила.
м2/с
0< 1,96 <2,5 – условие выполняется.
2). Передние колеса тормозные:
м2/с
0< 1,04 <2,5 – условие выполняется.
3). Задние колеса тормозные:
м2/с
0< 0,93 <2,5 – условие выполняется.
Аварийное торможение
γ=0,60
Автомобиль остановится сохраняя требуемую траекторию движения если выполняется условие:
2,5< γТ <7,5 м2/с
1). Все колеса тормозные:
, м2/с
2,5< 5,88 <7,5 – условие выполняется.
2). Передние колеса тормозные:
м2/с
2,5< 3,52 <7,5 – условие выполняется.
3). Задние колеса тормозные:
м2/с
2,5< 2,53 <7,5 – условие выполняется.
Автомобиль повышенной проходимости
Внедорожник Land Rover
L=2,360 м
а=0,7·L=0,7·2,36=1,652 м
b=0,3·L=0,3·2,36=0,71 м
hG=0,38·L=0,38·2,36=0,9 м
Служебное торможение
γ=0,2
Автомобиль остановится, не нарушатся удобства пассажиров, если выполняется условие:
0< γТ <2,5 м2/с
1). Все колеса тормозные:
, м2/с
0< 1,96 <2,5 – условие выполняется.
2). Передние колеса тормозные:
м2/с
0< 0,64 <2,5 – условие выполняется.
3). Задние колеса тормозные:
м2/с
0< 1,28 <2,5 – условие выполняется.
Аварийное торможение
γ=0,75
Автомобиль остановится сохраняя требуемую траекторию движения если выполняется условие:
2,5< γТ <7,5 м2/с
1). Все колеса тормозные:
, м2/с
2,5< 7,35 <7,5 – условие выполняется.
2). Передние колеса тормозные:
м2/с
2,5< 3,1 <7,5 – условие выполняется.
3). Задние колеса тормозные:
м2/с
2,5< 4 <7,5 – условие выполняется.
Схема торможения | Режимы торможения | |||
Служебное | Аварийное | |||
Audi | Land Rover | Audi | Land Rover | |
Тормозные колеса-все | 1,96 | 1,96 | 5,88 | 7,35 |
Тормозные колеса-передние | 1.04 | 0,64 | 3.52 | 3,1 |
Тормозные колеса-задние | 0.93 | 1,28 | 2,53 |
Автомобиль класса внедорожник по параметрам «замедление» при торможении на горизонтальном участке превосходит автомобиль класса седан.