ОНРС с блочным и линейным расположением машин
ОНРС этого типа обычно располагают в отдельном здании.
Отделение состоит из нескольких пролетов, параллельных пролетам главного здания, и соединено с ним ширококолейными путями 9 на нулевой отметке, начинающимися от конвертеров. По этим путям в ОНРС доставляют ковши с жидкой сталью на сталевозах 21. Ближайший к главному зданию – пролёт подготовки и ремонта промковшей (наличие этого пролета необязательно, в некоторых цехах он входит в состав главного здания, а в некоторых подготовку промковшей ведут в торцах разливочных пролетов, а ремонт, в отдельном помещении). Пролет оборудован мостовыми кранами 5, для переноски промковшей на ремонтные стенды и других работ. Разливочные пролеты II –IV (пролеты УНРС), число которых определяется числом устанавливаемых в отделении УНРС.
В пролете V расположена транспортная линия передачи заготовок на склад и иногда там хранят запасное оборудование.
Рисунок 10.1 - План и продольный разрез ОНРС с блочным расположением машин
Поперечные сталевозные пути 9 разделяют пролеты зданий на две симметричные части. В разливочных пролетах по обеим сторонам от пути 9 расположено по одной УНРС 14- двумя блоками с двух сторон от сталевозных путей. В пролетах УНРС установлено по два разливочных крана 4 для транспортировки ковшей и один кран 25 меньшей грузоподъемности для транспортировки промковшей и оборудования УНРС при ремонтах.
Применяют одно- и двухъярусное расположение кранов: в первом случае все краны разливочного пролета перемещаются по общим подкрановым путям (путь 27), во втором – разливочные краны 4 перемещаются по путям 27 верхнего яруса, а вспомогательные – по путям нижнего яруса ( путь 27а и кран 25а).
Разливочные пролеты в районе расположения поворотных стендов 13 и кристаллизаторов перекрыты рабочей площадкой 6. Между сталевозными путями 9 в разливочных пролетах расположены установки внепечной обработки 23 и вакууматор 10,помещение для пароэжекторных насосов 8. Под вакууматором 10 и расположенными в одну линию установками доводки 23 поперечные ширококолейные пути 24 и 11 для сталевозов 22. На них краном 4 устанавливают прибывающие по путям 9 ковши с жидкой сталью, после чего сталевоз 22 подает ковш на УДСК или вакууматор, а после внепечной обработки вновь выезжает с ковшом в зону действия литейных кранов 4 для последующей передачи ковша на УНРС. Наличие отдельных сталевозных путей 11 и 24 для установок внепечной обработки стали обеспечивает независимое от внепечной обработки движение сталевозов по путям 9, т. е. исключает помехи в доставке сталеразливочных ковшей к конвертерам.
Для выдачи из ОНРС литых заготовок - ширококолейные рельсовые пути 1 и 18 с рольганг- тележками 3, продольный рельсовый путь 20 со слябовозом 26 и рольганг 16. Передвигающееся в поперечном направлении крановое устройство 29 для передачи в случае необходимости слябов с рольганга 14 УНРС на стеллажи для временного складирования. Поперечные рельсовые пути 12 с тележками 7 для транспортировки промковшей; поперечный путь 2 - для транспортировки оборудования на тележках. К зданию ОНРС примыкает транспортно-отделочное отделение, в которое слябы поступают по рольгангу 16. При необходимости поверхности слябов зачищают. Здесь также имеются площади для складирования слябов, отсюда их отправляют в прокатный цех.
Возможна разновидность планировки ОНРС с расположением УНРС одним блоком с одной стороны от сталевозных путей. Ее преимущество: нет необходимости в специальной транспортной линии (путь 20) Для передачи заготовок на склад из отдаленного от склада блока УНРС.
Ширина пролетов: промковшей- 24 м; разливочных при установке в них двухручьевых УНРС- 30 м. Рабочая площадка разливочного пролета на уровне верха кристаллизатора при радиусе УНРС от 10 до 12 м, расположена на высоте 11,5–13,5 м; высота подкрановых рельсов разливочного крана 28 – 30 м, а при двухъярусном расположении кранов над УНРС–35 м.
Ковши с жидкой сталью поступают в пролеты ОНРС на сталевозах 21 по путям 9. Часть ковшей кранами 4 переставляют на сталевоз 22, стоящий на пути 11. По этому пути сталевоз 22 доставляет ковш на установку доводки 23, останавливаясь под стендом установки для внепечной обработки. После ее окончания сталевоз выезжает в зону действия крана 4, которым ковш поднимают со сталевоза и устанавливают на поворотный стенд 13 УНРС.
Ковши со сталью для обработки вакуумом переставляют с путей 9 на сталевоз 22, находящийся на пути 24 и доставляющий ковш к вакууматору 10. После вакуумирования сталевоз 22 перевозит ковш из-под вакууматора в один из разливочных пролетов, где краном 4 ковш устанавливают на стенд 13 УНРС. После окончания разливки краном 4 сливают из ковша шлак в шлаковни, установленные между рельсовыми путями 9, и затем устанавливают ковш на сталевоз 21, транспортирующий его в ковшовый пролет главного здания.
Получаемые после разрезания слитков на газорезке 28 заготовки мерной длины выдаются с рольгангов 14 УНРС на рольганг - тележки 3, которые по поперечным рельсовым путям 1 и 18 движутся в пролет V. С рольганг - тележки на рельсовом пути 18 заготовка поступает на рольганг 16, транспортирующий ее в транспортно-отделочное отделение.
С рольганг - тележки на пути 1 заготовка выдается на находящийся на рельсовом пути 20 слябовоз 26, который транспортирует ее к рольгангу 16. Сталкивателем 17 заготовку сталкивают со слябовоза на рольганг 16, который доставляет ее в транспортно-отделочное отделение. Краны 19 пролета V выполняют, ремонтно-монтажные работы.
Промковши доставляют из пролета подготовки I в разливочные на самоходной тележке 7 по поперечному рельсовому пути 12. Далее вспомогательным краном их устанавливают на рабочую площадку 6 УНРС на стенды для разогрева, а перед началом разливки на подвижную тележку, над кристаллизатором. После окончания разливки промежуточный ковш тем же путем возвращают в пролет подготовки I.
Ремонт промежуточных ковшей ведут на расположенных в пролете подготовки I на стендах: охлаждения; выпрессовки стаканов и «козлов», снабженном гидравлическим устройством ломки футеровки; выполнения новой футеровки; установки стаканов; сушки футеровки. Перестановку ковшей со стенда на стенд осуществляют двумя мостовыми кранами 5. Кроме того, в пролете имеются участки и печи для наборки и сушки стопоров и узел приготовления огнеупорных масс и растворов и иногда установка для выполнения наливной футеровки пром ковшей.