Отбор ассортимента и отгрузка товаров со склада
Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются наиболее трудоемкими.
Хронометраж работы отборщика:
♦ отборка товара по заказу покупателей – 10 %;
♦ простой во время пополнения запаса в зоне отборки либо во время работы в этой зоне другого отборщика – 20 %;
♦ работа с отборочными листами – 30 %;
♦ перемещение между местами отборки – 40 %.
На складах выделяют зоны для хранения резервного запаса и зоны для хранения отбираемого запаса. Отбираемые запасы располагают на нижних ярусах стеллажей.
Разделение резервного и отбираемого запаса может осуществляться двумя способами:
♦ вертикальное разделение – резервный запас находится над отбираемым (рис. 119);
♦ горизонтальное разделение – резервный и отбираемый запасы находятся в разных местах склада (рис. 120).
Зону для хранения отбираемого запаса делят на "горячую", максимально приближенную к отправочной экспедиции, и "холодную" – остальную часть склада, доступную для совершения операции отборки. В "горячей" зоне размещают отбираемый запас товаров с высокой частотой заказов, в "холодной" – с низкой.
Сокращение вынужденного простоя обеспечивается за счет хранения товаров, пользующихся высоким спросом, в нескольких местах зоны отборки (рис. 121).
Персонал, осуществляющий отборку товаров, и персонал, занимающийся пополнением запасов, работают в зоне хранения. Маршруты их движения не будут пересекаться, если:
♦ пополнение резервного запаса и запаса участка комплектования осуществлять с разных сторон стеллажа (рис. 122);
♦ работу персонала, пополняющего запасы и занимающегося отборкой, развести по времени.
Применяются два метода отборки товаров:
1. Индивидуальная отборка это последовательное укомплектовывание отдельного заказа.
2. Комплексная отборка применяется при выполнении небольших заказов.
Информация, которой должен располагать отборщик в процессе выполнения заказа:
♦ где размещены товары;
♦ сколько товара необходимо;
♦ кому предназначен товар;
♦ что делать, если отбираемый запас закончился;
♦ что делать после отборки заказанного товара.
Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску характеризуется следующими показателями:
♦ частота отборки;
♦ пропускная способность участка отборки;
♦ уровень обслуживания заказчиков;
♦ случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.
В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие задачи:
♦ формирование и группировка товаров по маршрутам;
♦ контроль качества упаковки товаров, исключающий случаи их порчи при транспортировке;
♦ формирование маршрутов движения автотранспорта;
♦ своевременная отправка товаров покупателям;
♦ ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;
♦ контроль за возвратом оборотной тары (если эта категория тары используется);
♦ оформление всех видов документов.
Работники, выполняющие операции по отгрузке, принимают упакованные товары с участка комплектации в соответствии с комплектовочными ведомостями. проверяются количество мест, целость тары и наличие сопроводительной документации.
Далее товары, упакованные в тару, перемещают в специальную экспедиционную зону склада.
Перед отправкой работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку.
Из экспедиции на рампу товары могут перемещаться с помощью погрузчиков, тележек, транспортеров.
В кузов автомобиля грузы укладывают с учетом максимального использования его площади, грузоподъемности и расположения грузополучателей на маршруте. Размещение товарных мест должно соответствовать порядку их выгрузки при движении по маршруту.
Понятие грузовой единицы
Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое.
Верное решение по выбору грузовой единицы обеспечивает:
♦ единовременное транспортирование большего количества товара;
♦ эффективное использование площади и объема склада;
♦ возможность использования стандартного оборудования при погрузочно – разгрузочных транспортно – складских (ПРТС) работах;
♦ ускорение ПРТС работ;
♦ минимизацию риска повреждения товара;
♦ повышение безопасности логистических процессов.
Характеристиками грузовой единицы являются следующие:
♦ размеры грузовой единицы;
♦ способность к сохранению целостности.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200 x800 и 1200 x1000 мм.
В логистике используют некоторую условную единицу площади, базовый модуль. Это прямоугольник со сторонами 600 x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары.
Выделяют два вида грузовых единиц:
♦ первичная грузовая единица – груз в транспортной таре (в ящиках, бочках, мешках). грузовая единица проходит каналы товародвижения без переформирования.
♦ укрупненная грузовая единица – грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, на какой – либо стадии товародвижения всего будет расформирована при подборе ассортимента у оптовика.
Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам поэтому сокращение размеров снижает издержки.
расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны массе и размеру.