Характеристика складских операций
Принципиальная схема склада:
Комплекс складских операций представляет следующую последовательность:
♦ разгрузка транспорта – логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза;. Технология выполнения погрузочно – разгрузочных работ зависит от характера груза, типа транспортного средства, вида используемых средств механизации.
♦ приемка товаров; В ходе технологических операций могут происходить изменения - порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль, ошибки персонала поставщика при формировании партий товаров, образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортимента. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров груза с данными сопроводительных документов, позволяет актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.
♦ размещение на хранение;
На складе принятый груз перемещается в зону хранения. Тарно – штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.
♦ отборка товаров из мест хранения;
может производиться двумя основными способами: отборка целого грузового пакета; отборка части пакета без снятия поддона.
В высотных складах тарно – штучных грузов отборщик в специальном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статическими.
В высотных динамических складах стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика.
Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1: 5. Динамические склады высота стеллажей 16 – 24 м, до 40 м. Длина – вплоть до 150 м.
♦ комплектование и упаковка товаров - товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия, поэтому необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный товар и обеспечивать доставку покупателям
♦ погрузка – логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство - выполняется на автомобильной рампе
♦ внутрискладское перемещение грузов
Поступление грузов на склад
Надежность и экономичность работы склада зависит от количества постов для выполнения погрузочно – разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет рост строительных затрат и эксплуатационных расходов, сокращение – увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, т. е. увеличивает потребность в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки – это расходы, связанные с простоем транспорта.
При определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:
♦ размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;
♦ размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на простой транспорта в ожидании обслуживания.
где Собщ – суммарные экономические затраты и потери;
C1 – расходы, связанные со строительством и эксплуатацией поста обслуживания транспорта;
N – количество постов обслуживания;
С2 – затраты и потери, связанные с организацией ожидания и простоем транспорта;
К – среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.
Пропускная способность погрузочно – разгрузочной зоны зависит от грузоподъемности транспорта. Количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности транспорта.
Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 117).
Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:
♦ сократить размер площади для выполнения операций;
♦ облегчить контроль операций разгрузки и погрузки – операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
♦ повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно – разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.
недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является:
- появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.
- тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.
Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги или со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.