Оценка пропускной способности дорог
Одновременно с оценкой интенсивности движения определяют и пропускную способность дороги. Оценку пропускной способности производят:
- на дорогах категорий I и II с целью выявления участков с недостаточной пропускной способностью, где возможны кратковременные заторы и накопление больших очередей автомобилей;
- на дорогах III категорий для организации пропуска колонн автомобилей или выявления неблагоприятных для движения участков в период уборочной кампании;
- для оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение пропускной способности.
Пропускную способность определяют двумя способами: непосредственными измерениями в реальных дорожных условиях и путем построения линейного графика.
Линейный график используют при необходимости оценки пропускной способности большого протяжения дороги или отдельных ее элементов.
При непосредственных измерениях в реальных дорожных условиях пропускную способность отдельного элемента оценивают двумя методами:
- на основе измерения отдельных скоростей движения и максимальной плотности;
- путем непрерывного подсчета количества автомобилей, проходящих рассматриваемый элемент дороги в течение часа.
При использовании первого метода пропускную способность определяют:
- для двухполосных дорог
Р = 0,194v0qmax;
- для многополосных дорог
Р = 0,23v0qmax,
где v0 – средняя скорость свободного движения однородного потока, состоящего из легковых автомобилей на эталонном участке дороги, км/ч;
qmax – максимальная плотность по одной полосе движения, авт/км.
Непосредственный подсчет автомобилей, проходящих через рассматриваемый элемент, ведут в часы «пик».
Основным документом, который оформляется после оценки пропускной способности, является линейный график пропускной способности и коэффициент загрузки дороги движением.
Построение линейных графиков скоростей движения и расхода топлива
От установленного на дороге скоростного режима зависят БД, пропускная способность и технико-экономические показатели транспортной работы дороги.
Наиболее детальная оценка условий движения может быть получена с помощью линейного графика скоростей движения. Такие графики строят путем проезда автомобиля-лаборатории с непрерывной регистрацией скоростей движения.
Линейный график скорости движения потока автомобилей позволяет:
- выявить возможные места заторов;
- оценить среднее время сообщения;
- оценить средние эксплуатационные скорости.
Исследования проф. В.Ф.Бабкова показали, что снижения скорости движения могут быть вызваны следующими причинами:
- общей сложностью рельефа местности;
- наличием отдельных неблагоприятных для движения участков (кривые малых радиусов, узкие мосты, крутые подъемы и т.д.);
- плохим состоянием покрытия.
Применяя линейный график совместно с данными об аварийности, разрабатывают рекомендации по расстановке дорожных знаков, нанесению разметки проезжей части, назначению мест установки ограждений.
Большое внимание при обследовании дороги уделяется оценке энергетических затрат, в первую очередь, оценке расхода топлива. На величину расхода топлива существенное влияние оказывает состояние дорожного покрытия и размеры геометрических элементов дороги.
Скорость движения, км/ч | Относительный расход топлива, %, при продольных уклонах, ‰ | |||
-30 | ||||
равномерная 60 – 80 80 – 100 |
Расход топлива при движении автомобиля по заданному участку может быть определен при помощи графиков динамических и экономических характеристик.
График экономических характеристик строят с использованием формулы
где qе – удельный расход топлива;
Кв – коэффициент сопротивления воздуха;
ω – лобовая площадь автомобиля;
v– скорость движения;
G – вес автомобиля;
Ψ– дорожные сопротивления;
ηтр – к.п.д. трансмиссии;
γ – плотность топлива.
Линейные графики для наиболее важных маршрутов строят через каждые 5 лет. Это позволяет выявить тенденцию изменения условий движения на опасных участках.