Определение расхода топлива автомобилем
Расход топлива зависит от дорожных условий и режимов движения. Для оценки расхода топлива служит график экономической характеристики автомобиля, показывающий расход топлива в л на 100 км пробега автомобиля при различных сопротивлениях и скорости движения. Экономические характеристики могут быть получены аналитически или в результате экспериментов.
Расход топлива при движении автомобиля по заданному участку дороги определяется с использованием графиков динамических и экономических характеристик при помощи следующих построений.
1. Определяется протяженность участков l1, l2, l3, … c равными дорожными сопротивлениями ψ1, ψ2, ψ3, …которые автомобиль может пройти на тех или иных передачах.
2. Для этих участков строят графики дорожных сопротивлений: ψ = f + i – для постоянных скоростей и ψ = f + i+ j- для разгона и торможения.
3. По графику динамических характеристик Dv = f(v) определяют соответствующие скорости движения v1, v2, v3,… автомобиля.
4. По скоростям и значениям дорожных сопротивлений ψ, используя построенные под осью скоростей графики экономических характеристик, определяют соответствующие каждому участку расходы топлива Q100 в л на 100 км и на проезд каждого участкаq = (Q100/100)l.
От скорости автомобиля на отдельных участках зависит также износ шин. За 100% принимают пробег шин на дорогах с ровным твердым усовершенствованным покрытием. На дорогах с менее ровным покрытием (щебеночное, гравийное) пробег шин снижается на 25 – 30 %, а на дорогах с большим количеством выбоин и других деформаций – на 50 %.
17 Рекомендуемые и наименьшие допустимые радиусы кривых в плане
При проектировании автодорог радиусы кривых в плане определяют по приведенной выше формуле:
R ≥ v2/g(μ ± i),
μ – коэффициент поперечной силы;
i – поперечный уклон дороги;
«+» – наименьший радиус;
«–» – рекомендуемый.
Допустимые максимальные значения коэффициента поперечной силы μ в зависимости от поперечного сцепления шины с поверхностью покрытия и исходя из требований устойчивости автомобиля приведем в таблице.
Показатель | Предельно-допустимые значения μ на покрытии | ||
сухом, φ= 0,6 | мокром, φ= 0,4 | покрытом льдом, φ= 0,2 | |
Устойчивость против опрокидывания | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Устойчивость против заноса | 0,36 | 0,24 | 0,12 |
Комфортность поездки | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Экономичность эксплуатации автомобиля | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Рекомендуемый радиус – это такой радиус кривой, который обеспечивает удобное движение автомобиля по кривой с расчетной скоростью. Рекомендуется назначать радиусы ≥ 3000 м, т.к. условия движения на таких кривых такие же, как на прямых, при этом не устраиваются переходные кривые.
В зависимости от рельефа местности, наличия различных препятствий и т.д. приходится допускать меньшие значения радиусов, при этом соблюдается условие, обеспечивающее движение автомобиля с расчетной скоростью с запасом устойчивости против заноса или опрокидывания.
Практика показывает, что в большинстве случаев занос автомобиля происходит раньше, чем его опрокидывание, поэтому минимальные радиусы определяют, как правило, по условиям заноса.
Наименьший радиус – это такой радиус кривой, при котором обеспечивается безопасное движение с расчетной скоростью при чистом и увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширений ПЧ.
Наименьшие допустимые радиусы кривых в плане определяют по расчету в зависимости от скорости движения и минимальных значений коэффициента поперечной силы μ.
18 Виды закруглений плана трассы
Закругления на автомобильных дорогах бывают:
· состоящее из круговой кривой;
· состоящее из круговой кривой и переходных кривых;
· клотоидное;
· серпантины.
При радиусах более 3000 м переходные кривые не устраиваются, только круговая кривая. Расчет такого закругления производят в следующей последовательности:
· определяется угол поворота α;
· назначается рекомендуемый радиус R;
· рассчитываются элементы круговой кривой: К; Т; Д; Б;
· определяется пикетажное значение начала круговой кривой (НКК), соответствующее началу закругления (НЗ) и конца круговой кривой (ККК), соответствующее концу закругления (КЗ).
При движении по кривым малого радиуса (R ≤ 2000 м) в целях безопасности движения и плавного нарастания центробежного ускорения устраивают переходную кривую. Переходная кривая представляет собой кривую переменного радиуса (от ∞ до R), по которой происходит плавный поворот передних колес автомобиля, исключающий боковой толчок при въезде на круговую кривую. Длина переходной кривой определяется по формуле
L = v3/(47RJ),
где v – скорость автомобиля;
R – радиус круговой кривой;
J – скорость нарастания центробежного ускорения.
Расчет закругления с переходными кривыми и круговой вставкой выполняют в следующей последовательности: · в зависимости от угла поворота αи радиуса круговой кривой R определяют значения К; Т; Д; Б; · в зависимости от радиуса круговой кривой R по таблицам |
устанавливаются элементы переходной кривой:
- длина L;
- угол поворота αmin = 2β;
- сдвижка начала круговой кривой t;
-сдвижка круговой кривой р;
· проверяется возможность устройства переходной кривой, α ≥ αmin;
· определяется центральный угол γ и длина сокращенной кривой К0
γ = α – 2β;
К0 =πRγ/180;
· рассчитываются элементы закругления:
Т1 = Т + t; К1 = К0 + 2L;
Б1 = Б + р; Д1 = 2Т1 – К1;
· определяется пикетажное положение основных точек закругления:
НЗ = ВУ – Т1; НКК = НЗ + L;
КЗ = НЗ + К1; ККК = КЗ – L.
В настоящее время при проектировании автодорог широко применяется клотоидное закругление- это закругление, состоящее из двух переходных кривых. Расчет клотоидного закругления выполняется с использованием специальных таблиц для проектирования и разбивки клотоидной трассы. Переходные кривые по клотоиде характеризуются: углом поворота трассы α, углом клотоиды β, длиной клотоиды L, тангенсом клотоиды Т, радиусом R, параметром клотоиды А = √(RL).
При трассировании дорог в горной местности широко применяется закругление в виде серпантины. Серпантина – это кривая, описанная с внешней стороны угла поворота между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом.
Основные элементы серпантины: · основная кривая с углом γ и радиусом R; · вспомогательные кривые с углом β и радиусом r; · прямая вставка – m; · шейка серпантины - АВ |
Серпантины могут быть I рода – симметричные, у которых обратные кривые расположены выпуклостью в разные стороны (см. рисунок) и IIрода – со смещенным центром основной кривой и обратными кривыми , описанными дугами разных радиусов.
Проектирование серпантины заключается в расчете ее элементов и проверке размещения ее на местности.