Определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте

1) Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru (1.1)

где:

Qн- нормативный расход топлива, литры;

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

2) Для автобусов нормируемое значение расхода топлива определяется по формуле:

определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru (1.2) (2)

где:

QH- нормативный расход топлива, литры;

Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100

км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлива при использовании штатных

независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/час;

Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

3) Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему выражению:

определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru (1.3) (3)

где:

QH - нормативный расход топлива, литры;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

Ншп - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в

снаряженном состоянии без груза:

Hsan=Hs+Hg*Gnp,, л/100 км,

где:

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в

снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan=Hs,, л/100 км, для одиночного

автомобиля, тягача);

Нw - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или

полуприцепа, л/100 т.км;

Gnp - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км,

W - объем транспортной работы, т.км: W = Gap*Sgp (где Сгр - масса

груза, т; Sep - пробег с грузом, км);

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) - до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) - до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

4) Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

определение нормативного расхода топлива на автомобильном транспорте - student2.ru (1.4)(4)

где:

Qн- нормативный расход топлива, литры;

S - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Нsanc - норма расхода топлива автомобиля-самосвала или

самосвального автопоезда:

Hsanc=Hs+Hw(Gпр+0,5q),л/100 км,

где:

Hs - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала в

снаряженном состоянии без груза или транспортная норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;

Hw - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на

дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т.км;

Gnp - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом

автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки 0,5): бензина-до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом

при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

-до 0,25 л жидкого топлива (до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до
0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного
состава;

-до 0,2 куб. м природного газа и ОД л дизельного топлива
ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей (формула 1.3).

5) Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (формула 3). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

6) Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

- автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

- автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Qн=(0,01*Нsc*S+HT*T)*(1+0,01D) (1.5) (5)

где:

Hsc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: H!sc =Hsc+Hw*W);

S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Нт - норма расхода топлива на работу специального оборудования,

л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.); Т - время работы оборудования, час. или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

QH=0,01*(Hsc*S`+HS ``*S``)*(1+0,01D) (1 . 6 ) (6)

где:

Hsc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км;

S`` - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной

работы во время передвижения, л/100 км;

S" - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Задание 1.

В соответствии с вариантом задания определить нормативный расход топлива.

Вариант 1.

Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 - 800 метров, совершил пробег 244 километра. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 2.

Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе с населением 600 тыс. чел. в Тюменской области в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 часов. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 3.

Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т.км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 4.

Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т.км транспортной работы в условиях сезонной распутицы по дорогам второй категории и совершил общий пробег 475 км. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 5.

Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т.км транспортной работы при пробеге 595 км. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 6.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере. Определить

нормативный расход топлива.

Вариант 7.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тн щебня. Общий пробег составил 240 км. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 8.

Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 9.

Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа. Определить нормативный расход топлива.

Вариант 10.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-цистерна АВЦ-1,7 на базе ГАЗ-66 совершил пробег до места работы 30 км и 2 операции по заполнению и сливу цистерны. Определить нормативный расход топлива, если общий пробег цистерны составил 60 км в условиях зимнего времени в ЯНАО.

Наши рекомендации