Сцепление шин с поверхностью дороги
Тяговое усилие на колесах, обеспечиваемое мощностью автомобиля, может быть развито только в том случае, если между колесами и покрытием имеется сцепление.
Отношение максимального тягового усилия на колесе ркк вертикальной нагрузке на покрытие Gк называется коэффициентом сцепления:
φ = рк/ Gк.
В зависимости от направления сдвигающей силы различают коэффициент продольного сцепления φпр и коэффициент поперечного сцепления φпоп.
Коэффициент продольного сцепления соответствует началу проскальзывания заторможенного или пробуксовыванию движущегося колеса без действия боковой силы. Его применяют при расчете тормозного пути и при оценке возможности трогания
автомобиля с места.
Коэффициент поперечного сцепления возникает под действием боковой силы, когда колесо одновременно вращается и скользит в боковом направлении, φпоп =(0,5 ÷ 0,85)φпр.
Этот коэффициент характеризует устойчивость автомобиля при проезде кривых малых радиусов.
При обосновании геометрических элементов плана в нашей стране φпр принимается 0,6 при сухом и чистом покрытии.
Условия сцепления ведущих колес с поверхностью дороги оказывают влияние на динамические возможности автомобиля. Поэтому наряду с динамическими характеристиками по мощности двигателя при тяговых расчетах используют также динамические характеристики по условиям сцепления, получаемые из уравнения движения автомобиля, где сила тяги заменяется на силу тяги по сцеплению
Рр = G ׳φпр,
где G ׳– нагрузка от ведущих колес на дорогу.
G ׳φпр = Gf ± Gj ± Gi + Рω.
Динамическая характеристика по сцеплению
Dсц = (G ׳φпр - Квωv2/13)/G = f ± j ± i.
Эта характеристика обычно наносится на график динамических характеристик по силе тяги.
Торможение автомобиля
Нормальный эксплуатационный режим торможения соответствует неполной блокировке колес, при которой колесо катится по покрытию с небольшим пробуксовыванием. При аварийном торможении происходит блокировка колес, в результате которой колесо, перестав вращаться, скользит по поверхности покрытия юзом, приводя к нагреванию и плавке шины в зоне контакта с покрытием.
Для характеристики замедления автомобиля при торможении с выключенным сцеплением, когда силой, движущей автомобиль, является его инерция, может быть использовано уравнение движения автомобиля в следующем виде:
δвр Gj = Рт + Рω ± Рi + Рf,
где Рω , Рi , Рf– сопротивления движению;
Рт = γтG – тормозная сила, γт – коэффициент тормозной силы, зависящий от конструктивных особенностей тормозной системы автомобиля и ее состояния, интенсивности торможения и т.д.
δвр Gj = γтG + Рω + Gf ± Gi.
δвр j = γт + Рω/G + f ± i.
Здесь δвр j – отрицательное ускорение при торможении, которое характеризует интенсивность замедления автомобиля. При v < 30 км/чсопротивление воздуха незначительно и поэтому его влиянием можно пренебречь. Это вносит в расчеты ошибку, не превышающую 5%.
Длина пути, на котором водитель может остановить автомобиль – тормозной путь, является важнейшей характеристикой безопасности движения. Исследования длины тормозного пути показывают, что необходимо учитывать и время реакции водителя, которое зависит от стажа работы, усталости, скорости движения и т.д. При расчете тормозного пути оно принимается равным 1 – 2 с.
Путь, проходимый автомобилей за период полного торможения, рассчитывается по формуле равномерно замедленного движения
v = √2aSт,
где а – абсолютное значение отрицательного ускорения, равное (γт + f ± i)g.
Тогда
Sт = v2/[2 g(γт + f ± i)].
При расчетах, связанных с определением геометрических характеристик плана и продольного профиля, исходят из наиболее опасного случая – аварийного торможения, принимая γт = φпр.Из-за неточности регулировки тормозов, неравномерности распределения усилий между колесами не реализуется полная тормозная сила. Это учитывается коэффициентом эффективности торможения Кэ. Поэтому расчетное значение тормозного пути
Sт =Кэ v2/[2 g(φпр + f ± i)].
Для обеспечения большей безопасности движения расчетный тормозной путь (остановочный путь) принято определять по следующей формуле:
Sт =l1 + l2 + l3 = vtp/3,6 + Кэ v2/[254(φпр + f ± i)] + l3.
где l1 –путь, пройденный автомобилем за период реакции водителя;
l2 –тормозной путь автомобиля;
l3 –зазор безопасности, принимается 3 – 5 м.