Занятие 12. «Новогодний праздник»

1.Выясните, знает ли ваш сын или дочь, какой праздник приближается. Объ­ясните, что скоро наступит Новый год, его будут встречать все люди. В домах укра­сят елки, к детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и радоваться.

2.Рассмотрите с ребенком рисунок 26. Объясните, что карнавалом называют праздник, на который гости приходят, одетые в сказочные костюмы. Помогите ему составить рассказ о карнавале, задавая вопросы.

• Куда пришли дети? (Дети пришли на карнавал.)

• Кто встретил их на карнавале? (На карнавале их встретил Дед Мороз.)

• В каких костюмах были дети? (Дети были в разных костюмах: зайчика, клоуна, снежинки, Красной Шапочки, Буратино.)

• Что делали дети на карнавале? (Дети водили хоровод, пели и танцевали.)

• Как ты думаешь, чем закончился праздник? (В конце праздника Дед Мороз по­дарил всем детям подарки.)

Предложите ребенку повторить рассказ самостоятельно. Похвалите ребенка, если он добавит в рассказ что-то из личного опыта.

3. Помогите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке.
Например. Это — елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный,

блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.

Это — елочная игрушка хлопушка. Она большая, овальная, картонная, разноц­ветная. На ней нарисованы красивые узоры. Внутри хлопушки есть сюрприз.

4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко».

Для этого прочитайте четверостишье без последнего слова и объясните, что надо это слово подобрать так, чтобы оно подходило по смыслу и звучало «складно», в рифму.

Наступает Новый год,

Всем подарки он несет.

Возле елки в светлом зале

Дети водят ... (хоровод).

6.Выучите и ежедневно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику.

На елке

На елке, на елке Зайчата и волки, Котята и мышки, Мохнатые мишки.   Танцуют зверята, Смеются, резвятся. Котяток мышата Совсем не боятся. Ритмично хлопать в ладоши. Соединять кончики пальцев обеих рук, на­чиная с больших пальцев, на каждое назва­ние животных. Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.  

Занятие 13. «Мебель»

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о
мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.

Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямо­угольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него веша­ют одежду и кладут белье.

Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.

Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подло­котники. На диване можно сидеть или лежать.

С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели (рис. 27).

2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.

Что это? (Стул.)

У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что

это? (Кресло.)

3.Предложите ребенку ответить на вопросы:

• Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)

• Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)

• На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)

• В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)

• Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

4. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов,
потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняет­ся ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать анало­гичные действия.

5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без ... (ножки).

На шкафу корзинка с перцем

И открыты обе ... (дверцы).

На буфете ежик с волком,

Ну а сам буфет без ... (полки).

Занятие 14. «Транспорт»

1.Понаблюдайте с ребенком за транспортом на улице. Выясните, знает ли он названия транспорта, известно ли ему, что транспорт бывает грузовым и пассажир­ским. Если в знаниях вашего сына или дочки есть пробелы, помогите ребенку — назовите те машины, названия которых ему неизвестны, а потом проверьте, запо­мнил ли он эти названия. Объясните, что пассажирским называют транспорт, ко­торый перевозит пассажиров, а грузовым — тот транспорт, который перевозит грузы.

2.Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями дорожного транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль), железнодорожного транспорта (поезд, трамвай), воздушного транспорта (самолет, вертолет), водного транспорта (тепло­ход, баржа), подземного транспорта (метро). Пусть ребенок показывает и называет нарисованное (рис. 28—29).

Предложите ребенку подумать, почему транспорт называют дорожным (двига­ется по дороге), железнодорожным (двигается по железной дороге), воздушным (двигается по воздуху), водным (двигается по воде), подземным (двигается под зем­лей). Обратите внимание ребенка на подпись над картинкой.

3. На улице понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом, покажите ему
грузовик, фургон, самосвал, цистерну, платформу, рефрижератор. Отработайте с
ребенком произношение этих названий. Сначала четко произнесите их сами, вместе
с ребенком, потом пусть он произнесет эти слова сам.

Побеседуйте о том, какие грузы перевозят эти машины: грузовик — кирпичи, арбузы, капусту, ящики с продуктами; фургон — продукты, лекарства, одежду, игрушки; самосвал — песок, землю, камни; цистерна — воду, молоко, бензин; платформа — разную технику, другие машины; рефрижератор — замороженные продукты.

4. Выучите с ребенком стихотворение, которое познакомит его с таким водным
транспортом, как ялик (весельная лодка). Покажите, как выразительно можно его
рассказать, ведь это стихотворение-шутка.

Ялик

На якоре ялик стоял у причала.

Волна, набегая, тот ялик качала,

А еж-капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.


Наши рекомендации