Занятие 18 рождественский праздник

Участники: Батюшка, родители, учи­теля, воспитатели, ребята, приглашенные.

ЗАНЯТИЕ 19

Нечестивым нет мира, говорит Господь (Ис. 48:22)

Тема урока: НАШЕСТВИЕ

Хорошо ли поступали князья, когда заставляли свои дружины воевать друг с другом?

Хорошо ли, когда на русской земле русские люди убивают русских?

Долго ли ждал Господь, что русские князья одумаются?

Какая страшная беда настигла землю русскую за то, что ее правители немудро правили?

Как началась битва на реке Калке?

Сколько русских князей погибло в этой битве?

Смогло ли русское воинство защитить Русь от нашествия татар?

Как стали вести себя захватчики в русских городах, деревнях?

Как поступали с женщинами, детьми?

Почему Великий князь из Владимира отказался помочь Рязанскому князю в битве с врагами?

Что случилось с городом Рязанью?

Что стало с городом Владимиром?

Что стало с Киевом?

Как звали главного начальника у та­тар? [

Где построил себе хан Батый себе го­род на реке Волге?

Зачем русские князья возили дань в город Сарай?

Кто были захватчики по вере?

Знали ли они Бога Истинного?

Как заставляли князей проходить через костер очищения и поклоняться ка­ким богам?

Практическое задание:

Поразмышлять, для чего нужно быть внимательным к своим словам, почему так страшно ругаться матом. Посоветоваться с родителями.

ЗАНЯТИЕ 20

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5:8)

Тема урока: УСЕРДИЕ

Были ли враги у русского народа кроме Золотой Орды?

Почему шведы стали требовать от князя Александра, чтобы он стал их слу­гой?

Как поступил князь Александр?

Захотели ли новгородцы подчиниться шведам?

Какое чудное явление было князю Александру?

Почему князья Борис и Глеб назвали князя Александра своим братом?

Победил ли князь Александр со своей дружиной шведов на реке Неве?

Почему князь Александр стал назы­ваться Невским?

Каким в детстве был князь Александр?

Как он стал тренировать свое тело, чтобы вырасти храбрым воином?

Как он заботился о своей душе, почему часто по ночам со слезами просил Господа?

О чем просил маленький князь Госпо­да?

Услышал ли Бог молитвы юного хри­стианина? А мы можем просить Бога вы­расти истинными христианами?

А где мы можем об этом просить Бо­га?

Так с Богом можно говорить всегда и везде?

А о чем мы можем просить Бога?

А кто будет это просить Бога?

Почему мы должны вырасти "родите­лям на утешение. Церкви и Отечеству на пользу"?

Практическое задание:

Искать добрые дела и делать их, чтобы родители утешались, что у них рас­тут такие милые сердцу дети.

ЗАНЯТИЕ 21

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной

(Мк. 8:24)

Тема урока: МУЖЕСТВО

Кто вслед за шведами пришли на Новгород с мечем?

Где встретились Новгородцы с нем­цами?

Кого о помощи просили русские лю­ди?

Услышала ли Матерь Божия их просьбу?

Какое чудо свершилось на Чудском озере?

Что такое чудо?

Человек может сам своей волей делать чудеса?

Как закончилась битва русских с нем­цами?

Услышал ли хан Батый о подвиге Александра Невского?

Как поступил князь Александр Нев­ский, когда ханские послы привезли ему приказ хана явиться в Золотую Орду?

Хватило ли у князя мудрости посту­пить благоразумно?

Как поступил хан Батый с князем?

Как стал князь Александр Невский заботиться о всем русском государстве по­сле того, как хан сделал его Великим кня­зем?



Умел ли он словом убеждать хана не разорять русские земли?

Почему слово князя Александра было "со властью"?

Практическое задание:

Вспймнить, были ли в нашей личной жизни случаи, когда мы чудом остались живы или были избавлены от какой-то бе­ды. Поблагодарили ли мы тогда Бога за наше спасение?

ЗАНЯТИЕ 22

Жизни ваша сокрыта со Христом в Боге;

когдй же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе (Кол. 3:3-4)

Тема урока: ПОСТРИГ

Готовятся ли благоразумные люди к смерти?

Как подготовился к смерти князь Александр Невский?

Зачем он обратился с просьбой, чтобы его посвятили в монахи?

Почему раньше большинство бла­гочестивых людей перед смертью стара­лись уйти в монастырь и там принять по­стриг?

Зачем люди строят монастыри?

Почему монахи надевают черные одежды?

Кто-нибудь когда-нибудь из вас был в каком-нибудь монастыре?

Много ли монастырей на земле?

Разговаривают ли между собой мона­стыри через паломников, которые прино­сят им духЬвную весточку с других святых мест?

В каждом ли монастыре есть святыни:

чудотворнее иконы, нетленные мощи?

Почему Батюшка Иоанн Кронштадт­ский говорил: "Русский, благодари Бога, что ты русский, потому что Россия являет­ся подножием Престола Божия"?

Почему Россию называют сердцем планеты? 1

Почему именно в России с 1917 года хотели уничтожить памятование о Боге?

Можно ли бороться с Богом?

Можно ли победить Бога?

Кто хочет жить с Богом?

Кто знает, как жить по-Божьи?

Практическое задание:

С родителями вспомнить все 10 запо­ведей Божиях.

ЗАНЯТИЕ 23

Господь крепость моя и щит мой;

на Него уповало сердце мое, и святых Его (Пс. 115:6)

ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА

Перед поездкой рассказ о Прощеном воскресении, какой обычай был на Руси.

ЗАНЯТИЕ 24

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит? (Пс. 129:3)

Тема урока: ПРЕПОДОБНЫЙ СЕР­ГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Была ли Русь разделена на множество удельных княжеств?

Кто управлял Московским княжест­вом?

Все княжества платили дань хану?

Почему князь Дмитрий решил всту­пить в борьбу с воинами Золотой Орды?

Кто дал благословение князю Димит­рию на это сражение?

Зачем православные люди берут бла­гословение перед каждым важным делом?

Кого в помощь князю Димитрию дал Угодник Божий Сергий Радонежский?

С какой иконой шло русское воинство на Куликово поле?

Рядом с какой рекой была битва?

Какое чудо было явлено русским лю­дям после битвы?

Почему князя Димитрия стали назы­вать Донским?

Почему перед сражением все русские князья объединились вокруг московского князя?

Какой город стал главным городом Руси после победы на Куликовом поле?

Какой подвиг совершили монахи Пе­ресвет и Ослябя?

Как во время битвы молилась братия монашеская в Троицкой обители вместе со святым Сергием?

Есть ли памятник об этой битве сейчас на Куликовом поле?

Зачем люди ставят памятники?

Как князь Димитрий увековечил всех погибших в этом сражении?

Установил Димитриевскую субботу.



Практическое задание:

Расспросить своих родителей, как они поминают усопших сродников.

ЗАНЯТИЕ 25

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем нена­висть (Притч. 15:17)

Тема урока: ПОСТ

Рассказ о посте. Сколько постов в году? Зачем надо воздерживаться от зла? Что такое посты в среду и пятницу? Чем отличается пост от диеты? Как была устроена жизнь на Руси, ко­гда все жили по Церковному календарю:

- все князья равно со своими слугами отстаивай ежедневные многочасовые службы;

- к&кую пищу вкушали в пост;

- По скольку поклонов отбивали еже­нощно?

Каждый крестьянин (от слова хри­стианин) ежедневно вычитывал всю псал­тирь в течение дня (большинство наизусть, во время работы)

Школы были, в основном, при мона­стырях, учились грамоте по часослову и псалтири.

Рукоделие, как и все народные ремес­ла, было на таком уровне, что современ­ному человеку сейчас сложно предполо­жить, как это все можно исполнить.

Воем этим занимались, в основном, в зимнее время, при лучинах.

Практическое задание:

Продумать и изготовить своими ру­ками поделки для детей-сирот из детского дома.

ЗАНЯТИЕ 26

Мы гонимы, но не оставлены; низла­гаемы, но не погибаем (2 Кор. 4:9)

Тема урока: ЕДИНЕНИЕ В ВЕРЕ

Сколько лет длилось татаро-монгольское иго на Руси?

Как поступил московский князь Ио­анн III с портретом хана Ахмата?

Как поступил хан Ахмат?

Где встретились русские и татарские войска?

Была ли битва?

Чем закончилось великое противо­стояние на реке Угре?

Как в 1480 году закончилась власть Золотой Орды над Русью?

Все ли князья подчинились москов­скому князю Иоанну?

Почему Марфа Борецкая приказала звонить в большой колокол и собрать всех новгородцев?

Как поступил московский князь Ио­анн, когда узнал, что новгородцы стал служить польскому королю Казимиру?

Как поступил с непокорными новго­родцами князь Иоанн?

Что он сделал с большим колоколом, который всегда собирал новгородцев на вече?

Как Великий князь Иоанн победил старых врагов-литовцев?

Стала ли Русь при князе Иоанне силь­ным государством?

Как русские люди встретили невесту Великого князя - греческую принцессу Софию?

Как отблагодарила принцесса София русских людей за теплую встречу?

Практическое задание:

Утром, еще не встав с кровати, пер­вым делом говорить: "Господи, дай здоро­вья моим маме и папе и всем родным".

ЗАНЯТИЕ 27

Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс. 117:6)

Наши рекомендации