Новогодний праздник в лесу

Оборудование: елка; игрушки — зайчик, лиса, белка, птич­ка, мишка, Дед Мороз; ритмо-схема «Следы», на которой изоб­ражены заяц, лиса, медведь и их следы, расположенные на раз­ном расстоянии; палочки — по два каждому, барабан; бумаж­ная рукавичка, 5—6 разноцветных кружков, клей, кисточка — каждому; в мешке угощение для зверей — орешек, печенье, морковка, банка с компотом, малина, бочонок меда.

Ход занятия

Педагог

Рассказали новость волки, Принесла сорока весть, Что в лесу дремучем елка Разукрашенная есть.

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»(см. занятие 15)

Педагог

Услыхали новость звери, Побежали по лесам. Каждый хочет сам проверить, Посмотреть на елку сам.

Новогодний хоровод(по выбору) Педагог

Я приглашаю в лес на бал, На новогодний карнавал. Трали-вали, тили-дили! Едем мы в автомобиле — (Тили-дили, трали-вали!) — Поплясать на карнавале.

(В. Бурдин)

Пьеса «На машине» (И.Арсеев [3])

Дети двигаются топающим шагом друг за другом («едут на автомобиле»).

Педагог. Поглядим, кто спешит в лес на елку. (Показывает зайчика.)

Солнце зимнее встает, Видит: заинька идет!

— Ты куда это, косой, По снежку идешь босой? На дворе трещит мороз, Отморозишь хвост и нос.

— Я мороза не боюсь, Я на елку тороплюсь!

(Т. Волгина)

Не спеши, зайка! Смотри, чтобы никто тебя не напугал!

Русская народная песня «Зайка»[26] Педагог

Стали белыми сады И леса еловые, На снегу видны следы Зайки длинноногого, След мохнатых медвежат, Белки остроносенькой, Шишки старые лежат На снегу под сосенкой. (Е. Тараховская)

Ритмическая игра «Следы» (авторская)

Педагог показывает следы на ритмо-схеме, дети отмечают ритм.

Дети
Скачет зайка — скок-поскок,
скок-поскок, скок-поскок! Прохлопывают в ладоши ритм.

А лисичка — топа-топ,

топа-топ, топа-топ! Поочередно ударяют по коленям,

отстукивая ритм.
Ну, а мишка-топотун —
топ-туп, топ-туп! Поочередно стучат ногами по

полу, отмечая ритм.

Педагог

Снег падает, падает.

Теперь зима надолго.

И зайцы в лесу радуются,

И у зайцев елка.

А под елкой, а под елкой

Дедушка Мороз стоит,

И зверюшкам, и зверюшкам

Весело он говорит:

«А я, Дед, Дед Мороз,

К вам пришел сегодня

И подарки всем принес

В праздник новогодний!»

Песня о Деде Морозе (по выбору) Педагог. Обрадовались лесные обитатели Дедушке Морозу.

Стихотворение «Дед Мороз» (А. Шибаев: см. занятие 16)

Педагог. Посмотрим, какие подарки приготовил Дедушка Мороз для лесных обитателей. Что же Дед Мороз принес зайчикам?

— Барабан дарю зайчатам.
Бейте, зайки, да смелей!
С барабаном всем ребятам
Праздник будет веселей!

(Л. Михайлова)

«Праздничный марш для малышей» (Е. Тиличеева [19]) Дети играют на палочках и барабане.

Педагог. А еще что в твоем мешке, дедушка? (Ведет рас­сказ от имени Деда Мороза, достает из мешка угощение.)

— Я приготовил всем угощенье:
Белкам — орешки,

Птичкам — печенье,

Зайцам — морковку и вкусный компот,

А медвежатам — малину и мед.

А для лисички-сестрички

Есть у меня рукавички.




Дети украшают рукавички для лисички разноцветными круж­ками, придумывая свой узор (аппликация).

Вот сколько подарков для зверей. Поглядим, все ли лесные обитатели пришли на праздник.

Двигательные упражнения «Лесные гости»

Педагог
Ну-ка, елочка, светлей Дети маршируют.

Заблести огнями. Пригласили мы гостей Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам, Прыгают на обеих ногах.

По лесным лужайкам Прискакал на праздник к нам Длинноухий зайка.

А за ним — смотрите все! — Ходят пружинящим шагом.

Рыжая лисица. Захотелось и лисе С нами веселиться.

Вперевалочку идет Ходят на внешнем своде стопы.

Косолапый мишка. Он несет в подарок мед И большую шишку.

(М. Клокова)

Ну-ка, елочка, светлей Заблести огнями, Чтобы лапы у зверей Заплясали сами.

(М. Клокова)

Новогодний хоровод(по выбору)

Педагог

Давайте праздник продолжать, Давайте с дедушкой играть, Пока не прилетели Колючие метели.

Игра «Заморожу»

Педагог
Ой, что за народ Идут по кругу, взявшись за руки.

За Морозом идет?
Дед Мороз, Дед Мороз, Грозят пальцем.

Ты нам щечки не морозь! Ладошками легко похлопывают

по щечкам.

Проигрыш. Дети слегка наклоняются впе-

ред, показывая щечки. Дед Мо­роз бежит по кругу, стараясь детей заморозить. Они выпрям­ляются и прикрывают ладоня­ми щеки.

Ой, что за народ Взявшись за руки, идут по кругу.

За Морозом идет?

Дед Мороз, Дед Мороз, Грозят пальцем.

Ты нам носик не морозь! Прикасаются указательным

пальцем к носу.

Проигрыш. Дед Мороз пытается заморозить

детей, они выпрямляются, при­крывая нос ладонью.

Ой, что за народ Берутся за руки и идут по кругу.

За Морозом идет?

Дед Мороз, Дед Мороз, Грозят пальцем.

Ты нам ручки не морозь! Поворачивают ладони вверх-

вниз.

Проигрыш. Вытягивают руки вперед и пря-

чут их от Деда Мороза.

Ой, что за народ Хороводом двигаются по кругу.

За Морозом идет?

Дед Мороз, Дед Мороз, Грозят пальцем.

Ты нам ножки не морозь! Топают ногами.

Проигрыш. Не дают себя заморозить, при-

седая и прикрывая колени ла­дошками.

Какой веселый праздник в зимнем лесу! Вот только Дед Мо­роз расшалился, холоду напустил. Попросим его, ребята, чтобы зверей и детей не морозил.

Закличка «Морозушка-мороз»(см. занятие 14)

Педагог. А теперь праздник завершается. Дети домой возвращаются. Поедем на саночках.

Ну и сани-самокаты! Разукрашены богато! Санный путь у двора, Санкам ехать пора.

Из зала убегают, двигаясь на носочках пара за парой — один ребенок впереди, другой сзади.

Занятие 18. РУКАВИЧКА

Оборудование: рукавичка из бумаги, 3 кружка, 3 треугольника разных цветов, клей, кисточка — каждому ребенку; фланелеграф, картинки для фланелеграфа — рукавичка, мышка, лягушка, зай­цы большой и маленький, лиса, волк, медведь; ритмо-схема с изображением мышки и лягушки и их следов; палочки — по две каждому; несколько бубнов; барабан; кастаньеты.

Ход занятия

Педагог. Ехал как-то дедушка по лесу на саночках.

Русская народная потешка

Дети

Вдоль по улице метелица метет, Делают руками «моталочку»

вправо-влево, одновременно пру­жиня ногами.

Белый снег-то все поземкою Наклонившись вперед, качают

метет. руками из стороны в сторону.

Как по этой по метели

Трое саночек летели. Пружинят ногами, пальцы сжа-

Не стучат, не гремят, ты в кулаки, руки к себе — от

себя.

Лишь копытца говорят. Поднимаются на носки и опус-

каются на всю ступню, посту­кивая пятками. В конце — цо­кают язычком.

Педагог. Уронил дедушка рукавичку.

На дорожке — рукавичка, Рукавичка- невеличка.

Давайте украсим рукавичку разноцветным узором.

Дети выполняют аппликацию, украшая рукавички узором из треугольников и кружков.

Увидали рукавичку мышка да лягушка, побежали к ней.

Дети по ритмо-схеме играют ритм мышки восьмыми длитель­ностями на палочках, приговаривая: «Пи-пи, пи-пи...» Затем ребя­та ударяют четвертями в бубны, отстукивая ритм лягушки и произнося: «Ква, ква...»

Добежали мышка и лягушка до рукавички и говорят:

«Вот так хата-невеличка, Из овчины рукавичка, На дороге лежит, В рукавичке будем жить». (Л. Воронкова) Белый зайчик-побегайчик, Он по ельничку бежал, Он от шороха дрожал И дорогу к своей норке С перепугу потерял*.

Русская народная песня «Зайка»

Педагог. Встретил маленький зайчишка большого зайца, попросил его найти домик для себя.

Ритмическая игра «Два зайчика»(авторская)

Педагог
Зайка маленький бежал, Дети прохлопывают ритм.

По дорожке он скакал. Прыг-прыг-скок,

прыг-прыг-скок — По дорожке он скакал.

Ну, а заинька большой Поочередно ударяют ладонями

Тоже прыгал под сосной. по коленям (ритм — равномер-

Скок-скок, скок-скок — ные четвертные длительнос-

Медленно скакал дружок. ти).

Пустили мышка с лягушкой в рукавичку и заиньку.

По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса.

Ищет норку — где-нибудь

Приютиться и уснуть...

Лисичку-сестричку

Пустили в рукавичку.

В рукавичке вчетвером

Очень весело живем.

(Л. Воронкова)

Весело звери живут, пляшут и песни поют.
Заливается гармошка:
«Ну-ка, зайка, топни ножкой!
Покажи ему, лиса,
Как положено плясать!»
________ (В. Бурдин)

* Здесь и далее стихи Л. Воронковой немного изменены в соответствии с ходом занятия.

Танец «Снежок»(на мелодию русской народной песни «Как на тоненький ледок»)

Дети

Выпал беленький снежок, Идут по кругу, взявшись за руки.

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем. Топают ногами, руки на поясе.

Будем весело плясать, Потирают ладони друг о друж-

Будем ручки согревать. ку.

Мы похлопаем, мы похлопаем. Хлопают.
Будем прыгать веселей, «Пружинка».

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. Прыгают на обеих ногах. (А. Ануфриева)

Поплясали зверята и вдруг заметили на снегу волчьи следы.

Круглый в строчку волчий след. Ох, наделает он бед! Вышел прямо из лесочка, Потоптался у кусточка, Не споткнулся на бегу, Четко виден на снегу. Только бы не пересек Свежий заячий следок! Зайцы, берегитесь, Лучше схоронитесь!

(Г. Сычева)

Педагог играет на барабане ритм половинными длительностя­ми в умеренном темпе, а дети показывают, как шагает волк.

Игра «Зайцы и волк»

Под веселую музыку «зайцы» прыгают по всему залу, на измене­ние характера музыки «зайчики» приседают и замирают. «Волк» ходит между ними и забирает с собой пошевелившихся.

Педагог. Этот волк добрый. Он зайчиков не ест, а только играет с ними. Пустили и его в рукавичку. А вот и медведь пожа­ловал.

Трещат кусты под лапою, Под лапою мохнатою, Идет, бредет по ельничку, По хрусткому валежнику.

Танец мишек(по выбору)

Педагог

В рукавичке звери, видим, В тесноте да не в обиде Очень весело живут, Звонко песенку поют.

Песня о зиме(по выбору)

Педагог

Эх, погодка холодна, Возвращаться нам пора. Едем, едем по сугробам, По заснеженным дорогам, Сани под гору летят, И бубенчики звенят.

Дети покидают зал, двигаясь прямым галопом. Педагог сопро­вождает движение игрой на кастаньетах.

Занятие 19. СНЕГОВИК

Оборудование: 3 круга (большой, средний, маленький) — каж­дому; ложки, бубны; игрушка-снеговик.

Ход занятия

Педагог. Какая у нас на Севере морозная зима!

Русская народная потешка

Дети

Уж ты, зимушка-зима, Слегка наклонившись вперед, во-

Запуржила, замела дят руками вправо-влево.

Все дорожки, все пути,

Ни проехать, ни пройти. Удивляются, разводя руки в сто-

роны и пожимая плечами.

Мы на лыжи дружно встали,

Друг за другом побежали. Двигаются друг за другом скользя

щим шагом, руки сжаты в ку­лаки.

Педагог. Полюбуемся пушистым снегом.

Снег сегодня шел с утра, Рада снегу детвора. Снег в беседке, снег на листьях, Снег у Светы на ресницах.

Игра «Метелица»(Г.Вихарева [5])

Педагог. Что мы можем делать из снега? Ответы детей.

Массаж «Снеговик»(авторский) Педагог

Раз — рука, два — рука, Дети вытягивают вперед одну

руку, затем другую.

Лепим мы снеговика. Имитируют лепку снежков.

Мы скатаем снежный ком — Ладонями делают круговые дви­жения по бедрам.

Вот такой, Разводят руки в стороны, пока-

зывая большую величину кома.

А потом поменьше ком — Растирают ладонями грудь.

Вот такой, Показывают руками величину

кома поменьше.

А наверх поставим мы Поглаживают ладонями щеки.

Маленький комок. Соединяют пальцы рук вместе,

держа ладони на расстоянии («маленький комок»).

Вот и вышел снеговик — Ставят руки на бока и делают

Снеговичок. повороты корпуса вправо-влево.

Снег, ведерко и морковка,

Да уменье, да сноровка —

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

(В. Бурдин)

Попробуем и мы сделать своих снеговичков. Дети выкладывают на полу из кругов снеговиков.

Снеговик-снеговичок, Попляши-ка гопачок!

Украинская народная мелодия «Гопак»

Дети играют (на рiano играют ложки, на forte — бубны).

Педагог. Снеговику на морозе не холодно, а мы-то совсем замерзли.

Физкультминутка «Попляшите»

Педагог
Дружно топайте ногами! Топают ногами.

Громче хлопайте руками! Хлопают в ладоши.

|Д не то вам Дед Мороз Скрещивают руки на груди и по-

хлопывают руками по плечам.
Отморозить может нос. Трут нос ладошкой.

(Г. Гончарук)

Мы танцуем: топ-топ. Две «пружинки», два раза то-

пают ногой.
Мы танцуем: так-так. Две «пружинки», два хлопка.

Ну-ка, прыгай в сугроб Прыгают.

И еще делай шаг. Делают шаг назад.

(П. Бромлей)

Общий танец(по выбору) Педагог. Посмотрите, пока мы танцевали, что делает Снего­вик!

Влез на небо Снеговик И доволен, озорник, И с веселою ужимкой Шлет снежинку за снежинкой. (В. Бурдин)

Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»(А. Зимина [8])

Под польку дети хлопают в ладоши («пляшут снеговики»), под вальс — вращают кистями («танцуют снежинки»). Педагог

Поиграли дружно, Обсушиться нужно, Так как стали сами Все снеговиками.

(Г. Сычева)

Пойдемте, ребята, домой. Только топайте лучше, отряхните снег с валенок.

Дети уходят из зала топающим шагом.

Наши рекомендации