ПРОГРАММА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММА
ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
(КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Донецк, 2016
Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ от ______________2016г № ____.) | Утверждено на заседании научно-методического совета ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 6 от 17.10.2016г.) |
Составители:
Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент.
Мазуренко Л.Н., методист центра воспитания и развития творческой личности ГОУДПО «Донецкий РИДПО».
Мельничук Ю.В.,заведующий отделом физической культуры и спортивно массовой работы ГОУДПО «Донецкий РИДПО».
Антропова О.В., методист отдела естественных дисциплин ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».
Научно-методическая редакция:
Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР
Чернышев А.И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензенты:
Кузьмин С.С., заведующий сектором патриотического воспитания молодежи Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Скляр В.Ф., заведующий кафедрой отделом технологий ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Ответственный за выпуск:
Михайлова И.А., начальник отдела среднего общего образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Школа – территория безопасности: 1-11 кл.: комплексная программа безопасности для проведения классных часов в общеобразоват. организациях / сост. Зарицкая В.Г., Мазуренко Л.Н., Антропова О.В., Мельничук Ю.В.: ГОУДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2016.
Программа «Школа – территория безопасности: 1-11 классы» предназначена для проведения классных часов по вопросам обеспечения комплексной безопасности учащихся общеобразовательных организаций. Содержание программы направлено на подготовку ребенка к сознательному осмыслению его поведения и активного участия в обеспечении полноценной жизни в системе «Человек. Жизненная среда». Программа имеет практическую направленность и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении базовых школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.) и приобретенного жизненного опыта соответственно их возрасту.
Курс рассчитан на 17 часов в год в каждом классе.
© Донецкий РИДПО, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Что такое безопасность? Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
Безопасность образовательной организации – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательной организации включает все виды безопасности: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Комплексная безопасность образовательной организации – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование. Безопасность образовательной организации складывается их многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.
Главные задачи, решаемые в области безопасности:
- формирование культуры безопасности всех участников образовательного процесса, а именно:
· формирование правильных с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности поведенческих мотивов;
· развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
· формирование способностей принятия безопасных решений в быту;
· выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа «Школа – территория безопасности» для обучающихся 1-11-х классов разработана в помощь классным руководителям и предназначена для проведения классных часов по вопросам обеспечения комплексной безопасности обучающихся общеобразовательных организаций. Содержание программы направлено на подготовку ребенка к сознательному осмыслению его поведения и активного участия в обеспечении полноценной жизни в системе «Человек. Жизненная среда».
Программа имеет практическую направленность и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении базовых школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.) и приобретенного жизненного опыта соответственно их возрасту.
КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь, какой бы сложной она иногда не была, - прекрасна. Не зря мы так ценим ее. Однако существует много опасностей, которые могут не только испортить жизнь, но и лишить ее. Каждый человек, особенно ребенок, может оказаться в ситуации, когда секунды решают: случиться трагедия или нет.
Общество крайне обеспокоено травматизмом и гибелью детей. Согласно статистическим данным, большое количество детей погибают вследствие аварий, утопления, удушения, в огне, от пользования неизвестными предметами. Несчастья случаются именно тогда, когда дети остаются без присмотра: дома – когда работают электробытовые приборы и есть свободный доступ к газу, спичке и зажигалкам, взрывоопасным предметам, химическим веществам; на улице – в условиях стремительного потока транспорта; обилия незнакомых предметов, привлекающие внимание во время отдыха в лесу, в горах, около водоёмов. Дети становятся заложниками обстоятельств, а их легкомысленное отношение к огню, к воде, незнание элементарных правил безопасности часто есть первопричиной печальных и трагических последствий.
В окружающей среде есть немало правил, которые надо знать и придерживаться их выполнения. Мы живем в обществе, среди людей, поэтому должны неукоснительно соблюдать соответствующие нормы и законы. Ежедневно дети выходят на улицу, по которой движутся машины. Им необходимо знать правила дорожного движения. Дети школьного возраста достаточно часто остаются одни дома. Им нужно знать, как правильно пользоваться электрическими приборами, газовой плитой, как безопасно включить свет в квартире, подогреть еду на плите. Их нужно учить, как правильно вести себя дома, на улице и дороге, в природе.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. Так личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.Аличностные характеристики выпускника («Портрет выпускника школы») предполагает выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
С этой целью вводится курс «Школа-территория безопасности» по формированию здорового образа жизни и предупреждению детского травматизма для обучающихся начальных классов, где представлены все необходимые правила, который должен усвоить каждый ученик. Дети должны уметь предвидеть опасность, быть очень внимательными и собранными, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё.
Дидактико-методическая организация учебно-воспитательного процесса данного курса базируется на таких принципах:
- Преобладание практических действий и упражнений обучающихся при усвоении учебного материала; связь теоретических сведений с возможностями их практического использования.
- Опора на личный опыт детей или его расширения, обогащение путём бесед, рассказов, иллюстраций; тесная связь с жизнью детей данного конкретного класса.
- Разнообразие форм организации учебной деятельности: рассказ, наблюдение, практические действия, исследовательские задания, игровые ситуации, диалоги, ситуативное моделирование, анализ жизненных ситуаций, парная и групповая работа.
- Эмоциональность и гибкость содержания и структуры уроков; использование проблемного начала уроков, встреча с представителями разных профессий, использование стихотворных текстов, инсценизация сказок и т. д.
- Постоянная мотивация детей к сохранению своего здоровья, поощрение успехов детей при овладении умениями и навыками здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
- Непрерывность влияния на формирование обучающихся основных практических результатов усвоения учебного материала.
Содержание построено по линейному принципу
Класс
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Раздел. Здоровый образ жизни | |||||
Тема 1. Здоровье и его признаки | Формировать понятие «здоровье», навыки соблюдения здорового образа жизни, познакомить с признаками здоровья организма, развивать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, воспитывать, воспитывать любовь к физкультуре и спорту, к здоровому образу жизни. | Чтение и обсуждение литературных произведений, анализ ситуаций, беседа-диалог учителя и обучающихся, работа с пословицами. | Интерактивное занятие | Научится осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни | |
Тема 2. Режим дня. | Формировать представление о режиме дня; навыки составления режима дня школьника, раскрыть зависимость здоровья от режима дня, развивать умения планировать и хронометрировать свою деятельность, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. | Чтение и обсуждение литературных произведений, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, ролевые игры, практическая работа по составлению режима дня. | Практическое занятие | Научится заботливо относится к своему здоровью. | |
Тема 3. Движение и здоровье. Подвижные игры для здоровья. | Формировать понятие о взаимосвязи физической активности и здоровья, мотивация к занятиям физкультурой и спортом, развитие физической активности, воспитание любви к физкультуре и спорту. | Разучивание подвижных игр, физминуток, составление комплекса утренней гимнастики, беседа о спортивных достижениях дончан, юных спортсменов, просмотр мультфильмов и отрывков из детских фильмов, чтение и обсуждение литературных произведений, работа с пословицами, изготовление плакатов «Спорт и мы» | Практическое занятие | Осознает значимость занятий физкультурой и спортом. | |
Тема 4. Правила гигиены. | Формирование понятия «гигиена», представления об особенностях гигиены кожи, рук, ногтей, волос, ушей и т.д., развивать практические навыки ухода за своим телом, воспитывать аккуратность, желание соблюдать правила личной гигиены. | Проведение викторины, беседы школьного врача, чтение и обсуждение литературных произведений. Просмотр видеоматериалов по теме; конкурс рисунков, создание газеты «Гигиена – залог здоровья», изготовление агитационной продукции. | Интерактивное занятие, практическое занятие | Научится соблюдать личную гигиену. | |
Раздел. Правила дорожного движения | |||||
Тема5.Организация дорожного движения. Правостороннее, одностороннее, двустороннее движение. | Учить детей правилам безопасного поведения на дороге; формировать знания о правостороннем, одностороннем и двустороннем движении; воспитывать культуру поведения на дороге. | Проблемная беседа, встреча с работниками дорожной службы, ситуативное моделирование. | Интерактивное занятие. | Понимание причин опасных ситуаций на дороге. Знание правил дорожного движения и обязательность их выполнения. | |
Тема 6. Правила безопасности во время перехода улицы. Наземный надземный, подземный переходы. Светофор. | Закрепить знания правил и условий безопасного перехода улицы; познакомить с видами переходов, условными обозначениями, цветовыми сигналами светофора; развивать навыки соблюдения ПДД; воспитывать ответственность, внимательность. | Проблемная беседа, встреча с работниками дорожной службы, ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Ответственное, осознанное поведение на дороге на основе знаний ПДД. | |
Тема 7. Пассажир в общественном транспорте. Безопасность пассажиров. Правил перехода улицы после высадки из транспорта. | Формирование представления о том, кто такие пассажиры; ознакомление с правилами безопасного поведения пассажиров (на остановке, в салоне, во время посадки и высадки, перехода дороги после высадки из транспорта); воспитание культуры поведения в транспорте. | Ролевая игра, ситуативное моделирование, проблемная беседа. | Практическое занятие. | Осознание важности выполнения и соблюдение правил безопасного поведения пассажиров. | |
Тема 8. Правила поведения на дороге во время экскурсии. | Ознакомление с правилами безопасного поведения на дороге во время экскурсии и их практическая отработка, культуры поведения пешехода. | Ролевая игра, тренинг, ситуативное моделирование, проблемная беседа. | Практическое занятие. | Осознание важности выполнения и соблюдение правил безопасного поведения во время экскурсии. | |
Раздел. Правила пожарной безопасности | |||||
Тема 9. Огонь – друг, огонь – враг. Причины возникновения пожаров, их последствия. | Воспитывать правильное обращение с огнём в быту и ответственность за свои поступки; развивать у детей понимание того, что игра со спичками приводит к беде. | Ситуативное моделирование, чтение и обсуждение литературных произведений, видеоматериалов, ролевые игры, встреча и беседа с работниками пожарной части. | Интерактивное занятие | Усвоит правила ППБ, научится их применять. | |
Тема 10. Действия во время пожаров в многоэтажке или в собственном доме. Способы защиты органов дыхания от угарного газа. | Изучить основные правила противопожарной безопасности, освоить порядок действий в случае возникновения пожара, формировать умения изготовлять и применять средства защиты от угарного газа; способствовать развитию мышления, внимания, воспитывать дисциплинированность, стремление сохранять своё здоровье. | Составление алгоритма «Что делать, если случилась беда?», ситуативное моделирование, чтение и обсуждение литературных произведений, видеоматериалов, ролевые игры, изготовление ватно-марлевых повязок. | Практическое занятие | Осознает необходимость выполнения ППБ. Приобретёт навыки изготовления и применения средств защиты от угарного газа. | |
Тема 11. Соблюдение правил противопожарной безопасности при проведении массовых мероприятий. | Формирование представление о соблюдении правил безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий, побуждать к выполнению ППБ; воспитывать самостоятельность, ответственность. | Анализ ситуаций, ролевая игра, ситуативное моделирование. | Практическое занятие | Осознает необходимость выполнения правил противопожарной безопасности при проведении массовых мероприятий. | |
Тема 12. Вызов пожарных | Изучить правила вызова пожарных на место происшествия, номера служб экстренной помощи, составить алгоритм действий при вызове пожарной команды, воспитывать уважение и интерес к профессии пожарника | Ролевая игра, составление алгоритма действий при вызове пожарных, анализ ситуаций. | Практическое занятие | Усвоит правила вызова пожарных, номера служб экстренной помощи. | |
Раздел. Чрезвычайные ситуации | |||||
Тема 13. Правила безопасности в школе, во дворе, на детской и спортивной площадке, лестнице, в столовой. Предупреждение детского травматизма. | Познакомить с правилами безопасного поведения в школе, во дворе, на детской и спортивной площадке; побуждать к выполнению правил безопасного поведения, формировать практические навыки безопасного передвижения по лестнице, воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | Проблемная беседа школьного врача и учителя, инструктаж по техник е безопасности, составление правил поведения на лестнице, в столовой, в спортивном зале, анализ ситуаций, ситуативное моделирование. | Интерактивное занятие | Усвоит правила безопасного поведения в школе, во дворе, на детской и спортивной площадке, лестнице, в столовой. | |
Тема 14. Предупреждение детского травматизма от взрывоопасных предметов бытового назначения: пиротехнические средства, горючие и легковоспламеняющиеся вещества. | Познакомить обучающихся со взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами, рассказать об угрозе этих веществ для жизни и здоровья, познакомить с правилами поведения во время обнаружения взрывоопасных предметов, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих | Проблемная беседа, ситуативное моделирование | Практическое занятие | Усвоит правила поведения во время обнаружения взрывоопасных предметов бытового назначения | |
Тема 15. Правила безопасного поведения вблизи водоёмов. | Познакомить с правилами безопасного поведения вблизи водоёма, формировать навыки оказания первой помощи пострадавшему на воде, | Составить алгоритм действий при происшествии чрезвычайной ситуации на воде, анализ ситуаций, чтение и обсуждение литературных произведений и видеоматериалов, ситуативное моделирование. | Интерактивное, практическое занятие. | Усвоит правила безопасного поведения вблизи водоёмов. | |
Тема 16. Правила безопасного поведения с бездомными и дикими животными. | Изучить правила безопасного поведения с бездомными и дикими животными, познакомить с действиями при укусе животного, симптомами заболеваний передающихся животными, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Составление правил поведение с бездомными и дикими животными, правил поведения в зоопарке (цирке и т.п.),анализ ситуаций, ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Осознает необходимость соблюдения правил безопасного поведения с бездомными и дикими животными. | |
Тема 17. Итоговое занятие | Обобщение знаний по ПДД, ППБ, здоровому образу жизни, правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций | Конкурс. Викторина. Праздник. КВН и т.п. | Интерактивное занятие | Усвоит правила безопасной жизнедеятельности. |
Класс
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Раздел. Здоровый образ жизни | |||||
Тема 1. Здоровье и болезни. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. | Изучить признаки здоровья и заболеваний организма человека, формировать представление о возникновении простудных и инфекционных заболеваний, методах их профилактики, умение соблюдать правила общения с больным, развивать практические навыки закаливания и гигиены, воспитывать стремление соблюдать правила здорового образа жизни. | Беседы школьного врача и учителя, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр и обсуждение мультфильмов, работа с пословицами и поговорками, составление правил безопасного общения с больным, составление списка мероприятий по предупреждению простудных и инфекционных заболеваний на основе советов народной медицины. | Интерактивное занятие | Приобретёт навыки здорового образа жизни. | |
Тема 2. Микробы, вирусы, бактерии - друзья или враги? | Формировать представление о полезных и вредных бактериях, микробах, вирусах; познакомить с заболеваниями, переносчиками которых они являются и методами борьбы с ними, раскрыть понятие «вакцинация», развивать практические навыки гигиены, закаливания, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Микроисследование «Кто они друзья или враги?», изготовление агитационных листовок «Осторожно, микробы» и т.д., выставка рисунков «Микробы, вирусы, бактерии - друзья или враги?», беседа со школьным врачом, составление правил борьбы с вирусами, микробами и бактериями, анализ ситуаций. | Интерактивное, практическое занятие | Узнает о переносчиках простудных и инфекционных заболеваний, средствах борьбы с ними. Научится соблюдать навыки личной гигиены, бережно относится к здоровью. | |
Тема 3. Правила здорового питания. Продукты сокровищница минералов и витаминов. | Формировать представление о витаминах и микроэлементах, энергетической ценности продуктов питания, ознакомить с правилами полноценного питания, развивать навыки составления полноценного меню, воспитывать культуру питания, бережное отношение к своему здоровью. | Составление полноценного меню школьника, рецептов блюд, подготовка проектов «Витамины – наши друзья», « Из каких микроэлементов состоит наш организм» и т.д., анализ ситуаций, ролевые игры и ситуативное моделирование, беседы школьного врача и учителя. | Практическое занятие, проектная деятельность. | Осознает значимость правильного питания для здоровья. | |
Тема 4. Полезные и вредные привычки. | Формировать представление о полезных и вредных привычках, рассмотреть последствия их влияния на детский организм, воспитывать стремление к здоровому образу жизни, бережное отношение к своему здоровью. | Анализ ситуаций, ситуативное моделирование, беседы школьного психолога, врача, учителя, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов, акции «Нет курению!», «Алкоголь враг здоровья!», «Токсические вещества и детский организм»; конкурс рисунков, создание газеты «Живи с пользой для себя и окружающих» , изготовление агитационной продукции. | Интерактивное занятие, практическое занятие | Приобретёт навыки здорового образа жизни. | |
Раздел. Правила дорожного движения | |||||
Тема5. Правила пешеходного движения: движение вдоль дорог, безопасный интервал между транспортом и пешеходом. | Познакомить с установленными для пешеходов правилами дорожного движения и дорожными знаками, воспитывать культуру пешеходного движения. | Проблемная беседа, ситуативное моделирование, анализ ситуаций, практическая работа по оценке риска в разных ситуациях пешеходного движения, изготовление дорожных знаков. | Практическое занятие. Моделирование. | Выполнение правил пешеходного движения | |
Тема 6. Виды перекрёстков. Практическая работа «Перекрёсток. Загадки перекрёстков» | Обогатить знания детей новой информацией о дорогах и ПДД; познакомить с видами перекрёстков, особенностями их перехода; развивать умения и навыки осознанного соблюдения Правил перехода дороги на перекрёстках; воспитывать культуру пешеходов. | Проблемная беседа, информация «Это интересно знать», практическая работа «Распознай вид перекрёстка» | Интерактивное занятие | Осознанное соблюдение правил перехода дороги на перекрёстках. | |
Тема 7. Типы перекрёстков (регулируемые, нерегулируемые), особенности их перехода. Дорожные знаки на перекрёстках. | Обогатить знания детей новой информацией о дорогах и ПДД; познакомить с типами перекрёстков, особенностями их перехода; развивать умения и навыки осознанного соблюдения Правил перехода дороги на перекрёстках; воспитывать культуру пешеходов. | Игры «Светофор», «Жесты регулировщика». Составление памятки «Правила перехода перекрёстка» | Интерактивное занятие | Осознанное соблюдение правил перехода дороги на перекрёстках. | |
Тема 8. Мы – пешеходы Дорожные задачи. | Закрепить и обобщить знание ПДД | Анализ дорожных ситуаций, ситуативное моделирование, игра-соревнование, викторина. | Практическое занятие | Осознание важности выполнения и соблюдение правил дорожного движения. | |
Раздел. Правила противопожарной безопасности | |||||
Тема 9. Правила эксплуатации бытовых газовых и электрических приборов. | Формировать понятия об опасных местах в быту, расширять знания об электрических и газовых приборах, учить пользоваться ими, воспитывать бережное отношение к использованию бытовых приборов, к своему здоровью и здоровью окружающих. | Беседа работника пожарной охраны, газовой службы, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, составление правил эксплуатации бытовых электроприборов, составление алгоритма «Как правильно зажечь газовую электроплиту», свода правил безопасности во время эксплуатации электроприборов | Практическое занятие | Усвоит правила ППБ при эксплуатации бытовых газовых и электрических приборов. | |
Тема 10. Пожароопасные вещества, материалы и взрывоопасные предметы. | Рассказать обучающимся про вещества и предметы, которые опасны для здоровья и жизни, побуждать к выполнению правил противопожарной безопасности, воспитывать ответственность. | Проблемная беседа учителя, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, составление правил безопасного использования пожароопасных веществ, материалов, взрывоопасных предметов. | Практическое занятие | Осознает важность применения ППБ. | |
Тема 11. Пожарным можешь та не быть, но должен знать, как поступить. | Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарника, бдительность, самостоятельность и ответственность, дисциплинированность, желание сохранить своё здоровье и имущество, помочь ближнему в беде. | Ролевые игры, чтение и обсуждение литературных произведений, видеоматериалов, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, викторины, конкурсы. | Интерактивное занятие | Осознает важность применения ППБ. | |
Тема 12. Один дома (Применение ППБ) | Обобщить знания по ППБ, отработать практические навыки выполнения ППБ. | Анализ жизненных ситуаций, викторина, ситуативное моделирование. | Практическое занятие | Усвоит правила ППБ в быту. | |
Раздел. Чрезвычайные ситуации | |||||
Тема 13. Небезопасные развлечения. | Формирование у обучающихся представления о том. Что опасность может подстерегать их всюду (в лифте, во дворе, на улице, с незнакомыми людьми, во время игр на строительной площадке, песчаном карьере, чердаке, краше и т.п.), воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | Анализ ситуаций, ситуативное моделирование, проблемная беседа, чтение и обсуждение литературных произведений, мультфильмов и кинофильмов. | Интерактивное занятие. | Усвоит алгоритм безопасного поведения. | |
Тема 14. Правила безопасного поведения на воде и около неё. | Познакомить с правилами безопасного поведения на воде и около неё, правилами оказания первой помощи пострадавшему, с алгоритмом действий при возникновении чрезвычайной ситуации, воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | Составление алгоритма действий при возникновении чрезвычайной ситуации, ситуативное моделирование, чтение и обсуждение литературных произведений и видеоматериалов по теме. | Интерактивное занятие. | Усвоит правила безопасного поведения на воде и около неё. | |
Тема 15. Средства безопасности во время сбора металлолома. Правила действий во время обнаружения взрывоопасных предметов. | Познакомить обучающихся со взрывоопасными предметами и веществами, рассказать об угрозе этих веществ для жизни и здоровья, познакомить со средствами безопасности во время сбора металлолома и правилами поведения во время обнаружения взрывоопасных предметов, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. | Проблемная беседа, ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Усвоит правила поведения во время обнаружения взрывоопасных предметов. | |
Тема 16. Укусы насекомых. | Познакомить с последствиями укусов насекомых (комаров, клещей и т.д.) и заболеваниями, возбудителями которых они являются, средствами защиты; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Ролевая игра «Собираемся на природу», ситуативное моделирование, составление списка средств для оказания первой помощи, проблемная беседа. | Практическое занятие | Усвоит правила первой помощи при укусе насекомых. | |
Тема 17. Итоговый урок | Обобщение знаний по ПДД, ППБ, здоровому образу жизни, правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций | Конкурс. Викторина. Праздник. КВН и т.п. | Интерактивное занятие | Усвоит правила безопасной жизнедеятельности. |
Класс
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Раздел. Здоровый образ жизни | |||||
Тема 1. Показатели здоровья. Правила здорового образа жизни. | Формировать представление о показателях здоровья, познакомить с правилами здорового образа жизни, развивать навыки планирование деятельности по соблюдению правил здорового образа жизни, воспитывать стремление соблюдать правила здорового образа жизни. | Чтение и обсуждение литературных произведений, работа с пословицами и поговорками, анализ ситуаций, беседа учителя, составление правил здорового образа жизни школьника, микроисследование своих показателей здоровья. | Интерактивное занятие, практическое занятие. | Приобретёт навыки здорового образа жизни. | |
Тема 2. Трудоспособность и активный отдых. Признаки переутомления. | Формировать представление о трудоспособности детского организма, понятие «активный отдых», раскрыть причины необходимости чередования труда и активного отдыха, научить распознавать признаки переутомления, развивать навыки планирования своей деятельности, воспитывать любовь к занятиям физкультурой и спортом, бережное отношение к своему здоровью, активности и трудолюбия. | Разучивание физминуток, подвижных игр, зарядки для глаз, комплекса утренней гимнастики, анализ ситуаций, составление плана своей деятельности на неделю, конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортландия» и т.д., изготовление плакатов «В здоровом теле – здоровый дух», стенгазеты «Наш класс и спорт», фотоальбома «Активный отдых в моей семье», проведение дня здоровья, проектная деятельность «Активный отдых – залог здоровья», микроисследование «Определение трудоспособности мальчиков и девочек одинакова ли она? От чего она зависит?» | Практическое занятие | Осознает значимость занятий физкультурой и спортом. Позитивная мотивация к активному образу жизни. | |
Тема 3. Реклама и здоровье. Влияние информационно-коммуникационных средств информации на здоровье школьников. | Формировать представление о влиянии рекламы и информационно-коммуникационных средств информации на здоровье, познакомить с правилами «здорового» использования ИК средств, развивать умение отбирать нужную информацию и информационную культуру, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Беседа школьного врача, психолога, учителя, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, составление правил использование ИК средств школьником, конкурс рисунков «Мы и реклама», проведение микроисследования «О чём рассказывает реклама?» | Интерактивное занятие, практическое занятие. | Усвоит правила использования ИКТ средств. | |
Тема 4. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | Формировать представление о методах закаливания организма, познакомить с правилами закаливания организма, развитие желания укреплять своё здоровье, воспитывать желание расти крепким и здоровым, активно заниматься физкультурой спортом. | Беседа школьного врача, учителя физкультуры, анализ жизненных ситуаций, просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение литературных произведений, составление правил закаливания организма школьника, знакомство с методами закаливания Ивановых, Никитиных и т.д., изготовление агитационной продукции плакатов, листовок, молний, стенгазет. | Практическое занятие, интерактивное занятие | Усвоит правила закаливания организма. | |
Раздел. Правила дорожного движения | |||||
Тема 5. Группы дорожных знаков. Ознакомление со световыми и звуковыми сигналами автомобиля. | Ознакомить с классификацией дорожных знаков, выяснить сущность каждой группы; ознакомить со звуковыми и световыми сигналами автомобиля, воспитывать желание безопасно чувствовать себя на дороге. | Изготовление дорожных знаков, игры на знание дорожных знаков, викторина, ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Усвоит навыки правил дорожного движения. | |
Тема 6. Переход улиц, дорог с ограниченной или недостаточной видимостью. | Формирование представления об ограниченной или недостаточной видимости, ознакомление с правилами перехода дороги в условиях ограниченной видимости, неблагоприятных условиях и условиях активного движения транспорта, с дорожными знаками «Скользкая дорога», «Движение пешеходов запрещено», мотивация обучающихся к выполнению правил дорожного движения, воспитывать грамотного пешехода. | Определение в микрорайоне мест с ограниченной видимостью, опасных мест с наиболее активным движением транспорта, «чтение» дорожных знаков «Скользкая дорога», «Движение пешеходов запрещено», обсуждение рисунков с целью формирования умений определять и предвидеть опасность на дорогах, составление советов по переходу дороги со скользкой поверхностью. | Практическая работа | Усвоит правила перехода дороги в условиях с ограниченной видимостью, |