Стратегическая программа «Заречный – территория здоровья»

Краткое описание

Показатели здоровья населения в мировой практике принято считать одним из основных критериев качества жизни. Приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

В настоящее время важнейшее значение приобретает задача сохранения положительных тенденций в развитии человеческого потенциала (его здоровья, высокой физической и умственной работоспособности).

Эффективное функционирование системы здравоохранения города определяется следующими системообразующими факторами:

- формированием у населения ответственного отношения к своему здоровью;

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание доступной и качественной медицинской помощи жителям города в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличием достаточного количества медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением города.

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья жителей городского округа.

Основные задачи

- Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, профилактика и лечение социально значимых заболеваний; улучшение здоровья матери и ребенка;

- Формирование эффективной технологической модели организации медицинской помощи населению;

- Повышение квалификации медицинских работников и создание условий для мотивированного труда медицинского персонала;

- Совершенствование материально-технической базы учреждений муниципального здравоохранения, его информатизация.

Программные мероприятия

Развитие качественного медицинского обслуживания населения городского округа в настоящее время и в перспективе будет обеспечиваться силами федерального учреждения ФБУЗ МСЧ - 32, являющегося структурным подразделением Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России). В перспективе следует учитывать рост частных структур медицинского профиля. Значительное влияние на развитие медицины городского округа должна оказать перспектива развития производственных и лечебно-диагностических направлений в сфере «ядерной медицины».

В настоящее время территориальное развитие медицины должно во многом ориентироваться и использовать достаточно высокий уровень развития ведущих высокотехнологичных клиник Свердловской области (преимущественно сконцентрированных в г. Екатеринбурге).

Исходя из этого, в среднесрочной перспективе следует считать приоритетными выполнение следующих мероприятий.

1. Повышение мотивации населения, направленной на ответственное отношение к своему здоровью, для чего планируется:

- формирование положительного имиджа здравоохранения; формирование у населения здорового образа жизни;

- создание центров здорового образа жизни в лечебно-профилактических учреждениях города;

- активизация санитарно-просветительной работы среди населения (с широким привлечением СМИ) в целях формирования у граждан потребности заботиться о собственном здоровье, убеждения в необходимости ранней диагностики злокачественных новообразований и их излечимости; организация работы «Школ здоровья»;

- проведение массовых акций, посвященных здоровому образу жизни.

2. Развитие дополнительных возможностей по высокотехнологичной ранней диагностике и лечения населения, включая профессиональные обследования работников атомной промышленности. Организация отделения профилактических осмотров.

3. Профилактика и эффективное лечение сердечно-сосудистых заболеваний, которые предполагают:

- совершенствование амбулаторно-поликлинической, кардиологической служб;

- расширение сети школ самоконтроля больных гипертонией; развитие малоинвазивной кардиологии;

- организацию и проведение периодических профилактических осмотров в группах риска, дополнительной диспансеризации, углубленных периодических осмотров;

- отработку единых алгоритмов оказания неотложной медицинской помощи больным на догоспитальном («скорая помощь», поликлиника) и госпитальном этапах;

создание эффективной системы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда и инсульт, направленной на снижение инвалидизации, особенно в трудоспособном возрасте.

4. Профилактика и лечение травматологических заболеваний, требующие дальнейшего:

- внедрения межведомственного подхода к профилактике травматизма (сотрудничество с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, службами жилищно-коммунального хозяйства, системой социального обеспечения и др.);

- использования новых медицинских технологий, применения малоинвазивных вмешательств;

- совершенствования некоторых видов специализированной (ожоговая травма, травма глаза, травма кисти) и ортопедической помощи; внедрения системы мониторинга травматизма;

- создания информационного поля по проблеме профилактики травматизма;

- укрепления материальной базы травматологических пунктов;

- развития реабилитационной службы для больных ортопедотравматологического профиля;

- дальнейшее внедрение и развитие современной эндоскопической хирургии; современных стоматологических технологий.

5. Профилактика и лечение онкологических заболеваний, которые предполагают:

- работу по повышению онконастороженности медицинских работников и населения;

- разработку и внедрение алгоритмов обследования для первичного осмотра больного в смотровых кабинетах, на приеме у любого специалиста в поликлинике и в стационаре;

- диспансеризацию группы риска по онкологии.

6. Профилактика социально обусловленных заболеваний (ВИЧ- инфекция, туберкулез, гепатит, инфекции, передающиеся половым путем, наркомания) предполагает:

- разработку мер первичной профилактики ВИЧ, туберкулеза, наркомании, кожвензаболеваний, межведомственное взаимодействие по ограничению распространения заболеваний данной группы;

- повышение санитарной культуры населения;

- совершенствование системы безопасности медицинских манипуляций.

7. Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинопрофилактика.

8. Дальнейшее расширение объемов специфической профилактики.

9. Меры по улучшению здоровья матери и ребенка:

- развитие детской и акушерско-гинекологической амбулаторно-поликлинической службы;

- создание отделений реабилитации и восстановительного лечения в детской поликлинике;

- развитие стационар замещающих технологий: создание системы дневных стационаров;

- совершенствование системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях («школьная» медицина). Лицензирование медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, развитие новых технологий, просветительская работа, кадровое обеспечение; укрепление и развитие системы охраны репродуктивного здоровья.

10. Формирование эффективной технологической модели организации медицинской помощи населению:

- совершенствование Интернет - записи на прием к врачам;

- оптимизация мощностей и структуры стационарной помощи города, а также развитие стационар замещающих технологий;

- перенос акцентов из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинический с выделением сети дневных стационаров, новых организационных форм медицинской помощи, стационара одного дня, краткосрочных стационаров;

- развитие отделений профилактики и центров реабилитации; развитие специализированных центров амбулаторной хирургии и гинекологии;

- управление качеством медицинской помощи и обеспечение ее безопасности на основе стандартизации;

- создание 3-х уровневой системы организации лабораторно-инструментальной диагностики;

- выведение из системы здравоохранения неэффективно используемых мощностей;

- оптимизация объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, в соответствии с имеющимися ресурсами.

11. Повышение квалификации медицинских работников и создание условий для мотивированного труда медицинского персонала:

- развитие кадрового потенциала в МСЧ-32;

- приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами. Устранение дублирования функций, их перераспределение между различными профессиональными группами (врачи и сестринский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры);

- повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы образования медицинских, фармацевтических работников;

- внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинского персонала, ориентированной на результат (в соответствии со сложностью, объемом и качеством оказания медицинской помощи), в т.ч. за счет средств местного бюджета;

- модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников;

- повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, основанное на осознании медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества;

- социальная поддержка работников муниципальных учреждений здравоохранения;

- строительство муниципального жилья для обеспечения медицинских работников.

12. Совершенствование материально-технической базы МСЧ-32, информатизация здравоохранения, которые предполагают:

- капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, ввод в эксплуатацию здания нового роддома, ремонт здания старого роддома; технологическое и медико-техническое оснащение отделений стационаров, поликлиник, подстанций скорой медицинской помощи;

- осуществление централизованных закупок лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания, проведение капитальных ремонтов на конкурсной основе;

- развитие программного продукта, способного решать задачи по анализу и прогнозированию ключевых показателей развития отрасли, повышению качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации:

- мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения; оценки эффективности управления кадровыми ресурсами; определения объемов и структуры медицинской помощи на основе данных об обращениях граждан в учреждения здравоохранения;

- маршрутизации пациентов внутри лечебно-профилактического учреждения и между учреждениями;

- прогнозирования потребности в назначении лекарственных препаратов гражданам, в том числе по программе лекарственного страхования, на основе данных территориально-популяционных регистров;

- прогнозирования затрат на медицинскую помощь, оказанную в рамках программы государственных гарантий;

- оснащение рабочих мест врачей интерактивными средствами коммуникаций; оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений;

- Расширение реанимационного отделения до 6 коек в 2015 – 2016 году;

- Строительство нового здания ОВП с блоком служебного жилья для медиков.

13. Повышение доступности медицинских услуг населению на сельской территории, которое предполагает восстановление полной работоспособности фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), в т.ч.:

- Ремонт ФАП в д. Курманка – замена окон, подключение к газовой котельной 2015 год.

14. Организация программного взаимодействия между ФМБА России и Министерством здравоохранения Российской Федерации в части увеличения объема и качества услуг населению города в сфере здравоохранения.

15. Организация санаторно-курортного лечения жителей города в санатории - профилактории БАЭС (СПФ БАЭС).

16. В соответствии со ставящимися задачами дальнейшего развития медицинского обслуживания населения, обеспечения профилактики заболеваемости по основным категориям заболеваний (сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям) целесообразно находить новые формы организации медицинского обслуживания. Такой формой может быть организация частных структур, организующих лечебно - поликлинические учреждения с привлечением западных диагностических и лечебных технологий.

Ожидаемые результаты

К ним относятся:

- уровень рождаемости в 2030 году - 12,5;

- общая смертность не выше 10,5 промилле;

- коэффициент смертности в трудоспособном возрасте не выше 5,5 случаев на 1000 жителей;

- коэффициент младенческой смертности не выше 5,4 случая на 1000 детей, родившихся живыми;

- коэффициент материнской смертности не выше 18,6 случая на 100000 детей, родившихся живыми;

- уровень госпитализации - 175 случаев на 1000 населения;

- число посещений амбулаторно-поликлинической службы - на уровне 15,0 посещений на 1 жителя;

- уменьшение первичной заболеваемости социально значимыми болезнями;

- искоренение на территории городского округа заболеваемости корью, доведение до единичных случаев заболеваемости коклюшем, паротитом, краснухой, дифтерией, гепатитами А и В.

Наши рекомендации