Освещение помещений и рабочих мест

Организация рационального освещения производственных помещений естественным светом и, при необходимости искусственным светом, является одним из основных вопросов охраны труда.

Работы по ремонту автомобилей относится к V разряду работ. Коэффициент естественной освещенности для зданий, расположенных в IV светом поле ℓIV = ℓIIIп * m*c (5.3.)

Где ℓIIIп - коэффициент естественной освещенности для III пояса – 1% (принимаем по таблице 1.3.СНиП 11-4-79)

m – коэффициент светового климата

с – коэффициент солнечности климата

ℓIV - 1*0,9*0,85 = 0,765%

Полученный коэффициент естественной освещенности достигается площадью остекленения окон.

Итак в светлое время суток применяются наиболее эффективное естественное комбинированное освещение и выполняются требования СНиП 11-4-79. В темное время суток применяется искусственное общее освещение, заданная минимальная освещенность которая для V разряда зрительных работ E = 200пк

Расчет искусственного освещения произведем методом светового потока по формуле Fп = ЕSZK/NC1П (5.4.)

Где Fп – световой поток лампы

S – площадь поста, м2

Z – коэффициент неравномерности освещения

N – число светильников типа ОД на две лампы, расположенных по контуру помещения.

П – число ламп в светильнике

С1 – коэффициент использования осветительной установки

Fп = 200*100*120*1,5*1,15/9*0,6*2 = 3833 мм

По световому потоку выбираем лампу ЛД -80 (световой поток 4070мм).

В таблице 5.3. приведем характеристику искусственного освещения.

Таблица 5.3.

Характеристика искусственного освещения зоны ТО и диагностики.

Участок Разряд зрительных работ Освещенность ПК Тип источника света Кол-во светильников
Зона ТО и диагностики V ЛД - 80

Для поддержания нормального естественного освещения необходимо сидеть за чистотой стекол и состоянием внутренней окраски стен, потолка и оборудования.

Помещение СТОА относится к помещениям с незначительным выделением копоти, пыли и дыма. Стекла необходимо очищать и мыть не реже 2-х раз в год, а внутреннюю покраску делать не реже 1 раза в 2-3 года.

Работник, осматривающий и принимающий автомобиль, должен пользоваться переносной электрической лампой с предохранительной сеткой и напряжением не более 42В, имеющий отражатель для направления света.

Производственный шум, вибрация

При проектировании предприятия по обслуживанию автомобилей учитывают имеющиеся источники шума и вибрации такие как:

· Компрессоры

· Двигатели внутреннего сгорания

· Металлообрабатывающие стенки

Для ослабления шума проникающего в помещение необходимо использовать звукоизоляционную конструкцию.

В настоящее время допустимый уровень звукового давления на рабочих местах регламентируются ГОСТ 12.1.003-83.

Таблица 5.4

Предельно допустимые нормы звукового давления на рабочих местах.

Рабочее место Уровень звукового давления ДБ со среднестатическими частотами Уровень звукового давления
Постоянные рабочие места

При защите от шума предусматривают применение малошумных технологических процессов. Совершенствование технологии ремонта и обслуживания автомобилей удается за счет рационального использования оптимальных режимов труда и отдыха на шумных участках.

Таблица 5.5.

Допустимый уровень звуковой мощности ручных машин.

Типы машин Наибольший допустимый уровень звуковой мощности со среднегеометрическими частотами, Гц
Сверлильные, заточные и тд.

Уровень шума и вибрации превышает допустимые нормы ГОСТ. Для защиты используют индивидуальные средства защиты от шума: противошумные вкладыши и наушники.

Опасные и вредные производственные факторы

При проведении ремонтных работ в рабочей зоне устанавливаются комплекс физических, химических и психофизических производственных факторов.

Ниже приведены основные работы, выполняемые рабочими и указаны опасные производственные факторы, возникающие при выполнении этих работ.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы

Опасные факторы.

· Самопроизвольное опускание автомобиля, вывешенного на подъемнике.

· Вращающиеся детали двигателя.

Кроме того причинами травм слесаря могут быть загрязнения, коррозия, неисправность резьбовых соединений, неисправность и загрязнение инструмента, работа замасленными руками, отсутствие штанги на подъемнике.

Смазывание и очистка

Опасные факторы.

· Срыв лома или ворота при применении их для разгрузки пальцев рессор автомобиля в процессе смазывания.

· Срыв воротов при проворачивании карданного вала.

· Острые кромки заливных и сливных отверстий агрегатов автомобиля.

Кроме того, причинами травм могут быть:

· Отсутствие смазочных пистолетов с гибкими шлангами.

· Отсутствие специальных подставок под ноги.

· Разлив масла и загрязнение пола.

· Отсутствие специального инструмента для отворачивания заливных и сливных пробок.

Сопутствующий ремонт

Опасные факторы.

· Опускание двигателя при замене опорных подушек.

· Самопроизвольное перемещение глушителя, трубы глушителя, карданного вала, сошки рулевого управления при их замене.

· Падение и накатывание колес автомобиля при их снятии.

· Опускание автомобиля с домкрата, подставки, подъемника.

· Высокая температура поверхности стартера при его снятии.

· Вылет стяжной пружины тормозных колодок.

· Разбрызгивание тормозной жидкости.

· Вылет осколков при выбивании подшипников молотком.

Наши рекомендации