Освещение помещений и рабочих мест
Организация рационального освещения производственных помещений естественным светом и, при необходимости искусственным светом, является одним из основных вопросов охраны труда.
Работы по ремонту автомобилей относится к V разряду работ. Коэффициент естественной освещенности для зданий, расположенных в IV светом поле ℓIV = ℓIIIп * m*c (5.3.)
Где ℓIIIп - коэффициент естественной освещенности для III пояса – 1% (принимаем по таблице 1.3.СНиП 11-4-79)
m – коэффициент светового климата
с – коэффициент солнечности климата
ℓIV - 1*0,9*0,85 = 0,765%
Полученный коэффициент естественной освещенности достигается площадью остекленения окон.
Итак в светлое время суток применяются наиболее эффективное естественное комбинированное освещение и выполняются требования СНиП 11-4-79. В темное время суток применяется искусственное общее освещение, заданная минимальная освещенность которая для V разряда зрительных работ E = 200пк
Расчет искусственного освещения произведем методом светового потока по формуле Fп = ЕSZK/NC1П (5.4.)
Где Fп – световой поток лампы
S – площадь поста, м2
Z – коэффициент неравномерности освещения
N – число светильников типа ОД на две лампы, расположенных по контуру помещения.
П – число ламп в светильнике
С1 – коэффициент использования осветительной установки
Fп = 200*100*120*1,5*1,15/9*0,6*2 = 3833 мм
По световому потоку выбираем лампу ЛД -80 (световой поток 4070мм).
В таблице 5.3. приведем характеристику искусственного освещения.
Таблица 5.3.
Характеристика искусственного освещения зоны ТО и диагностики.
Участок | Разряд зрительных работ | Освещенность ПК | Тип источника света | Кол-во светильников |
Зона ТО и диагностики | V | ЛД - 80 |
Для поддержания нормального естественного освещения необходимо сидеть за чистотой стекол и состоянием внутренней окраски стен, потолка и оборудования.
Помещение СТОА относится к помещениям с незначительным выделением копоти, пыли и дыма. Стекла необходимо очищать и мыть не реже 2-х раз в год, а внутреннюю покраску делать не реже 1 раза в 2-3 года.
Работник, осматривающий и принимающий автомобиль, должен пользоваться переносной электрической лампой с предохранительной сеткой и напряжением не более 42В, имеющий отражатель для направления света.
Производственный шум, вибрация
При проектировании предприятия по обслуживанию автомобилей учитывают имеющиеся источники шума и вибрации такие как:
· Компрессоры
· Двигатели внутреннего сгорания
· Металлообрабатывающие стенки
Для ослабления шума проникающего в помещение необходимо использовать звукоизоляционную конструкцию.
В настоящее время допустимый уровень звукового давления на рабочих местах регламентируются ГОСТ 12.1.003-83.
Таблица 5.4
Предельно допустимые нормы звукового давления на рабочих местах.
Рабочее место | Уровень звукового давления ДБ со среднестатическими частотами | Уровень звукового давления | ||||||||
Постоянные рабочие места | ||||||||||
При защите от шума предусматривают применение малошумных технологических процессов. Совершенствование технологии ремонта и обслуживания автомобилей удается за счет рационального использования оптимальных режимов труда и отдыха на шумных участках.
Таблица 5.5.
Допустимый уровень звуковой мощности ручных машин.
Типы машин | Наибольший допустимый уровень звуковой мощности со среднегеометрическими частотами, Гц | |||||||
Сверлильные, заточные и тд. |
Уровень шума и вибрации превышает допустимые нормы ГОСТ. Для защиты используют индивидуальные средства защиты от шума: противошумные вкладыши и наушники.
Опасные и вредные производственные факторы
При проведении ремонтных работ в рабочей зоне устанавливаются комплекс физических, химических и психофизических производственных факторов.
Ниже приведены основные работы, выполняемые рабочими и указаны опасные производственные факторы, возникающие при выполнении этих работ.
Контрольные, крепежные и регулировочные работы
Опасные факторы.
· Самопроизвольное опускание автомобиля, вывешенного на подъемнике.
· Вращающиеся детали двигателя.
Кроме того причинами травм слесаря могут быть загрязнения, коррозия, неисправность резьбовых соединений, неисправность и загрязнение инструмента, работа замасленными руками, отсутствие штанги на подъемнике.
Смазывание и очистка
Опасные факторы.
· Срыв лома или ворота при применении их для разгрузки пальцев рессор автомобиля в процессе смазывания.
· Срыв воротов при проворачивании карданного вала.
· Острые кромки заливных и сливных отверстий агрегатов автомобиля.
Кроме того, причинами травм могут быть:
· Отсутствие смазочных пистолетов с гибкими шлангами.
· Отсутствие специальных подставок под ноги.
· Разлив масла и загрязнение пола.
· Отсутствие специального инструмента для отворачивания заливных и сливных пробок.
Сопутствующий ремонт
Опасные факторы.
· Опускание двигателя при замене опорных подушек.
· Самопроизвольное перемещение глушителя, трубы глушителя, карданного вала, сошки рулевого управления при их замене.
· Падение и накатывание колес автомобиля при их снятии.
· Опускание автомобиля с домкрата, подставки, подъемника.
· Высокая температура поверхности стартера при его снятии.
· Вылет стяжной пружины тормозных колодок.
· Разбрызгивание тормозной жидкости.
· Вылет осколков при выбивании подшипников молотком.