Ii. здания вагонного хозяйства.
Вагоноремонтные депо (ВРД)для деповского и частного текущего ремонта отцепочного ремонта грузовых вагонов размещают на сортировочных станциях и станциях выгрузки, массового отстоя вагонов и подготовки их под погрузку. Депо стоят на станциях формирования поездов. Здание ВРД состоит из вагоносборочного и малярного цехов, колесно-тележечного отделения, мастерских и служебно-бытовых помещений. Два пролета основных цехов по 18 м оборудуют кранами по 10 т. Мастерские и служебно-бытовые помещения в 1-2этажа пристраивают к цехам.
Пункты технического осмотра (ПТО)устраивают для осмотра и теуущего безотцепочного ремонта грузовых вагонов на сортировочных и участковых станциях и пассажирских вагонов – на больших пассажирских станциях. В комплекс ПТО вхлдят: здание ПТО, компрессорная, склад запчастей, смазочное хозяйство. Здание ПТО состоит из мастерской, кладовой инструментов, зарядной, служебно-бытовых помещений(конторы, операторской, комнаты ремонтных бригад и осмотрщиков).
Контрольные пункты автотормозов для осмотра, ремонта и зарядки тормозной сети размещают на узловых и участковых станциях.
Ремонтно-экипировочное депо (РЭД) пассажирских вагонов на станциях формирования и оборота поездов служат для обмывки, дезинфекции и текущего ремонта вагонов, а также для снабжения их топливом, водой, постельными принадлежностями и т.д. Комплекс РЭД включает: цех обмывки вагономоющей машиной, пункт газовой дезинфекции вагонов и ремонтно-экипировочный цех с крытыми и открытыми стойлами, мастерскими, помещениями для осмотрщиков вагонов и экипировочных бригад, прачечной, кладовыми.
III. Здания энергетического хозяйства
Тяговые подстанции.Для электроснабжения электрофицированных железных дорог устраиваю здания тяговых подстанций, дежурных пунктов дистанций контактной сети, участков электроснабжения и ремонтных мастерских. Тяговые подстанции постоянного тока преобразуют переменный ток в постоянный, а на участках переменного тока понижают напряжение переменного тока. Подстанции могут быть опорными и промежуточными. Здание подстанции может быть совмещено с дежурным пунктов дистанции контактной сети, состоящим из гаража для автодрезин, мастерской, кладовой и служебно-бытовых помещений.
Тепловые электростанции (паротурбинные – на крупных железнодорожных станциях, газотурбинные, дизельные, локомобильные) включают в себя котельную, машинный зал с турбогенераторами, помещения для подготовки топлива и воды, приема и распределения электроэнергии.
Котельныебывают отопительные и отопительно-производственные (для теплоснабжения зданий и обеспечения паром и горячей водой производственных нужд). Котельные включают котельный зал, зольный зал (только для твердого топлива), надбункерное помещение, помещение с химводоочисткой, мастерской и служебно-бытовые помещения.
IV. Здания водоснабжения и канализации
Насосные станциидля подъема воды на очистку или к потребителю устраивают наземными и заглубленными. Они состоят из машинного зала, хлораторной, ремонтной мастерской, распределительных устройств и бытовых помещений (при ручном управлении). Насосные станции объединяют с котельными и водонапорными станциями.
Здания для очистки водыимеют оборудование для осветления воды отстаиванием, коагуляцией и фильтрацией, для обезвреживания хлорированием, а также умягчения.
Водонапорные башниустраиваю для создания запаса воды и необходимого напора в разводящей сети. Они состоят из несущего ствол 10-40 м, шатра и 1-2х резервуаров (баков) для воды объемом 40-500к.м. Шатры служат для защиты воды от замерзания, а также для осмотра и ремонта баков.Канализационные насосные станциидля перекачки сточных вод на очистку или для подъема их в коллектор могут быть раздельными или совмещенными с очистными станциями. Она используется как резервуар для приема сточной жидкости, задержания и размельчения крупных примесей, а также как машинный зал с насосами. В надземной части размещают служебные помещения.
Очистные станциисостоят из сооружений механической и биологической очистки сточных вод – раздельные или совмещенные в одном здании.