Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством.

Качество – это совокупность свойств и характеристик автомобиля. Сферу ТЭА интересуют те свойства, которые изменяются в процессе эксплуатации, это: надежность, динамичность (максимальная скорость, время разгона), экономичность (расход топлива на 100 км/пробега), безопасность (активная и пассивная), экологичность (соответствие стандарту Евро 2, 3, 4, 5). Показатели качества с течением времени (с увеличением пробега автомобиля) изменяются в сторону ухудшения.

Годы эксплуатации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Свойства качества %
Производительность грузового автомобиля. 100 90 87 77 75 61 57 55 54 50
Трудоемкость ТО и ремонта 100 130 154 170 177 185 200 216 230 270

Задачей ТЭА является снижение темпов ухудшения качества.

Пути повышения качества:

- совершенствование конструкции автомобиля и улучшение технологии изготовления;

- внедрение в производство и обслуживание новых материалов (так полупроводниковые материалы позволили изменить конструкцию и качество многих приборов электрооборудования);

- совершенствование технологии производства и ТЭА (вместо сварки применять технологии восстановления синтетическими материалами и т. д.)

К эксплуатационным свойствам автомобилей относятся также: тягово-скоростные, тормозные качества, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность, безопасность, вместимость, долговечность, приспособленность к ТО и погрузочно-разгрузочным работам и т.д.

Тема 4. Процессы изменения технического состояния автомобилей в эксплуатации(2часа)

Изнашивание -это процесс разрушения или отделения материала с поверхности деталей при трении. При работе автомобиля во всех узлах и агрегатах необходимо обеспечивать условия жидкостного трения, когда трущиеся детали соприкасаются через непрерывную масляную пленку. Нельзя допускать условий полужидкостного, тем более сухого трения.

Виды изнашивания.

Механическое – происходит в результате механических воздействий.

Абразивное – появляется вследствие попадания между трущимися поверхностями абразивных частиц, которые часто имеют большую твердость, чем трущиеся поверхности, например, дорожная пыль.

Пластическая деформация – слои металла перемещаются в сторону скольжения.

Усталость металла – образование на поверхности трения трещин под действием знакопеременных сил, росту трещин и выкрашиванию в них материалов способствует смазка, работающая по принципу расклинивания. Очень сложно диагностируется, так как при снятии нагрузки трещина закрывается. Усталости подвергаются рессоры, пружины, шатуны, коленчатые валы и другие валы и т.д.

Схватывание – микросваривание участков трущихся поверхностей, после взаимного перемещения возникшая связь разрушается.

Окисление - под действием химически агрессивных сред (вола, щелочи, кислоты) на поверхности металлов образуются оксиды, их износостойкость низкая. После выработки оксидов металлы оголяются и снова окисляются, процесс износа ускоряется.

Коррозия - возникает в результате химического или злектрохимического взаимодействия жидкостей с металлом. Различают поверхностную (по поверхности детали) и межкристаллитную коррозию (между кристаллами детали, уходящую в глубину металла, на поверхности не видимую).

Эрозия – возникает при действии на металл потока жидкости, двигающейся с большой скоростью (масло, топливо). На поверхности образуются пятна, полосы, вымоины.

Деформация – может быть обратимой (упругой – листы рессор), и не обратимой (изгиб вала), т.е. когда изменяются размеры или форма детали.

Старение материалов – независимо от механических воздействий свойства автомобильных конструкционных и эксплуатационных материалов со временем изменяются, происходит старение. Конструкционные материалы теряют пластичность и упругость, происходят структурные изменения (например, при не высокой температуре происходит отпуск металла, изменяются внутренние напряжения) и т.д. Резинотехнические изделия подвергаются растрескиванию, теряют упругость и эластичность в результате окисления, термического воздействия, солнечных лучей, влажности воздуха, химического воздействия эксплуатационных материалов.

Диаграмма изнашивания.

Процесс изнашивания поверхностей деталей автомобиля подразделяется на три периода: период приработки – интенсивное изнашивание, естественный износ – медленное изнашивание аварийный износ – приводит к отказу.

Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru износ 1. – период приработки

Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru 2. – естественный износ

3 3. – аварийный износ

Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru

Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru 1 2

Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством. - student2.ru ®

время работы

Тема 5. Условия эксплуатации автомобилей(2 часа)

Дорожные условия

Автомобильные дороги подразделяются на пять основных категорий. Категория 1 имеет две подкатегории: 1а; 1б. 1а – наиболее совершенные магистральные дороги государственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги государственного, республиканского, краевого, областного и местного значения.

По качеству верхнего покрытия дороги делятся на пять групп:

Д1 – капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

Д2 – асфальт со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;

Д3 – из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками из дегтебетона;

Д4 – из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;

Д5 – естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.

По типу рельефа местности ( высоте над уровнем моря):

Р1 – равнинный (до 200м);

Р2 - слабо – холмистый (200…300м);

Р3 – холмистый (300…1000м);

Р4 - (1000…2000м);

Р5 - (более 2000м).

Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП) Таблица 3.1      
Показатели Категория дороги
  I III IV V
  1-а 1-6    
Перспективная среднесуточная интенсивность дви­жения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут Более 7000 Более 7000 3000-7000 1000-3000 100-1000 Менее 100
Расчетная скорость движения, км/ч: - основная - для трудных участков пересеченной местности - для трудных участков горной местности 150 120 80 120 100 60 120 100 60 100 80 50 80 60 40 60 40 30
Число полос движения 4;6;8 4;6;8
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 HP
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м 22,5 30 15 22,5 30 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м 6,0 5,0 HP HP HP HP
Ширина земляного полотна, м 28,5 36 43,5 27,5 35 42,5
Наибольшие продольные уклоны, %: - основные - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности 3,0 4,0 6,0 4,0 5,0 7,0 4,0 5,0 7,0 5,0 6,0 8,0 6,0 7,0 9,0 7,0 9,0 10,0
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: - основное - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности HP 450 250 450 350 170 450 350 170 350 250 130 250 170 ПО 170 ПО 90
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: - основные - в горной местности 1200 250 800 125 800 125 600 100 300 60 150 30
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кри­вых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности 30000 5000 15000 2500 15000 2500 10000 1500 5000 1000 2500 600
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кри­вых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности 8000 1000 5000 600 5000 600 3000 400 2000 300 1500 200

Транспортные условияэксплуатации характеризуются условиями маршрутов, которые определяются коэффициентами и показателями:

-l-длина груженой ездки, км;

- р - коэффициент использования пробега;

- у— коэффициент использования грузоподъемности;

- / - средняя величина уклона дороги на маршруте, %;

- К„р- коэффициент использования прицепов;

- П - коэффициент помехо насыщенности маршрута (отношение скорости
автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном
участке дороги I категории);

- род перевозимого груза.

Наши рекомендации