Качество, показатели качества, их изменения в процессе эксплуатации, управление качеством.
Качество – это совокупность свойств и характеристик автомобиля. Сферу ТЭА интересуют те свойства, которые изменяются в процессе эксплуатации, это: надежность, динамичность (максимальная скорость, время разгона), экономичность (расход топлива на 100 км/пробега), безопасность (активная и пассивная), экологичность (соответствие стандарту Евро 2, 3, 4, 5). Показатели качества с течением времени (с увеличением пробега автомобиля) изменяются в сторону ухудшения.
Годы эксплуатации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Свойства качества % | ||||||||||
Производительность грузового автомобиля. | 100 | 90 | 87 | 77 | 75 | 61 | 57 | 55 | 54 | 50 |
Трудоемкость ТО и ремонта | 100 | 130 | 154 | 170 | 177 | 185 | 200 | 216 | 230 | 270 |
Задачей ТЭА является снижение темпов ухудшения качества.
Пути повышения качества:
- совершенствование конструкции автомобиля и улучшение технологии изготовления;
- внедрение в производство и обслуживание новых материалов (так полупроводниковые материалы позволили изменить конструкцию и качество многих приборов электрооборудования);
- совершенствование технологии производства и ТЭА (вместо сварки применять технологии восстановления синтетическими материалами и т. д.)
К эксплуатационным свойствам автомобилей относятся также: тягово-скоростные, тормозные качества, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность, безопасность, вместимость, долговечность, приспособленность к ТО и погрузочно-разгрузочным работам и т.д.
Тема 4. Процессы изменения технического состояния автомобилей в эксплуатации(2часа)
Изнашивание -это процесс разрушения или отделения материала с поверхности деталей при трении. При работе автомобиля во всех узлах и агрегатах необходимо обеспечивать условия жидкостного трения, когда трущиеся детали соприкасаются через непрерывную масляную пленку. Нельзя допускать условий полужидкостного, тем более сухого трения.
Виды изнашивания.
Механическое – происходит в результате механических воздействий.
Абразивное – появляется вследствие попадания между трущимися поверхностями абразивных частиц, которые часто имеют большую твердость, чем трущиеся поверхности, например, дорожная пыль.
Пластическая деформация – слои металла перемещаются в сторону скольжения.
Усталость металла – образование на поверхности трения трещин под действием знакопеременных сил, росту трещин и выкрашиванию в них материалов способствует смазка, работающая по принципу расклинивания. Очень сложно диагностируется, так как при снятии нагрузки трещина закрывается. Усталости подвергаются рессоры, пружины, шатуны, коленчатые валы и другие валы и т.д.
Схватывание – микросваривание участков трущихся поверхностей, после взаимного перемещения возникшая связь разрушается.
Окисление - под действием химически агрессивных сред (вола, щелочи, кислоты) на поверхности металлов образуются оксиды, их износостойкость низкая. После выработки оксидов металлы оголяются и снова окисляются, процесс износа ускоряется.
Коррозия - возникает в результате химического или злектрохимического взаимодействия жидкостей с металлом. Различают поверхностную (по поверхности детали) и межкристаллитную коррозию (между кристаллами детали, уходящую в глубину металла, на поверхности не видимую).
Эрозия – возникает при действии на металл потока жидкости, двигающейся с большой скоростью (масло, топливо). На поверхности образуются пятна, полосы, вымоины.
Деформация – может быть обратимой (упругой – листы рессор), и не обратимой (изгиб вала), т.е. когда изменяются размеры или форма детали.
Старение материалов – независимо от механических воздействий свойства автомобильных конструкционных и эксплуатационных материалов со временем изменяются, происходит старение. Конструкционные материалы теряют пластичность и упругость, происходят структурные изменения (например, при не высокой температуре происходит отпуск металла, изменяются внутренние напряжения) и т.д. Резинотехнические изделия подвергаются растрескиванию, теряют упругость и эластичность в результате окисления, термического воздействия, солнечных лучей, влажности воздуха, химического воздействия эксплуатационных материалов.
Диаграмма изнашивания.
Процесс изнашивания поверхностей деталей автомобиля подразделяется на три периода: период приработки – интенсивное изнашивание, естественный износ – медленное изнашивание аварийный износ – приводит к отказу.
износ 1. – период приработки
2. – естественный износ
3 3. – аварийный износ
1 2
®
время работы
Тема 5. Условия эксплуатации автомобилей(2 часа)
Дорожные условия
Автомобильные дороги подразделяются на пять основных категорий. Категория 1 имеет две подкатегории: 1а; 1б. 1а – наиболее совершенные магистральные дороги государственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги государственного, республиканского, краевого, областного и местного значения.
По качеству верхнего покрытия дороги делятся на пять групп:
Д1 – капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2 – асфальт со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3 – из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками из дегтебетона;
Д4 – из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;
Д5 – естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.
По типу рельефа местности ( высоте над уровнем моря):
Р1 – равнинный (до 200м);
Р2 - слабо – холмистый (200…300м);
Р3 – холмистый (300…1000м);
Р4 - (1000…2000м);
Р5 - (более 2000м).
Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП) Таблица 3.1 | ||||||
Показатели | Категория дороги | |||||
I | III | IV | V | |||
1-а | 1-6 | |||||
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут | Более 7000 | Более 7000 | 3000-7000 | 1000-3000 | 100-1000 | Менее 100 |
Расчетная скорость движения, км/ч: - основная - для трудных участков пересеченной местности - для трудных участков горной местности | 150 120 80 | 120 100 60 | 120 100 60 | 100 80 50 | 80 60 40 | 60 40 30 |
Число полос движения | 4;6;8 | 4;6;8 | ||||
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | HP | |
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м | 22,5 30 | 15 22,5 30 | 7,5 | 7,0 | 6,0 | 4,5 |
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2,0 | 1,75 |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | 6,0 | 5,0 | HP | HP | HP | HP |
Ширина земляного полотна, м | 28,5 36 43,5 | 27,5 35 42,5 | ||||
Наибольшие продольные уклоны, %: - основные - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности | 3,0 4,0 6,0 | 4,0 5,0 7,0 | 4,0 5,0 7,0 | 5,0 6,0 8,0 | 6,0 7,0 9,0 | 7,0 9,0 10,0 |
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: - основное - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности | HP 450 250 | 450 350 170 | 450 350 170 | 350 250 130 | 250 170 ПО | 170 ПО 90 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: - основные - в горной местности | 1200 250 | 800 125 | 800 125 | 600 100 | 300 60 | 150 30 |
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности | 30000 5000 | 15000 2500 | 15000 2500 | 10000 1500 | 5000 1000 | 2500 600 |
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности | 8000 1000 | 5000 600 | 5000 600 | 3000 400 | 2000 300 | 1500 200 |
Транспортные условияэксплуатации характеризуются условиями маршрутов, которые определяются коэффициентами и показателями:
-l-длина груженой ездки, км;
- р - коэффициент использования пробега;
- у— коэффициент использования грузоподъемности;
- / - средняя величина уклона дороги на маршруте, %;
- К„р- коэффициент использования прицепов;
- П - коэффициент помехо насыщенности маршрута (отношение скорости
автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном
участке дороги I категории);
- род перевозимого груза.