Расчет центра тяжести автопоезда
В систему внешних сил, действующих на автопоезд, обязательно входят силы тяжести, которые обычно рассматриваются как сосредоточенные силы, приложенные непосредственно к узлам машины.
Так как количество узлов машины может быть достаточно большим, целесообразно силы тяжести отдельных узлов сводить к одной равнодействующей – весу машины.
Вес машины определяется суммированием весов отдельных узлов:
,
где Gj – вес отдельного узла, Н;
k – общее количество узлов.
Точку приложения равнодействующей сил тяжести называют центром тяжести (ЦТ).
Координаты центра тяжести (X0, Y0) вычисляются по формулам
,
,
где Xj и Yj – координата отдельного узла, м.
Вес каждого узла может быть вычислен по формуле
, Н,
где mj – масса узла, кг;
g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
Вычисление сумм, входящих в формулы, рекомендуется выполнять в табличной форме ( табл. 7).
Таблица 7. Расчет веса координат центра тяжести автопоезда
Наименование узла | Масса узла, mj, кг | Вес узла, Gj, Н | Координаты узла, м | Gj ×Xj, кН × м | Gj × Yj, кН × м | |
Xj | Yj | |||||
1. двигатель | ||||||
2. коробка переключения передач | ||||||
3. кабина | ||||||
4. рама | ||||||
5. кузов | ||||||
… | ||||||
j. груз | ||||||
Σ | Σ | Σ | Σ |
Количество узлов, выделенных для определения центра тяжести автопоезда, должно быть 15 … 20.
Если в качестве автопоезда выбран тягач с прицепом, то требуется определить центр тяжести тягача и прицепа, если тягач с полуприцепом, то центр тяжести автопоезда.
Необходимо рассчитать опрокидывающий и удерживающий моменты:
, Н×м,
, Н×м,
где m – масса автопоезда (тягача или прицепа), кг;
V – средняя скорость автопоезда, м/с;
R – радиус поворота дороги, м;
В – колея тягача или прицепа, м.
Коэффициент устойчивости
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Схемы расположения поставщиков относительно потребителей | |
а) | |
б) | |
Продолжение приложения 1 | |
в) | |
г) |
Приложение 2. Определение индивидуального задания
Начальные буквы фамилии, имени и отчества | Номера вопросов для первой буквы | ||||||||||
фамилии | имени | отчества | |||||||||
поставщиков, mi | потребителей, nj | номер схемы | |||||||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | ||
А | 1 а | ||||||||||
Б | 1 б | ||||||||||
В | 1 в | ||||||||||
Г | 1 г | ||||||||||
Д | 1 а | ||||||||||
Е | 1 б | ||||||||||
Ж | - | 1 в | |||||||||
З | - | 1г | |||||||||
И | - | 1 а | |||||||||
К | - | 1 б | |||||||||
Л | - | 1 в | |||||||||
М | 1 г | ||||||||||
Н | 1 а | ||||||||||
О | 1 б | ||||||||||
П | 1 в | ||||||||||
Р | 1 г | ||||||||||
С | 1 а | ||||||||||
Т | 1 б | ||||||||||
У | 1 в | ||||||||||
Ф | 1 г | ||||||||||
Х | 1 а | ||||||||||
Ц | 1 б | ||||||||||
Ч | - | 1 в | |||||||||
Ш | 1 г | ||||||||||
Щ | - | 1 а | |||||||||
Э | 1 б | ||||||||||
Ю | 1 в | ||||||||||
Я | 1 г |
Приложение 3. Образец оформления первого листа курсового проекта
Приложение 4. Образец оформления второго листа курсового проекта
Приложение 5. Образец оформления третьего листа курсового проекта |
РАСЧЁТ АВТОПОЕЗДА Методические указания к выполнению курсовых проектов по дисциплине «Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса» для специальности 190603 СТМ Составители: В.Е. Харламов, И.К. Морозихина, К.С. Крылов Редактор Ю.Ф. Воробьева Технический редактор Г.В. Комарова | |||
Подписано в печать 16. 11.07 Формат 64х84/16 Физ. печ. л. 1,5 Тираж 100 экз. | Усл. печ. л. 1,4 Заказ № 86 | Бумага писчая Уч.-изд. л. 1,31 С - 76 |
Редакционно-издательский центр
Тверского государственного технического университета