Показатели работы грузовой станции

Вопрос 5.

Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выгрузку, поступают в СТЦ. После натурной проверки наличия и соответствия документов вагонам и грузам на всех оригиналах накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах проставляется календарный штемпель с датой фактического прибытия груза. Кроме этого, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.

После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозочных документов формы ГУ-48 и передаются: оригинал накладной и дорожная ведомость – в товарную контору, а вагонный лист – в пункт выгрузки. О сдаче документов в ГУ-48 расписывается работник СТЦ, а в приеме – работник товарной конторы.

Коммерческий осмотр прибывших вагонов выполняют приемщики поездов ПКО. При осмотре вагонов особое внимание обращается на следующее: крытых – на исправность кузовов, наличие и исправность ЗПУ и соответствие контрольных знаков на них знакам, указанным в перевозочных документах; открытых – на исправность погрузки и сохранность груза. Все обнаруженные неисправности оформляются актом общей формы.

В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистрируются в Книге прибытия грузов формы ГУ-42 на основании данных перевозочных документов. Также эта информация может вводиться в информационные базы данных. После записи отправки в Книгу прибытия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют порядковый номер, под которым она была зарегистрирована в Книге формы ГУ-42.

После выдачи груза в Книге прибытия отмечается номер сопроводительной ведомости формы ФДУ-91, число и месяц выдачи.

В соответствии с [1, ст. 34] перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших грузах в его адрес не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок уведомления устанавливается начальником станции и может быть изменен по просьбе грузополучателя. При установлении способа уведомления следует исходить не только из сложившихся местных условий, но и из гарантированности передачи уведомления и его получения. Передача уведомления в товарной конторе регистрируется в Книге уведомлений о прибытии грузов (проставляется дата и время уведомления о прибытии груза).

О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки на МНОП перевозчик уведомляет грузополучателя не позднее, чем за два часа до объявления подачи вагонов, контейнеров. Эти уведомления регистрируются в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2-ВЦ). Поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку считается уведомлением о прибытии грузов.

При подаче перевозчиком вагонов и контейнеров без такого уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение начисляется на грузополучателя по истечении двух часов после фактической подачи вагонов к месту выгрузки либо к месту передачи на железнодорожный путь необщего пользования или выставочный путь. При подаче вагонов с опозданием более двух часов перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя о предстоящей подаче.

В соответствии с [1, ст. 21] выгрузка грузов на МОП обеспечивается грузополучателем. Перевозчики, владельцы инфраструктуры могут принимать на себя по договору с грузополучателем выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Получив из СТЦ вагонные листы, приемосдатчик готовит место выгрузки грузов, устанавливает очередность выгрузки и знакомит комплексную бригаду с порядком выполнения работ.

По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправность ЗПУ и производит наружный коммерческий осмотр вагонов. Затем снимает ЗПУ и комплексная бригада осуществляет выгрузку грузов из вагона. В процессе выгрузки приемосдатчик должен сверить данные вагонного листа с фактическим наличием груза, проверить массу или количество мест груза, маркировку, исправность грузовых мест. Груз укладывается в складе аккуратно, без повреждений. Приемосдатчик также следит за предотвращением разъединения груза и документов.

При обнаружении повреждений тары и упаковки груза приемосдатчик обязан взвесить и установить недостачу массы против массы, указанной в документах.

На основании [1, ст. 41] перевозчик при выдаче груза на станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в следующих случаях:

– прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ или ЗПУ попутных станций;

– прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутных станциях;

– прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом подвижном составе;

– прибытия СПГ с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

– прибытия груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;

– выдачи груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в МОП.

При проверке массы прибывшего груза на весовых приборах перевозчика с грузополучателя взимается сбор в соответствии с [8].

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза определенной на станции назначения, не превышает значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза, а также нормы естественной убыли его массы. Если при этом обнаруживается недостача, повреждение (порча) груза, то перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузоотправителю коммерческий акт [1, ст. 42].

После окончания выгрузки приемосдатчик в вагонном листе проставляет дату и время начала и окончания выгрузки и заверяет своей подписью. Затем вагонный лист передается в товарную контору.

В товарной конторе на основании вагонных листов делают отметки о выгрузке груза в оригинале накладной и в дорожной ведомости.

Вся информация о выгруженных грузах на МОП заносятся в Книгу выгрузки формы ГУ-44.

На МНОП вся информация заносится приемосдатчиком в памятку ГУ-45 и в Книгу уведомлений о завершении грузовой операции формы ГУ-2а.

После выгрузки груза вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи [1, ст.44]. Очистка выполняется грузополучателем или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.

После выгрузки животных, птиц, сырых продуктов животного происхождения проводится промывка и ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов, которая обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей. Промывка и ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, а также вагонов после грузов, имеющих отвратительный запах и опасных грузов обеспечивается грузополучателями если нет других соглашений.

При отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов промывка обеспечивается перевозчиками либо другими лицами на основании договоров.

В соответствии с [1, ст. 38] при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры на МОП хранятся бесплатно в течение 24 часов после окончания срока доставки. Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспечения перевозчиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров к месту выгрузки грузов грузополучателем. Время подачи вагонов, контейнеров под выгрузку средствами перевозчика указывается приемосдатчиком в вагонном листе и в памятке приемосдатчика. Дата выгрузки средствами перевозчика либо подачи вагонов, контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя указывается на оборотной стороне оригинала накладной путем проставления календарного штемпеля станции.

В случае, если перевозчик не уведомит грузополучателя о прибытии в его адрес груза в срок, установленный [1, ст. 34], то исчисление срока бесплатного хранения начинается с 24 часов дня получения грузополучателем такого уведомления, если оно поступило не позднее 12 часов этого дня. Если уведомление поступило после 12 часов дня, то исчисление срока бесплатного хранения начинается с 24 часов дня, следующего за днем получения уведомления. Если срок доставки груза не истек, а груз или контейнер выгружен перевозчиком, то срок бесплатного хранения заканчивается через 24 часа после истечения срока доставки.

При задержке подачи вагонов, контейнеров под выгрузку вследствие занятости места выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя, оформленной актом общей формы, исчисление срока бесплатного хранения начинается с 24 часов дня составления такого акта.

За хранение прибывших грузов на МОП после истечения срока бесплатного хранения до момента вывоза груза грузополучателем взимается сбор, указанный в [8]. Взыскание сбора за хранение производится по квитанции разных сборов формы РС-97 или по накопительной карточке формы ФДУ-92.

Согласно [1, ст. 43] в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой на станциях и на железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов со станции грузов грузополучателями и возникновение по данным причинам технологических затруднений на станциях перевозчик имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить сбор за хранение до пятикратного размера. Увеличение сбора за хранение вводится по истечении 24 часов после уведомления об этом грузополучателя в письменной форме.

Выдача груза на станции назначения грузополучателям производится после раскредитования (оформление выдачи грузов с предоставлением необходимых документов: частное лицо должно иметь документы, подтверждающие личность, а предприятие – доверенность на получение груза). Обязательным условием при выдаче грузов грузополучателям является внесение ими перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем [1, ст. 35]. Если грузополучатель не внес плату и иные платежи, то перевозчик вправе удерживать грузы после письменного уведомления грузополучателя. Через четверо суток после получения такого уведомления грузополучатель обязан распорядиться грузом.

В оригинале накладной товарный кассир в графе «По прибытии» указывает суммы провозных плат и сборов. При нецентрализованных расчетах грузополучатель за дополнительные операции уплачивает сборы непосредственно в товарной конторе по квитанции разных сборов. В этом случае в графе «Платежи взысканы на станции назначения …» товарный кассир указывает номер и дату квитанции разных сборов.

Затем грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза. Выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю удостоверяется проставлением в нем и дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи.

После этого грузополучателю выдают оригинал накладной и пропуск (форма ГУ-43) для вывоза груза с МОП для предъявления приемосдатчику. На МОП грузополучатель предъявляет пропуск, в котором приемос­­дат­чик ставит дату выдачи, число мест и массу груза на оборотной стороне оригинала накладной. Эта информация, а также номер машины, вывозившей груз, заносится в Книгу выдачи груза или в информационные базы данных. Этими операциями закрывается материальный учет грузов на складе.

Вопрос 6

Статья 41. Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в следующих случаях:

прибытие груза в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;

прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;

прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;

выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.

В указанных в настоящей статье случаях или в случае обнаружения обстоятельств, которые могут повлиять на состояние и массу тарных и штучных грузов, перевозчик при выдаче проверяет состояние и массу таких грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убылиего массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

По просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответствии с отдельным договором участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в случаях своевременной доставки грузов без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения.

При отсутствии у грузополучателей и на железнодорожной станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью и прибывшие без признаков недостачи, выдаются по соглашению сторон без проверки их массы.

Наличие на вагоне, контейнере запорно-пломбировочного устройства таможенного или иного органа государственного контроля (надзора) не является основанием для проверки перевозчиком при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Перевозчик немедленно уведомляет представителей органов внутренних дел о случае несохранной перевозки груза с признаками хищения.

Вопрос7.

48 ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОСНОВНЫЕ,СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ И

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. ЗАПОЛНЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

При перевозке грузов по жд заключается договор между владельцем груза и дорогой. Это положение закрепляет Устав Железных Дорог РФ. Таким договором служил накладная ко -to рая составляется отправителем груза.

В комплект перевозочных документов входят: накладная, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанция о приёме груза.

При предъявлении груза к перевозке отправитель заполняет все 4 документа. На лицевой стороне отправитель указывает: станцию, дорогу, назначение; наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес; число, месяц, код упаковки.

1. Квитанция о приёме груза - остаётся у отправителя. Станция отправления ставит на ней календарный штемпель о приёме груза к перевозке.

2. Корешок дорожной ведомости - остаётся на станции отправления, служит для учёта выполнения плана перевозок.

В обоих документах вторая сторона пустая,

3. Накладная и дорожная ведомость - следует вместе с грузом до станции назначения. На обратной стороне ставится штемпель станции отправления, календарный штемпель станции назначения. В дорожнойведомостипроставляются календарные штемпели по переходу груза с одной дороги на другую, а на накладной с обратной стороны ставится штемпель выдачи груза грузополучателю и роспись в получении груза. Дорожнаяведомостьостаётся на станции назначения, по ней производится окончательный расчёт за перевозку. Далее дорожная ведомость „отправляется" в управление дороги для отчёта за выполненную перевозку. Накладнаявыдаётся грузополучателю. По ней он может проверить груз, его сохранность и т.д.

Кроме этих основных документов заполняются сопроводительные и вспомогательные документы.

Сопроводительные документы — которые прилагаются отправителем к основному перевозочному документу. К ним относятся: сертификат качества, разрешение на вывоз груза, ветеринарное свидетельство и т.п.

Вспомогательные документы - составляются жд и предназначены для контроля за выполнением грузовых и коммерческих операций. К ним относятся: вагонные листы, передаточные ведомости по передаче грузов в пункте перевалки и в пограничном пункте, контрольные сведения применённые при перевозке скоропортящихся грузов в изотермических вагонах.

На каждый загруженный вагон приёмосдатчик составляет вагонный лист. В нём указывается номер вагона, его грузоподъёмность основные сведения о грузах и пломбах о времени подачи вагонов под погрузку/выгрузку. Документы следуют отдельно от дорожной ведомости и накладной.

На поезд составляется натурный лист который содержит основные сведения о поезде и вагонах которые входят в его состав. Содержатся сведения о станции формирования, станции назначения, длине поезда, его весе, а также количестве вагонов в составе поезда и сведения о грузах в каждом вагоне. Натурный лист находится так же как и вагонный лист у машиниста.

Вопрос8

В зависимости от назначения и причин возникновения операции делят на 2 типа:

1)обязательные

2)дополнительные

Все операции пути следования выполняются в целях обеспечения безопасности движения поездов, сохранности груза и своевременной доставки их по назначению.

Обязательные: прием и сдача ваг.на техническую станцию, коммерческий осмотр, оформление и передача вагонов с дороги на договору, водопой живности, сортировка мелких оправок и контейнеров, проверка положения негабаритных грузов при передачи их дорогами, перегрузка из вагонов одной в вагоны другой колеи, на др. вид транспорта, охрана груза и т.д.

Дополнительные: перегрузка вследствие неисправности, устранение коммерческих неисправностей, проверка и досыпка грузов., переадресовка и т.д.

Необходимость доп. операций возникает вследствие нарушения правил и условий перевозки, превышении установленных скоростей при маневровых работах и т.д.

Срок доставки грузов исчисляется

Показатели работы грузовой станции - student2.ru суток

2 суток­ на операции, связанные с отправлением и прибытием груза;

L– расстояние перевозки, км;

Vсут – суточная норма пробега, км/сут;

tдоп– время на дополнительные операции, суток.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в накладной грузоотправитель.

За нарушение сроков доствки грузов выплачиваются пени в размере 9% от провозной платы за сутки, но не более всей провозной платы

Вопрос 9

Проведение учета и отчетности грузовых перевозок является важнейшей обязанностью грузовых и коммерческих работников. Порядок заполнения учетных и отчетных форм по грузовым перевозкам определяет Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности и Инструкция по учету погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом РФ.

Основным документом для составления оперативной и статистической отчетности по погрузке вагонов и грузов является Ведомость номерного учета погруженных вагонов формы ГУ-3 (ГУ-3-ВЦ). Ведомость составляется за каждые отчетные сутки в двух экземплярах отдельно на собственную погрузку станции, на поступившие вагоны с грузами с автомобильного, речного и морского транспорта по документам смешанного сообщения, с линий другой колеи, с иностранных железных дорог и на погрузку в вагоны нерабочего парка. Основанием для составления ведомости являются корешки дорожных ведомостей, копии вагонных листов на мелкие отправки, передаточные ведомости и др.

Вагоны, загруженные контейнерам (мелкими отправками) в размере менее 50 % своего приема, учитываются в числе занятых по Справке о занятых и освобожденных вагонах при грузовых операциях, не учитываемых в погрузке и выгрузке формы ГУ-92 (ГУ-92-ВЦ).

На основании автоматического ввода данных накладных. Вагонных листов ведется общий учет количества погруженных и выгруженных вагонов.

К оперативной отчетности о грузовой работе относятся отчеты:

– о грузовой работе(количестве выгруженных погруженных вагонов, род вагонов) - формы ГО-1;

– о погрузке по наименованиям грузов формы ГО-2;

– о погрузке по дорогам назначения формы ГО-3;

– о погрузке на станциях дорог СНГ и Балтии экспортных грузов назначением в третьи страны формы ГО-4.

В отчет о грузовой работе включается объем выполненной работы станцией, отделением дороги и дорогой в целом по количеству погруженных, выгруженных, занятых и освободившихся вагонов.

В отчет о погрузке по наименованиям грузов включают размеры погрузки грузов в вагонах, выполненной станцией, отделением дороги и дорогой в целом, а также в тоннах по грузам, заявка на погрузку которых установлена в тоннах.

В отчет о погрузке по дорогам назначения включают количество погруженных вагонов по дорогам назначения, родам подвижного состава. Отчет используется для контроля за погрузкой по дорогам назначения, обеспечения дорог погрузочными ресурсами и регулирования вагонопотоков.

Отчет о погрузке на станциях дорог СНГ и Балтии экспортных грузов назначением в третьи страны служит для оперативного контроля за направлением экспортных грузов на пограничные и припортовые станции и составляется по родам грузов в вагонах за каждые сутки.

10. Учет выполнения плана перевозок

Учет выполнения плана перевозок ведут работники станций в учетных карточках (форма ГУ-1), которые составляются в одном или (по требованию грузоотправителя) в двух экземплярах отдельно для каждого отправителя и каждого рода груза номенклатуры плана. Один из двух экземпляров карточки находится на станции, другой — у отправителя. Учетную карточку по окончании отчетных суток подписывают отправитель и начальник станции. В учетной карточке указывается:

· Количество вагонов

· Количество поданых вагонов

· Общий недогруз

· Вина перевозчика (графа 21)

· Вина отправителя(графа 22)

· Освобождение от ответственности перевозчика или отправителя (графа23)

21 графа – коды обстоятельств по вине перевозчика не выполнение заявки (код-101 – не подача вагонов)

22графа –не выполнение заявки по вине отправителя:

· 202 – не использование поданых вагонов

· 404 – отказ от вагонов

· 405- не подача вагонов из-за занятости грузового фронта

· 406 – отсутствие собственных или арендованых вагонов предусмотренных в заявке

· 407 – не подача перевозчикомвагонов из-за неисправности погрузочно-разгрузочных путей

· 408 – не подача перевозчиком вагонов из-за неуплаты причитающихся перевозчику платежей.

23 графа

· 301 – обстоятельства непреодолимой силы

· 302 – запрет или ограничения погрузки по маршруту следования груза

· 303 – по технике безопасности нельзя выполнить погрузочно-разгрузочные работы

· 304 – по имеющимся авариям на предприятии

· 307 – неподача вагонов из-за неиспользования ранее поданых вагонов

Штраф за недогруз в пользу дороги и отправителя начисляют по окончании каждой декады, учитывая восполнение его в отдельные дни. (0,1 МРОТ/т – min 100руб; 0,2 МРОТ/т – рефрежираторы и транспортеры; за изменение внесений в согласованную заявку взимается сбор 0,03 МРОТ/т). По окончании месяца по каждой учетной карточке подсчитывают причитающиеся дороге и .отправителю суммы штрафа за невыполнение плана перевозок. Результаты начальник станции сообщает грузоотправителю не позднее 10-го числа следующего месяца. Если сальдо за месяц окажется в пользу дороги, грузоотправитель должен в пятидневный срок внести штраф в кассу станции по квитанции разных сборов, номер которой отмечается в учетной карточке. Учетные карточки, в которых сальдо штрафа выведено в пользу отправителя, высылаются станциями не позднее 10-го числа следующего месяца в отделение дороги. После проверки расчета отделение в пятидневный срок переводит соответствующую сумму на счет грузоотправителя.

11.Основные требования к погрузке и размещению груза в вагоне

1.При погрузке грузов, как средствами перевозчика, так и средствами грузоотправителей необходимо соблюдать условия, обеспечивающие безопасность движения поездов, сохранность грузов при перевозке, а также необходимо рационально использовать вагоны и контейнеры (по грузоподъемности, вместимости и времени).

2. Погрузка грузов в вагоны и контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеровуказанных на трафаретах.

3. Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, иконтейнерах осуществляется в соответствии с требованиями Технических условийразмещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Для осуществления погрузки, крепления и перевозки требуется применение приспособлений, оборудования и материалов (печи, дверные заграждения, в т.ч. овощные, хлебные щиты, щиты ограждений, стяжки, решетки, турникеты и др.). Все это, предоставляется грузоотправителями, независимо от того, кем осуществляется погрузка и крепление груза. Установка же указанного оборудования, средств пакетирования и иных приспособлений производится грузоотправителями, грузополучателями или перевозчиком в зависимости от того, кем осуществляется погрузка.

4. Груз должен размещаться в пределах габарита погрузки.

Размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах производится на основании Технических условий [3] ЦМ-943, утвержденных 27.05.2003 г. (далее – ТУ). Технические условия устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах и в контейнерах при железнодорожных перевозках по сети ОАО «РЖД» по железнодорожным путям, имеющим колею 1520 мм, со скоростью движения до100 км/ч включительно.

Размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены ТУ, должны выполняться на основании местных технических условийразмещения и крепления грузов (далее – МТУ).

Размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены ТУ и МТУ, должны выполняться на основании непредусмотренных технических условий размещения и крепления грузов (далее – НТУ).

При размещении на открытом подвижном составе (платформы, полувагоны, транспортеры) груз с учетом упаковки и крепления должен располагаться в пределах габарита погрузки.

12. Расчет эффективности повышения средней загрузки вагонов

Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности и вместимости вагонов включают в себя оптимальные способы погрузки вагонов и подготовки груза:

-выбор типа вагонов, соответствующего роду груза и его плотности;

-рациональное размещение тарных грузов в крытых вагонах, машин и оборудования на ОПС;

-комбинированную загрузку вагонов легкими и тяжеловесными грузами;

-уплотнение грузов;

-рационализацию и стандартизацию тары;

-наращивание бортов;

-установление прогрессивных технологических норм загрузки вагонов.

Улучшение использования грузоподъемности вагонов в итоге сводится к увеличению количества груза, перевозимого в каждом вагоне, что уменьшает потребное количество вагонов для перевозки заданного объема груза, снижает эксплуатационные расходы в связи с сокращением простоя вагонов под грузовыми операциями и пробега вагонов.

В общем виде экономия приведенных расходов в результате лучшего использования загрузки вагонов составит

Эпр= Ен· Кв+ Эв-ч+ Эв-км, руб. (2.1)

где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен

= 0,12);

Кв – снижение капитальных затрат, вызванное сокращением потребного вагонного парка, руб.;

Эв-ч – уменьшение эксплуатационных расходов, зависящих от сокращения простоя вагонов на станциях погрузки и выгрузки, руб.;

Эв-км – уменьшение эксплуатационных расходов, зависящих от сокращения пробега вагонов в груженом и порожнем состоянии, руб.

Снижение капитальных затрат от сокращения потребного парка вагонов можно определить по формуле

          Qсут   Qсут              
  К в = α   θ в (1 + α вх ) Ц в , руб. (2.2)
    '
      рем Рст        
          Рст              

где αрем – коэффициент, учитывающий нахождение вагонов в плановых видах ремонта (αрем = 1,05 ÷ 1,06);

Цв – средняя стоимость постройки одного вагона, руб., можно принять равным 700 тыс. руб.;

Qсут – среднее количество отправляемого груза за сутки, т;

Рст, Р’ст – статическая нагрузка вагона соответственно до применения мероприятий по ее увеличению и после;

θв – оборот вагона, сут.;

αвх – коэффициент, учитывающий долю затрат на развитие вагонного хозяйства (αвх = 0,1).

Снижение эксплуатационных затрат в связи с уменьшением потребного количества для заданного объема перевозок в результате повышения средней загрузки вагонов складывается из двух частей, зависящих от сокращения простоя вагонов на станциях погрузки и выгрузки (ваг-ч)и от сокращения пробега в груженом и порожнем состоянии(ваг-км).

Сокращение эксплуатационных расходов, связанное с уменьшениемвагоно-часовнастанциях погрузки и выгрузки за год:

        Qсут   Qсут          
  Э в−ч = 365   2 t о С в−ч , руб. (2.3)
    '
      Рст     гр    
          Рст          

гдеtогр – средний простой вагона на станции погрузки и выгрузки, приходящийся на одну грузовую операцию, ч;

Св-ч – расходная ставка на 1вагоно-час,руб.,Св-ч = 0,5 ÷ 1,0 руб.;

Сокращение вагоно-километровпробега и, связанных с ними, эксплуатационных расходов за год:

        Qсут   Qсут       (1 + α   ) С      
  Э в−км = 365   l гр пор в−км , руб. (2.4)
    '
      Рст              
          Рст                  

где αпор – коэффициент пробега вагонов в порожнем состоянии, αпор = 0,7 ÷ 1,0;lгр– средний рейс (дальность перевозки) вагона в груженом состоянии, км;

Св-км – расходная ставка на 1ваг-км,руб.,Св-км = 2,0 ÷ 3,0 руб.

Кроме уменьшения эксплуатационных расходов, имеет место экономия по оплате тарифа, а также в ряде случаев экономия расходов на крепление грузов в связи с сокращением числа загружаемых вагонов.

Если, в результате улучшения использования грузоподъемности вагонов и высвобождения парка порожних вагонов, железные дороги перевезут дополнительное количество груза, то у них возрастут доходы и прибыль. Получение дополнительной прибыли за счет прироста объема перевозок имеет существенное значение для железных дорог в условиях новых экономических реформ на транспорте и конкурентоспособности на транспортном рынке.

13. Мероприятия повышения нормы загрузки вагонов

На степень использования грузоподъемности и вместимости вагонов влияет объемная масса и плотность груза, соответствие конструкции вагона характеру перевозимых грузов, применение приспособлений, увеличивающих объем платформ и полувагонов, характер тары и упа­ковки, способы и условия погрузки.

Для улучшения использования грузоподъемности и вместимости грузо­вых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий.

Уплотненная погрузка массовых грузов выше борта вагонов позво­ляет использовать не только объем вагонов до уровня бортов, но и вер­хнюю часть их габарита—«с шапкой». Этот способ погрузки применя­ется при перевозке кусковых и насыпных грузов, имеющих относитель­но небольшую объемную массу, лесоматериалов.

Погрузка круглого леса и пиломатериалов с использованием сужен­ной верхней части габарита подвижного состава увеличивает загруз­ку платформ и полувагонов на 20—25 %. Для увеличения погрузочного объема при перевозке грузов с небольшой плотностью (торф, кокс, са­харная свекла) применяетсянаращивание и обрешечивание бортов платформ и полувагонов.

Прессование некоторых грузов (хлопка, сена, металлической струж­ки) позволяет при уменьшении или сохранении размеров отдельных гру­зовых мест (кип, тюков) одновременно увеличивать объемную массу груза и тем самым существенно улучшать использование грузоподъем­ности вагонов. Прессование металлической стружки, дробление метал­лолома сокращают потребность в вагонах в 2-3 раза. К этому виду ме­роприятий относится брикетирование угля и торфа, которое, кроме улуч­шения использования грузоподъемности вагонов, уменьшает его потери от распыления в процессе перевозки.

Для улучшения использования грузоподъемности вагонов применяется перевозка автомобилей в наклонном положении с установкой их передни­ми скатами в кузов впереди стоящей машины, а также перевозка легковых автомобилей в кузовах грузовых, комбинированная погрузка разных ма­шин и механизмов, частичная их разборка. Для перевозки легковых авто­мобилей применяются специализированные двухъярусные платформы, на которые загружаются 17 автомобилей марок «Жигули», 8 автомобилей «Волга», и крытые вагоны для легковых автомобилей, в которые заг­ружаются 10 автомашин «Жигули» и 8 автомобилей марки «Волга».

Большое значение имеет рациональное размещение тарных грузов в крытых вагонах, так как грузоподъемность последних часто использу­ется только на 50—60 %. Из шести возможных вариантов (комбиниро­вание длины, высоты и ширины вагона и груза) простой схемы (грузы укладывают по всей площади вагона одинаково) выбирают тот, при ко­тором в вагоне помещается наибольшее число грузовых мест. Однако и этот оптимальный вариант не всегда обеспечивает использование погру­зочного объема вагона. Поэтому на практике обычно используют не про­стые, а комбинированные схемы, при этом часть мест в вагоне уклады­вают по одной из них, остальные—по другой.

Во всех случаях необходимо размещать тарные грузы так, чтобы мини­мальный зазор был по высоте, затем по ширине, а максимальный — по длине вагона. Так, при зазоре 30 см по длине объем четырехосного вагона используется на 97,6 %, а при том же зазоре по высоте—на 87,6 %.

Комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловесными груза­ми дает возможность более полно использовать грузоподъемность и вместимость вагонов, особенно при перевозке мелких отправок.

(Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности зависят от типа вагонов и рода груза.

· Использование вагонов повышенной грузоподъемности и вместимости;

· рациональное распределение порожних вагонов под погрузку определенных родов грузов (в зависимо

Наши рекомендации