Снятие и установка двигателя
Установите автомобиль на подъемник и затормозите его рычагом привода стояночного тормоза. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее. Отверните болты крепления петель капота и снимите капот. Снимите экран 2 (рис. 2-3) двигателя.
Рис. 2-3. Снятие экрана двигателя:
1 – передний кронштейн; 2 – экран двигателя; 3 – опора крепления экрана; 4 – правый кронштейн; 5 – задний кронштейн.
Снимите воздушный фильтр:
- ослабьте хомут крепления шланга впускной трубы к проставке и отсоедините шланг от проставки;
- отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха;
- отверните четыре болта крепления переднего и заднего кронштейнов воздушного фильтра к кузову автомобиля и снимите воздушный фильтр с датчиком массового расхода воздуха и шлангом впускной трубы в сборе.
Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего передвиньте вправо рычажок управления краном отопителя, отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на правом бачке радиатора, заверните вместо них штуцеры сливных шлангов и снимите пробку с расширительного бачка.
Ослабьте хомуты крепления и отсоедините шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости от радиатора и от двигателя.
Отсоедините от радиатора шланг расширительного бачка.
Снимите облицовку радиатора системы охлаждения.
Отсоедините штекерную колодку от звукового прибора и снимите звуковой прибор.
Снимите конденсатор кондиционера согласно требованиям раздела "Вентиляция, кондиционирование и отопление салона".
Отсоедините от вентиляторов колодки жгута системы зажигания.
Отверните четыре болта и снимите кожухи 10 и 12 радиатора 11.
Отверните два болта, снимите кронштейны 9 и извлеките радиатор системы охлаждения двигателя в сборе с вентиляторами.
Отсоедините провода электрооборудования:
- отсоедините от генератора клемму жгута проводов аккумуляторной батареи;
- отсоедините от двигателя провод "массы";
- отсоедините штекерные колодки жгута проводов системы зажигания от жгута проводов форсунок, от катушки зажигания, датчиков кислорода, температуры, детонации, регулятора холостого хода, датчиков положения дроссельной заслонки и положения коленчатого вала;
- отсоедините штекеры проводов от датчиков указателя температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
Отсоедините от ресивера шланг отбора разрежения к вакуумному усилителю тормозов.
Отсоедините от дроссельного патрубка шланг продувки адсорбера.
Ослабьте хомуты крепления и отсоедините от двигателя подводящий и отводящий шланги радиатора отопителя.
Отсоедините от компрессора нагнетающий трубопровод и трубопровод низкого давления.
Отсоедините шланг 2 (рис.2-4) от топливного трубопровода. Установите в отверстия шланга и трубопровода технологические заглушки для предотвращения попадания частичек пыли из воздуха.
Рис. 2-4. Детали топливной аппаратуры:
1 – бак топливный в сборе; 2 – шланг топливного трубопровода; 3 – топливная рампа; 4 – электробензонасос; 5 – трубка топливного фильтра и топливного трубопровода; 6 – топливный фильтр; 7 – трубка электробензонасоса и топливного фильтра.
Отсоедините трос 2 (рис. 2-5) привода акселератора от сектора 1 на дроссельном патрубке, от кронштейна 4 на ресивере и от кронштейнов на крышке головки цилиндров.
Рис. 2-5. Снятие привода акселератора:
1 – сектор с рычагом управления дроссельной заслонкой; 2 – трос управления дроссельной заслонкой; 3 – оплетка троса; 4 – кронштейн; 5 – педаль управления дроссельной заслонкой; 6 – чашки пружин; 7 – накладка педали; 8 – пружина; 9 – фиксатор.
Ослабьте три стяжных хомута, отверните болт крепления проставки к крышке головки цилиндров и снимите шланг 1 и 3 (рис. 2-6) впускной трубы в сборе, отсоединив их от дроссельного патрубка 5, датчика 8 массового расхода воздуха и шланга вентиляции картера двигателя.
Отверните болты крепления кронштейнов воздушного фильтра к кузову автомобиля и снимите воздушный фильтр 9 в сборе с датчиком 8 массового расхода воздуха, с кронштейнами и воздухозаборником.
Отсоедините от ресивера шланг 7 вакуумного усилителя тормозов.
Отсоедините шланг продувки адсорбера от дроссельного патрубка.
Слейте масло из бачка гидроусилителя рулевого управления. Отсоедините от насоса гидроусилителя подводящий шланг и шланг высокого давления и заглушите их.
Отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору. Отсоедините приемную трубу от кронштейна на коробке передач и опустите ее вниз.
Рис. 2-6. Снятие узлов и деталей системы подачи воздуха:
1 и 3 – шланги впускной трубы; 2 – трубка вентиляции картерных газов; 4 – шланги подогрева дроссельного патрубка; 5 – дроссельный патрубок; 6 – ресивер; 7 – шланг вакуумного усилителя; 8 – датчик массового расхода воздуха; 9 – воздушный фильтр; 10 – опора воздушного фильтра; 11 – кронштейн.
Шарнирным торцевым ключом 02.7812.9500 отверните болты крепления стартера к картеру сцепления, отсоедините от стартера провода и снимите стартер. Отверните болты крепления крышки картера сцепления к нижней части картера сцепления. Шарнирным торцевым ключом А.55035 отверните болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
Установите на таль или на кран гидравлический траверсу 67.7820-9550 и заведите крюки грузоподъемного устройства в проушину рыма с правой стороны двигателя, установленного на передней шпильке крепления выпускного коллектора, и за отверстие крепления картера сцепления с левой стороны.
Слегка натяните цепь тали, отверните гайки 7 (рис. 2-7) крепления подушек 8 передней подвески двигателя к боковым кронштейнам.
Установите под коробку передач трансмиссионный домкрат.
Извлеките двигатель из моторного отсека, сначала подняв его вверх, чтобы вывести болты подушек подвески из отверстий кронштейнов, а затем сместив вперед, чтобы вывести конец первичного вала коробки передач из подшипника, расположенного во фланце коленчатого вала.
Отверните болты крепления сцепления и снимите его.
Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. При установке сцепления используйте оправку А.70081, для центрирования ведомого диска сцепления.
Рис. 2-7. Снятие силового агрегата:
1 – правый кронштейн подвески двигателя с подушкой; 2 – рымы для строповки; 3 – поперечина задней подвески двигателя; 4 – дистанционная втулка; 5 – опора задней подвески двигателя;
6 – шпилька; 7 – гайка; 8 – подушка; 9 – левый кронштейн подвески двигателя.
Разборка двигателя
Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.
Отсоедините от дроссельного патрубка 5 (см. рис.2-6) шланги 4 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также трубку 2 вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу 6.
Снимите шланг 1 (рис. 2-8) топливного трубопровода, отсоединив его от топливной рампы 2.
Рис. 2-8. Снятие элементов системы питания:
1 – шланг топливного трубопровода; 2 – топливная рампа; 3 – болт.
Отверните пять гаек, снимите ресивер 6 (см. рис.2-6) с прокладкой и кронштейном экрана двигателя.
Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите топливную рампу 2 (рис.2-8), отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе.
Снимите щиток стартера.
Отверните гайки и снимите впускную трубу.
Отверните гайки 7 (рис. 2-9) и снимите экран 6. Отверните гайки 1, 4 и снимите выпускной коллектор 2.
Рис. 2-9. Снятие выпускного коллектора:
1 – гайка; 2 – выпускной коллектор; 3 – шпилька; 4 – гайка; 5 – шайба; 6 – экран коллектора;
7 – гайка крепления экрана.
С левой стороны двигателя снимите катушку зажигания, с правой – датчик детонации.
Снимите компрессор кондиционера соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Система кондиционирования воздуха».
Ослабьте гайки 8 (см. рис. 2-63) выверните болт 5 и снимите ремень 7 привода вспомогательных агрегатов. Снимите генератор, кронштейн генератора, механизм натяжения.
Снимите насос охлаждающей жидкости.
Отверните болты 2 (см. рис.2-10) и снимите насос 9 гидроусилителя рулевого управления.
Рис. 2-10. Снятие масляного фильтра:
1 – пластина; 2 – болт крепления насоса гидроусилителя; 3 – болт крепления кронштейна масляного фильтра; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – прокладка; 6 – кронштейн масляного фильтра; 7 – штуцер; 8 – масляный фильтр; 9 – насос гидроусилителя рулевого управления.
Приспособлением отверните и снимите масляный фильтр 8 с прокладкой. Отверните болты 3 и снимите кронштейн 6 масляного фильтра.
Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
Выверните датчик контрольной лампы давления масла. Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер, фиксатор шестерни привода масляного насоса, масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и извлеките маслоотделитель вентиляции картера.
Снимите демпфер коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R (рис. 2-11) и отвернув ключом гайку.
Рис. 2-11. Снятие маховика:
1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления.
Снимите крышку головки цилиндров, с кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора. Снимите крышку привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
Отверните штуцер трубки 3 (рис. 2-12) подачи масла и отсоедините ее от натяжителя 4. Отверните гайки крепления натяжителя к головке цилиндров, снимите его и, отвернув болт, снимите башмак 2 натяжителя цепи 1.
Рис. 2-12. Элементы механизма натяжения цепи:
1 – цепь; 2 – башмак натяжителя; 3 – трубка подвода масла к натяжителю; 4 – натяжитель цепи;
5 – звездочка распределительного вала; 6 – успокоитель; 7 – звездочка валика привода масляного насоса; 8 – звездочка коленчатого вала.
Снимите звездочки 7 и 5 привода масляного насоса, распределительного вала и цепь.
Ослабьте гайки шпилек 4 (рис. 2-13). Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников, извлеките распределительный вал.
Рис. 2-13. Снятие упорного фланца распределительного вала:
1 – упорный фланец; 2 – распределительный вал; 3 – корпус подшипников; 4 – шпилька крепления упорного фланца.
Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее.
Снимите упорный фланец 1 (рис. 2-14) валика привода масляного насоса и извлеките валик из блока цилиндров.
Рис. 2-14. Снятие валика привода масляного насоса:
1 – упорный фланец; 2 – болт крепления фланца; 3 – валик привода масляного насоса; 4 – ключ.
Рис. 2-15. Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником.
Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала (рис. 2-15).
Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно извлеките через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.