Все автомобили в Казахстане нужно перевести с бензина на газ – правительство
Все автомобили в Казахстане нужно перевести с бензина на газ – правительство
Автор: Евгения Бодрова
18.03.2014
Правительство Казахстана собирается перевести все автомобили с бензина на газ! Депутаты уже думают о том, как убедить граждан пользоваться экологически чистым топливом. Ну а начать переоборудование предлагают с государственного автопарка.
Таких заправок в Казахстане крайне мало – пока в них нет особого смысла. И хотя экономическая выгода налицо – газ дешевле бензина как минимум вдвое – заправляться голубым топливом автолюбители не спешат. В Казахстане почти 4 миллиона машин ездят на бензине и только 12 тысяч водителей перешли на газ.
- Я недавно езжу на газе, примерно на 40 процентов минимум выгода, чем на бензине. Хорошо, хоть газовую заправку открыли, приехал – газовый баллон заправил.
Как пересадить казахстанцев на экологически чистое топливо, теперь думают и мажилисмены, и представители Кабмина. Плюсов от этого, говорят, гораздо больше, чем минусов.
- Для женщины критично уменьшение багажника.
- Зато какая экономия, какая цена!
Кого первым «посадить» на газ, решали недолго. Мажилисмены даже удивились: уже столько времени говорят о зеленых технологиях, а государственные авто до сих пор заправляются дорогим топливом.
Дарига Назарбаева, председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК:
- Я бы еще добавила, все машины, которые находятся во владении государственных структур. Служебные автомобили, это, конечно, насколько можно уменьшить издержки! Только на бензине, на топливе!
- Начинайте с Парламента!
- Нет, мы начнем с правительства, у правительства больше машин.
Смена топлива для одного автомобиля обойдется максимум в 150 тысяч тенге – именно столько стоит оборудование. При этом бензиновый двигатель останется на месте, и у автовладельца всегда будет выбор. А чтобы народ почувствовал разницу, предложили даже бесплатную установку. Пенсионерам. Правда, это вызвало споры.
Айткуль Самакова, депутат Мажилиса Парламента РК:
- И я думаю, что, Дарига Нурсултановна, если Вы действительно примете такое решение и попросите правительство, чтобы оно, местный бюджет, заставило пенсионеров переделать машины на газ, я думаю, что это большая подвижка будет.
- Потом дети начнут переоформлять машины на своих родителей и понесется, знаете, как у нас! Я бы так сделала!
Депутаты посоветовали правительству поработать в первую очередь с автопарками. Чтобы опыт Алматы, где общественный транспорт уже пользуется газовым топливом, и Астаны, где есть специальное экотакси, переняли и в регионах.
И сегодня же депутаты предложили правительству провести переговоры с представителями казахстанского автопрома: хотят, чтобы отечественные эко-автомобили выходили уже с конвейера. Вполне возможно, что все озвученные предложения войдут в специальный законопроект. Мажилисмены подсчитали, если народ начнет активно переходить на газовое топливо, то можно не только сэкономить и улучшить экологическую обстановку в стране, но вообще свести к нулю импорт бензина.
Перевод авто на газ: экономия или лишние проблемы?
Как установка ГБО может отразиться на работе и безопасности автомобиля.
Аналитики finprom.kz сообщили о том, что казахстанские автовладельцы в ответ на рост цен на бензин стали активно переключаться на более дешевый вид топлива – газ. По их данным, в 2016 году продажи газового топлива на АЗС выросли на 43%, а реализация моторного бензина упала на 5%. Количество газовых АЗС в республике за год выросло на 51%. Но действительно ли перевод своего авто на газобаллонное оборудование (ГБО) столь уж выгоден экономически и не создаст ли это дополнительных проблем для автовладельца?
Баллон баллону рознь
Споры автолюбителей о целесообразности перевода своей легковушки на ГБО ведутся уже давно. Одни считают, что это не только позволит значительно экономить на топливе, но и сделает их авто экологически чистым. Другие говорят, что это вредно для двигателя и сетуют на низкую скорость окупаемости оборудования. Но особенно много вопросов вызывает безопасность установки газового баллона и вмешательство в конструкцию автомобиля, не предусмотренную автопроизводителем.
Служебные автомобили актюбинских чиновников переведут на газ
Как сообщил Максим Либ, директор одной из крупных казахстанских компаний, занимающихся установкой ГБО, правильно установленный баллон никакой опасности не представляет.
— Баллон, который устанавливается в багажнике автомобиля, крепится согласно определенным нормам и требованиям, а потому не может сместиться, а уж тем более оторваться даже в случае серьезного ДТП, – говорит он. – Более того, в случае удара машины сзади он даже предотвращает деформацию полок багажника. Газовый баллон
сделан из стали толщиной 2-2,5 миллиметра и его очень трудно деформировать
Конечно, может случиться так, что вместо нового установят баллон, бывший в употреблении, который уже мог подвергнуться коррозии или проржавел изнутри. Но такое возможно лишь в каких-то мелких кустарных мастерских. Крупные фирмы несут ответственность за свое оборудование и так рисковать не станут.
Хождение по кругу
По словам Эдокова, уже не раз были случаи, когда автовладельцы, переоборудовав свое авто под ГБО и поняв, что с их машиной явно что-то не так, были вынуждены ходить по кругу. То есть приходит автовладелец к мастеру по ремонту двигателя, а он говорит: «Вы тут газовое оборудование поставили, а потому обращайтесь к его установщику». Тот проверит и говорит: «Наше оборудование работает нормально, обращайтесь к электрику». Электрик посылает к электронщику, а тот снова к мастеру по моторам.
Минэнерго предупредило казахстанцев о нарушениях при продаже газа
— Может в каких-то крупных компаниях и есть специалисты, способные решить все проблемы сразу, но в основном установщик несет ответственность лишь за качество самого ГБО, – продолжает мой собеседник. – И у меня возникают большие сомнения, что взяв, например, ту же «Тойоту», отечественные мастера смогут настроить все ее агрегаты и электронику по специальным программам завода-изготовителя. Так, чтобы все соответствовало техническим требованиям и регламентам безопасности. Для этого они должны получить одобрение самого автопроизводителя. А я уверен, что ни «Тойота», ни БМВ», да и никто другой, не даст разрешение на переоборудование своих автомобилей в каких-то частных мастерских.
Экономия или иллюзия?
Отдельно стоит сказать об экономических выгодах. Сама установка ГБО в среднем обходится в 150-200 тысяч тенге. В зависимости от страны-производителя, оборудования и марки автомобиля. Судя по отзывам пользователей соцсетей, многие отмечают снижение мощности двигателя на 10-15%, что настолько же повышает расход газа по сравнению с бензином. Вызывает вопросы и действие газа на детали автомобиля. Одни специалисты говорят, что газ меньше окисляет масло, а двигатель работает мягче и без детонации. Другие утверждают, что бензин при сгорании смазывает внутренности поршней, цилиндров и прочих деталей, а с газом такого не происходит, так как он более сухой. В результате вся поршневая группа при работе на газе подвергается большему износу. Еще один минус пользователи видят в необходимости регулярного освидетельствования баллона и диагностики оборудования, что также ведет к дополнительным расходам.
Причину дефицита газа на заправках Актюбинской области установит прокуратура
— Лет пять назад я посчитал для себя, что при моем годовом пробеге установка газового оборудования и его дальнейшая эксплуатация позволит окупить затраты примерно через 12 лет, – говорит Эдуард Эдоков. – То есть я внес туда
стоимость установки и обслуживания оборудования, разницу в цене бензина и газа и другие возможные расходы
Но я езжу сравнительно мало. Те же, кто ездит много – по 100-200 тысяч километров в год, наверное, окупят все это в течение 2-3 лет. Но проблема в том, что до сих пор доподлинно неизвестно, как это переоборудование отражается на долгосрочном ресурсе двигателя.
Стоит ли овчинка выделки?
Но даже если с установкой ГБО все будет в порядке, заправляться придется на определенных АЗС, а их пока не так много даже в крупных городах Казахстана. Конечно, автомобилей, работающих только на газе, практически нет. Ведь сам бензобак никуда не девается, а газовые баллоны в основном устанавливаются в багажник. И если закончился газ, дальше можно ехать на бензине. Но в этом случае срок окупаемости ГБО увеличивается еще больше.
Почему Алматы остается «газовой камерой»?
— Кроме того, лет 5-10 назад дизельное топливо было в 2-3 раза дешевле бензина. Теперь же цена почти сравнялась, – говорит Эдуард Эдоков. – Не получится ли такая же ситуация с газом? Что помешает поднять цену, если он действительно станет пользоваться большим спросом? В этом случае экономическая выгода будет еще меньше. Останется лишь плюс в экологической безопасности транспорта. В целом, на мой взгляд,
идея всеобщей газификации авто в первую очередь имеет смысл для общественного транспорта
Особенно для Алматы, где вопрос экологии стоит очень остро. Нужно развивать сеть газовых АЗС, закупать на заводе автобусы, уже оборудованные ГБО, изучить опыт тех стран, где используется газ, узнать, какие проблемы и вопросы у них возникают. Пока же для частных авто все искомые плюсы нивелируются минусами. На мой взгляд, «овчинка выделки не стоит».
Жми на газ. Плюсы и минусы перевода машины на "голубое топливо"
С каждым днем машин становится все больше, а чистого воздуха – соответственно меньше. Особенно в Алматы. Один из способов улучшения экологической ситуации – перевод как можно большего количества автомобилей на газ. О том, как это сделать, рассказывает постоянный эксперт “КАРАВАНА”, ведущий специалист и владелец СТО Денис БЕТАНОВ. · · |
Руководство акимата Алматы пытается переломить ситуацию и постепенно переводит общественный транспорт на газобаллонное оборудование, но это всего около 7–10 процентов от общего числа машин в городе. Львиную же долю составляет автопарк частных авто, 30–40 процентов из которых были выпущены в 1993–2000‑х годах. Неудивительно поэтому, что из-за износа двигателей уровень вредных веществ, вылетающих из выхлопных труб, существенно превышает все допустимые нормы.
Что делать? Ведь автолюбители по команде в один день не смогут поменять свои старые машины на более новые?
– Гражданам надо понять, что если они установят на свои автомашины газовое оборудование, то одним выстрелом убьют двух зайцев: сильно сэкономят на заправках и снизят уровень вредных веществ в выхлопных газах, – говорит Денис Бетанов. – Большинство автолюбителей устанавливают газобаллонное оборудование в целях экономии, ведь газ значительно дешевле бензина.
– Какую модель оборудования следует выбрать – на метане или пропане?
– Прежде чем это решить, автолюбитель должен узнать, есть ли поблизости от его дома заправка метаном? Если нет, то лучше остановить выбор на пропане.
– Но совместимо ли это оборудование с двигателем машины? Ведь силовой агрегат создавался не под газ, а под бензин?
– Правильный вопрос. Это необходимо выяснять в каждом отдельном случае, иначе автомобилисту придется чуть ли не ежедневно ездить на СТО из-за поломок.
Также важно ознакомиться с ценами на само оборудование и стоимость его установки. Подсчитайте затраты и сделайте вывод: стоит ли игра свеч?
Сплошной формализм
Но больше всего нашего собеседника возмутил порядок прохождения проверки на испытательной станции.
– Вся процедура заняла 3 минуты, за которые я заплатил 15 тысяч тенге! – возмущенно говорит Газизов. – Специалист потрогал газовый баллон, проверил уровень CО2 и отправил меня в бухгалтерию. Я попросил предоставить перечень проведенных ими работ, мне дали толстенную папку.
На следующий день получил документ, в котором все было списано с техпаспорта моего авто, включая его технические характеристики.
Такое формальное и безразличное отношение меня возмутило.
Получается, что люди, которые проявляют инициативу, переходят на газ, тем самым улучшая экологическую обстановку, никакой поддержки со стороны государства не видят. Неужели нельзя как-то стимулировать таких автолюбителей? Например, снизить налог на транспорт или вообще отменить его на три года? А все процедуры, связанные с подобным переоборудованием машин, проводить в ЦОНе по принципу “одного окна”?
Амир Газизов направил письмо со своими предложениями в коммунальное государственное учреждение “Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы”. Оттуда ему прислали ответ, что акимат города Алматы уже направил подобные предложения в вышестоящие государственные органы. Теперь водителям осталось набраться терпения и ждать, когда будут внесены изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы, а также в государственные программы кредитования бизнеса и т. п. Но нам почему-то кажется, что ожидание это затянется надолго…
Алматы
Плюсы
Долгая служба двигателя
Благодаря большему октановому числу газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации и уменьшению нагрузок на двигатель. Газобаллонное оборудование более равномерно смешивает газ с воздухом, не смывает смазочную пленку со стенок цилиндров, не загрязняет масло и не делает его более жидким. В результате увеличивается ресурс двигателя.
Экологичность
Меньший вред для окружающей среды — главное достоинство газового топлива по сравнению с бензином и дизелем, хотя это не определяющий пункт для автовладельцев. Выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц, чем дизельный двигатель, оборудованный окисляющим каталитическим нейтрализатором.
Мобильность
При установке газобаллонного оборудования сохраняется возможность использования основного топлива (бензина или дизеля). Таким образом, можно использовать различное топливо по очереди, и максимальный пробег может быть увеличен почти в два раза. Ещё одно достоинство – в дальних поездках возможность избегать заправки с некачественным бензином.
Статья по теме
Пожаробезопасность
Несмотря на очень популярный миф о том, что баллоны с газом взрываются, это происходит достаточно редко. При использовании оборудования известных марок, правильной установки и периодическом ТО, возгорание практически невозможно. Современные баллоны оснащаются всеми необходимыми клапанами безопасности. Баллоны располагаются в автомобиле таким образом, чтобы исключить возможность их повреждения при аварии. Немецкий клуб ADAC, представляющий интересы автовладельцев Германии, проводил испытания газобалонного оборудования. В них входила авария (удар сзади, причем авто было подобрана так, чтобы нанести максимальный ущерб оборудованию) и поджог повреждённого автомобиля – результаты теста были признаны удовлетворительными. Для того, чтобы вовремя распознать утечку, в газовую смесь добавляют специальные пахучие вещества – меркаптаны.
Минусы
Опасность утечки газа
При малейшем появлении запаха в салоне автомобиля или в багажном отделении, а также в подкапотном пространстве, необходимо проверить все элементы аппаратуры на герметичность и устранить проблему. Нужно особое внимание уделять крепежу баллона, если он ослаб, то велика вероятность разрыва газопровода.
Cтоит отметить, что при выборе в пользу установки газового оборудования нужно соблюдать несколько правил.
o не заправляйте установку бытовым газом,
o следите за максимальным давлением в баллоне,
o соблюдайте рекомендации специалистов.
Переход на газовое оборудование имеет смысл при больших пробегах автомобиля и наличие газозаправочных станций в регионах использования.
Заправка баллона
Полный баллон - бомба замедленного действия! Надо помнить, что баллон можно заправить только на 80% его полного объема. Т.е., если у вас баллон 50 л, то зайдет в него 40-42 л в зависимости от температуры окружающей среды. Но, если вы не отказались от отсекателя-погремушки во время установки, то бояться нечего, он автоматически ограничит литраж, а лишние литры вам вернут.
Вырабатывать газ из баллона можно до полного опорожнения, двигатель, при правильно отрегулированном ГБО, будет работать устойчиво. Признак опорожнения баллона - мотор перестает тянуть, но не глохнет полностью, он дожигает пары из баллона. Это надо вовремя распознать и быстро переключить на бензин.
Все операции по присоединению/отсоединению заправочного пистолета выполняет работник АЗС, ему нужно лишь предоставить доступ к ВЗУ и переходник, если требуется.
Если на улице жарко и баллон горячий, то заправка затруднена и медлительна, т.к. в баллоне высокое давление, которое препятствует заправке. Чтобы ускорить процесс, специалисты советуют раскачивать кузов авто в поперечном направлении, а для баллона это в продольном. Газ охлаждает стенки баллона и давление падает.
Перед заправкой обязательно убедитесь в том, что наполнительный вентиль открыт полностью.
И как совет - глушите двигатель при заправке. При выключении зажигания закрываются все клапаны, что защитит редуктор от перепадов давления.
Переход на газ
Вот баллон полон, можно в путь, но все же не спешите. Проверьте, полностью ли открыт расходный вентиль на мультиклапане (баллон). Если да, то, не забыв одеть на ВЗУ крышечку (а их часто теряют), садимся за руль и...
Заводим двигатель на бензине, если он не прогрет - прогреваем. Переход на газ осуществляется в два этапа:
1) Сначала на переключателе ставим режим «ничего», дожидаемся выработки бензина. На карбюраторных машинах это займет большее время.
2) Как только двигатель пробует заглохнуть, включаете режим «Газ». Как правило, двигатель не останавливается, но, может, и понадобится применение стартера.
В случае обратного перехода на бензин, переключатель переводится на «Бензин» сразу без задержки в нейтральном положении.
Зачем теперь бензин?
Во-первых, на всякий случай, вдруг нежданно-негаданно газ закончится или возникнут проблемы с ГБО. Во-вторых, для прогрева двигателя. Можно, конечно, на газе прогревать, но в том случае, если:
- температура +5 °С и выше;
- вы уверенны на 100 и более процентов, что отсутствуют проблемы с двигателем;
- если прогрев на бензине 1-2 раза на этой неделе уже осуществлялся;
- если запуск на бензине не представляется возможным.
Для карбюраторных двигателей рекомендуется хотя бы 1-2 раза в неделю запускать и прогревать на бензине, т.к. их необходимо периодически «взбадривать».
При этом надо заметить, если вы оставили машину, не переключив на бензин, завести ее на нем потом будет достаточно сложно (только карбюраторная). Поэтому очень удобно, подъезжая к месту стоянки переключиться на бензин, и запуск будет беспроблемным.
Обслуживание и ремонт
Чтобы выявить утечку газа нужно приготовить мыльный раствор и помазок. Запустите двигатель на газе. Намыливая помазком соединения, проверяйте отсутствие утечки по отсутствию пузырения.
При выявлении возможных утечек газа не курить!
Проверяются стыки (соединения):
- трубка или клапан ВЗУ;
- трубки и фланец мультиклапана на баллоне (вентили открыты);
- трубки и фланец фильтра на газовом клапане;
- трубки редуктора.
Как правило, проверка герметичности смесителя не требуется, т.к. он работает под низким (практически атмосферным) давлением.
Кроме того, проверьте, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под штуцеров крепления шлангов на редукторе.
Не забывайте сдавать раз в 2 года баллон на проверку. А через 3-5 лет или 30-50 тыс. км (в зависимости от качества газа, ГБО и температурных условий) придется заменить резиновые (или силиконовые) уплотнители.
Техника безопасности
По физико-химическим свойствам, газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Многие скажут, что баллон в багажнике - это ужасно. Но, вникнув в суть дела можно понять, что ничего ужасного тут нет.
Как известно из курса химии любые вещества горят только в присутствии окислителя, например, кислорода воздуха, тогда как взрыв возникает только в герметичном (закрытом) пространстве.
Баллон герметичен, но, увы, к разочарованию скептиков, там нет воздуха. А, если баллон разорвет? Да, тогда газ будет контактировать с воздухом, но взрыва не будет, т.к. закрытым объемом в этом случае и не пахнет. Исключение в этой ситуации - гараж. Вот почему официально и нельзя хранить газовую машину в гараже. А, если и хранить ее там, то требуется закрыть все вентили.
А вдруг ДТП? Во-первых, как правило, наиболее страшные и тяжелые ДТП - это лобовые, они и самые частые, на втором месте - боковые. Но даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем, по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы.
И почему многие думают, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной стенки как у жестебанки. А насколько безопасен бензобак? Бак тонок, и пробить его можно достаточно просто, кроме того, бак находится ближе к заднему бамперу и у него меньше «форы» по отношению к баллону, до которого нужно сплющить весь багажник.
А что если в баке хранить как можно меньше бензина? Тут палка о двух концах. С одной стороны малое количество бензина уменьшает пожарную нагрузку, но с другой - увеличивает тяжесть последствий от взрыва, т.к. бензина мало, а воздуха много. При этом бензин плещется и интенсивно испаряется. А, как известно сами жидкости не горят - горят их пары.
Бак же герметичен и вероятность взрыва достаточно велика.
Т.о. басни про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей, так и остаются баснями. А все неприятности опять-таки возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, который игнорирует правила эксплуатации и обслуживания ГБО.
Чтобы избежать многих неприятностей следует перевести питание на бензин и перекрыть подачу газа от баллона в случаях:
- появления запаха газа в салоне;
- неустойчивой (некорректной) работы двигателя.
Возобновить работу на газе можно только после устранения причин.
Кроме того, запрещается:
- эксплуатация газобаллонного автомобиля с истекшим сроком освидетельствования газового баллона;
- работа двигателя газобаллонного автомобиля при неисправном газовом оборудовании и наличии утечек газа из системы;
- ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение, например, в гараж;
- въезжать и выезжать из гаража на газе;
- хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями мультиклапана;
- производить какой-либо ремонт, замену газобаллонной аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа;
- подтягивать гайки соединений ГБО, находящиеся под давлением;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- производить проверку герметичности соединений открытым огнем;
- стоять во время заправки возле газонаполнительного шланга.
Соблюдая все эти правила по технике безопасности и эксплуатации (а это несложно), ездить можно так же спокойно и уверенно, как вы это делали до установки ГБО на свой автомобиль. Об экономии же говорилось, вы ее однозначно почувствуете при каждой заправке.
Установка газобаллонного оборудования — серьезное вмешательство в конструкцию машины. Однако многие автовладельцы решаются на такую переделку, не страшась даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, установщиков, пользователей, провели собственные испытания, переведя на газ редакционную Nissan Almera, и сделали выводы.
Милешкин Кирилл«За рулем»
Заправка компании «Роснефть» на трассе М-9 перед городом Нелидово — редкий пример современной АЗС со всеми удобствами, где можно заправиться и газом.
Попутный газ
На первых же «газовых» километрах отметил, что маршрутный компьютер «Алмеры» продолжает подсчитывать расход в литрах на километры. Рано радовался: заточенный под бензин датчик начал безбожно врать. Погрешность, по моим наблюдениям, составляет 20–25% в сторону уменьшения. Реальный аппетит мотора (см. таблицу) вырос более чем на 20%. Это превышает обещанные 10–15%, но у меня есть основания сомневаться в правильности моих расчетов, основанных на чеках и пробеге.
Судите сами. Указатель уровня газа, установленный в салоне, точности не обучен. На протяжении 120–150 км с момента заправки он показывает максимальный уровень, а в течение следующих 20 км падает до минимального, на котором и держится до полного опустошения баллона. Посему я взял за правило обнулять одометр прямо на АГЗС. В городском режиме 42‑литровой емкости хватает на 300–315 км.
Каждый заезд на заправку тоже своего рода лотерея. С бензином все ясно: лей до отсечки или пока из горловины не польется. Подача же пропан-бутана останавливается по сигналу датчика давления, который может срабатывать по-разному. В почти пустой баллон на разных колонках мне заливали и 41, и 35, и 23 (!) литра. Добавим сюда сомнительный вид оборудования на многих станциях, заставляющий подозревать недолив. Вот и высчитай в таких условиях, сколько реально топлива оставалось в баке и сколько тебе на самом деле залили.
Так отсчитывают литры на АГЗС около деревни Ярославищи, что в Тверской области. Антиквариат нынче дорог, и, видимо, поэтому цена топлива здесь оказалась самой высокой.
Несмотря на некоторые неудобства, ездить на газе мне нравится. К оборудованию польской компании LPG TECH претензий нет. Проблему с бракованным датчиком в магистрали решили за полчаса — по гарантии. Он не держал давление и перекрывал подачу топлива. В результате минут через пятнадцать после пуска ГБО отключалось, и мотор автоматически переходил на бензин. Возобновлялось питание пропаном (на те же 15 минут) только в том случае, если заводился полностью остывший двигатель. Единственное пока плановое обслуживание на пробеге 10 000 км обошлось в скромную тысячу рублей и заняло 20 минут.
Экономия есть, и она ощутима: стоимость километра пробега снизилась с 5,71 до 5,03 рубля (при том что на более дешевом топливе Almera проехала меньше трети общего своего пробега, взятого за основу расчета). За это я готов терпеть мелкие неудобства.
Если и вы хотите установить ГБО, советую начать с расчета периода окупаемости, а затем тщательно продумать, где будете заправляться. Остальное второстепенно.
Газ у них…
Отправляясь в новогоднее путешествие в Германию, мы с женой были полны решимости сэкономить на топливе по максимуму. Оптимизмом заразил Интернет. Удачно найденный сайт mylpg.eu оказался сокровищем: все газовые заправки Евросоюза с адресами и координатами для навигатора!
Из 5000 км Almera проехала на бензине около полутора сотен. Львиная их доля пришлась на Белоруссию, где АГЗС, на которую я надеялся, оказалась закрытой, а до следующей остатка газа не хватило. В Белоруссии газовые колонки на трассах расположены в едином комплексе с бензиновыми. Правда, стоят в дальнем углу, а их операторы в половине случаев оказались ярыми поборниками техники безопасности: выйдите из машины, откройте капот, отойдите на 20 метров. Не самая приятная процедура в мороз. А если бы у меня в машине спал ребенок?
В Польше пропан-бутаном торгуют чуть ли не на каждом углу. Цены на местных шоссе и на платной трассе Варшава — Берлин разнятся: от 2,2 до 2,5 злотого за литр в первом случае и от 2,7 до 3 злотых — во втором (на время поездки 1 зл. = 16 руб). Зато никакой дискриминации: колонки с надписью LPG или Autogas (европейское написание) мирно соседствуют с бензиновыми. Заправщиков нет, ярких плакатов с техникой безопасности — тоже.
На немецких автобанах газом можно разжиться не во всех придорожных комплексах, но в целом — никаких проблем. Однако есть свой нюанс. Если российский переходник (тип Dish) используют и белорусы, и поляки, то в Германии — другой (тип ACME). Набор адаптеров, как правило, есть у кассира. Его не оказалось только на одной из примерно десятка АЗС, куда мы заезжали. Выдают нужную железяку не просто так, требуют залог — паспорт или документы на машину. Сойдут и наличные. Я оставлял в качестве залога от 25 до 70 евро. Если вас по каким-то причинам такой вариант не устраивает, дождитесь машины с польскими номерами. Такие часто ездят на пропане, и водители, как я сам убедился, дружелюбно делятся переходником без всяких капиталистических условностей. Кстати, в Европе используют адаптеры четырех разных видов.
Дома подсчитал затраты. На 5000 км ушло 556,5 л пропана (средний расход 11,1 л/100 км) на общую сумму 23 195 рублей (по действовавшему на тот момент курсу 70 рублей за евро). В Европе газ вдвое дешевле бензина, но часть экономии съедает увеличившийся аппетит мотора. Предполагаю, что благодаря ГБО в семейном бюджете сохранилось до 20 тысяч рублей. Одна поездка в Европу практически полностью отбила затраты на установку комплекта!
…и газ у нас
На всю Москву — около 55 АГЗС. Добрая треть расположена на МКАД, еще часть — на реконструкции, после которой сохранение газового профиля под большим вопросом. Решив разведать ситуацию в соседних областях, я набросал маршрут пробега, захватив и федеральные трассы, и региональные дороги.
На бумаге затея казалась немного авантюрной. Уже упомянутый сайт benzin-price.ru сообщил лишь о 17 заправках во всей Ивановской области (бензиновых там, по информации того же сайта, — 153), а на Смоленщине — вообще о дюжине (бензиновых — 257). Для сравнения: в Подмосковье заявлено почти 250 газовых колонок и 1365 бензиновых, в Нижегородской области — 70 и 532, во Владимирской — 48 и 310. Соотношение удручающее.
Но на деле все оказалось неплохо. Самый длинный отрезок, на котором мне не встретилось ни одной АГЗС, протянулся на 210 км — от Нелидова на трассе М-9 до въезда в Смоленск. Справедливости ради: на большей его части, 170‑километровом участке дороги Р136, не было и ни одной приличной бензиновой АЗС. За городом одного баллона «Алмере» хватает на 360–400 км. Так что если начинать высматривать заветное слово «пропан» через 200 км после предыдущей заправки, то на бензин переходить, скорее всего, не придется.
Частые остановки требуют времени, зато денег в кармане остается больше. Кроме того, в дальней дороге рекомендуется останавливаться каждые два-три часа — чтобы размяться. Так что расценивайте это как дополнительный вклад ГБО в вашу безопасность за рулем.
О безопасности и других аспектах ГБО речь пойдет ниже.
КУЧКА МИНУСОВ ПЕРЕВОДА АВТО НА ГАЗ
Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство — дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.
Исключение — машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо.
Установив на «Алмеру» ГБО, я формально лишился права пользоваться подземной парковкой ближайшего к дому «Ашана». А другой там нет. Каюсь, стал нарушителем.
Второй весомый аргумент против — громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический — не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный — под днищем, а если тороидальные — два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.
У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения газовых баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.
Еще один нюанс — доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.
И ПАРА МИФОВ
Долой стереотипы
При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.
Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.
Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.
Рублей экономии
А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они