Электронное Правительство и Открытое Правительство

Электронное правительство— способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России[4]. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

· 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

· 2009—2010 годы — практическое внедрение

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

· Единый портал государственных и муниципальных услуг;

· Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

· Национальная платформа распределенной обработки данных;

· Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

· Информационная система головного удостоверяющего центра.

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН ("E-Government Survey 2012: E-Government for the People"), улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.[9]

Открытое правительство – не отдельное министерство или ведомство.
Это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость
и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества
и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль.​

В феврале 2012 года Указом Президента РФ Д.А. Медведева была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства.

Реализуя идеологию открытости на федеральном уровне, Правительство РФ в январе 2014 г. утвердило Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), ставшую основой Стандарта открытости ФОИВ.

Выделены четыре принципа открытости:

· информационнаяоткрытость ФОИВ (достоверность информации, использование удобного для дальнейшей работы формата, своевременность публикации, раскрытие «по умолчанию» — при отсутствии специальных ограничений);

· понятностьцелей, задач, планов и результатов деятельности ФОИВ;

· вовлеченность гражданского общества в разработку и реализацию управленческих решений (учет мнений и приоритетов, системный диалог);

· подотчетность органов власти (развитие механизмов общественного контроля).

К основным механизмам открытости Стандарт относит:

· раскрытие информации на официальных интернет-сайтах ФОИВ;

· использование режима открытых данных(публикация данных в машиночитаемом виде, пригодном для дальнейшей автоматической обработки);

· обработку обращенийграждан и общественных организаций, а также реагирование на эти обращения;

· работу общественных советов при ФОИВ;

· взаимодействие со СМИ;

· независимую антикоррупционную экспертизу и общественный мониторинг правоприменения;

· принятие плана деятельности и ежегодную публичную декларацию целей и задач ФОИВ, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;

· публичный отчет о результатах деятельности ФОИВ;

· постоянную работу ФОИВ с их референтными группами (широкими социальными группами, участники которых обладают схожими запросами в адрес министерства или ведомства);

· обеспечение понятности планов, решений, программ, политик и нормативно-правового регулирования ФОИВ (разъяснение их необходимости и планируемых результатов).

Упомянутая выше Концепция открытости, утвержденная распоряжением Правительства РФ №93-р, разработана с учетом российского и международного опыта обеспечения открытости государственных органов, а также в развитие:

· Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. (№Пр-212);

· Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. (№1662-р);

· Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. (№1815-р).

Запущены и работают специальные порталы regulation.gov.ru и http://orv.gov.ru/, обеспечивающие предварительное публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов и оценку их влияния на бизнес-среду. На очереди развитие нового механизма — оценки фактического воздействия (ОФВ) принятого нормативного акта на регулируемую сферу.

Полномасштабно функционирует Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. Члены Совета вовлечены в обсуждение стратегий, концепций, долгосрочных программ развития и иных программных документов, разрабатываемых Правительством, отдельными ФОИВ и госкомпаниями.

Другой важный вывод исследования состоит в том, что, несмотря на массу положительных примеров, принципы открытости внедряются многими ФОИВ достаточно формально — выбираются наименее затратные и простые инструменты, общественно значимые решения по-прежнему принимаются без обсуждения с референтными группами.

Если суммировать результаты различных исследований и экспертные оценки, можно утверждать, что сегодня:

· Далеко не во всех ФОИВ реализация планов открытости носит системный и регулярный характер, является одним из приоритетов деятельности; работа с референтными группами по предоставлению информации, получению обратной связи в отношении принимаемых решений и поставленных задач носит эпизодический характер.

· Открытые данные не везде воспринимаются руководителями и сотрудниками органов власти в качестве системного инструмента, повышающего качество госуправления и оказания государственных услуг. Многие значимые наборы данных, востребованные гражданами и бизнес-сообществом, в силу различных факторов остаются нераскрытыми.

· Остаются нереализованными предложения экспертного сообщества в отношении большей открытости гражданской службы, включая оптимизацию системы привлечения кадров и оценки деятельности госслужащих.

· ФОИВ и Правительство в целом пока не перешли к системному взаимодействию с экспертным сообществом — общественно значимые решения зачастую принимаются без какого-либо предварительного обсуждения, либо такое обсуждение проходит формально, не представляются мотивированные обоснования при отклонении предложений.

Наши рекомендации