Административно-технические работники
чел
3.5 Общее число работников
чел
4. Расчет площадей
4.1 Расчет площадей производственных участков
4.1.1 Расчет площади участка по ремонту АКПП
Таблица 4
Наименование оборудования | Кол-во | Занимаемая площадь, мм× мм |
Верстак | 1000х686 | |
Стеллаж для инструмента | 1000х300 | |
Механизированная мойка крупных деталей | 1730х1250 | |
Раковина | 500х500 | |
Ящик для песка | 700х500 | |
Стол для контроля и сортировки деталей | 1000х686 | |
Производственная урна | 600х240 | |
Ларь для ветоши | 500х300 | |
Стеллаж для деталей | 1000х500 | |
Шкаф для приборов | 1000х500 | |
Ванна для мойки мелких деталей | 500х200 | |
Стенд для ремонта коробок передач | 720х830 | |
Вертикальный сверлильный станок | 715х360 | |
Станок токарно-винторезный универсальный | 2800х1265 |
4.6.1. Расчет площадей производственных участков цеховых работ
Fy=Sfоб*Кп, м2, (10)
где Sfоб – суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
Кп = 3,5 – коэффициент плотности расстановки оборудования;
4.1.2 Расчет площади диагностического участка
Таблица 5
Наименование оборудования | Кол-во | Занимаемая площадь, мм× мм |
Роликовый силовой стенд MAHA | 2320х1540 | |
Коммуникационный пульт | 720х480 | |
Двухстоечный подъемник MAHA | 3370х620 | |
Производственная урна | 600х240 | |
Ларь для ветоши | 500х300 | |
Комплекс компьютерной диагностики бензиновых и дизельных двигателей КАД-400-02/ТК-7 с дополнительным сканером | 1000х800 |
Площадь, занимаемая автомобилем в плане, рассчитываем по максимальной площади возможного автомобиля T. Land Cruiser 4,89х1,94=9,49 м2
4.1.3 Расчет площади смазочного участка
Таблица 6
Наименование оборудования | Кол-во | Занимаемая площадь, мм× мм |
Маслораздаточная установка | 550х520 | |
Установка для заправки автомобиля трансмиссионным маслом | 550х730 | |
Установка для слива масла | 730х550 | |
Подъемник ножничный MAHA | 2320х5000 | |
Ларь для обтирочных материалов | 500х300 | |
Производственная урна | 600х240 | |
Стеллаж для инструментов | 1000х300 | |
Ящик для песка | 700х500 |
4.1.4 Расчет площади ремонтного участка
Таблица 7
Наименование оборудования | Кол-во | Занимаемая площадь, мм× мм |
Стеллаж для инструмента | 2000х500 | |
Ларь для обтирочных материалов | 500х300 | |
Урна производственная | 600х240 | |
Подъемник двухстоечный MAHA | 3370х620 | |
Тележка транспортная | 500х800 | |
Кран складной передвижной гидравлический OMA | 400х400 | |
Установка для снятия агрегатов | 880х500 |
4.1.6 Расчет площади участка уборочно-моечных работ
Таблица 8
Наименование оборудования | Кол-во | Занимаемая площадь, мм |
Шланговая моечная установка | 1360х540 | |
Пылесос | 500х800 | |
Блочная установка оборотного водоснабжения | 1600х2300 |
4.2 Расчет площади складских помещений
Для городских СТО площади складских помещений определяются по удельной площади складских помещений на каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
Расчет выполняется по формуле [ ]:
, (11)
где f – площадь склада, приходящаяся на 1000 автомобилей.
Таблица 9
Удельные площади складских помещений
Наименование склада | Площадь склада f (м. кв.) |
Склад запасных частей | |
Склад агрегатов и узлов | |
Склад эксплуатационных материалов | |
Склад шин | |
Склад лако-красочных материалов | |
Склад смазочных материалов | |
Склад кислорода и углекислого газа | |
Склад мелких запасных частей (продаваемых владельцам) | 3,2 |
Для городских СТО площади складских помещений определяется по удельной площади на каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
При 950 обслуживаемых автомобилей площади складских помещений:
- для склада запасных частей 30,4 м2, (принимаем 31 м2);
- для склада эксплуатационных материалов 5,7 м2, (принимаем 6 м2);
- для склада смазочных материалов 5,7 м2, (принимаем 6 м2);
Площадь склада мелких принадлежностей снятых с автомобиля принимается 1,6 м.кв. на один рабочий пост, следовательно, F=1,6 ×NХР, площадь склада мелких запасных частей принимается 10% от площади склада запасных частей.
- для склада автопринадлежностей снятых с автомобиля на период обслуживания 1,6×4 = 6,4 м2.
4.3 Расчет площади зоны хранения автомобилей
FСТ = fa × NХР × KП, м2, (12)
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
NХР - число автомобиле-мест хранения;
KП =2,5- коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
Тогда площади зон хранения на открытой стоянке соответственно автомобилей клиентов FСТ.К и персонала станции FСТ.П составят:
FСТ.К = 9,49 × 4 × 2,5 = 94,9, м2,
FСТ.П = 9,49 × 5 × 2,5 = 118,6, м2.
4.4 Расчет площадей административно-бытовых помещений
4.4.1 Расчет площади служебных помещений
Кабинет директора 9 м2;
4.4.2 Расчет площади бытовых помещений
Гардеробная:
- закрытый способ хранения одежды: 0,2 ×7 =1.4 м2;
- скамьи в гардеробных площадью 0.48 м2 (из расчета одна скамья на четырех штатных работников в наиболее нагруженную смену). Полагая число работников, пользующихся гардеробом, равным шести получаем (0.48×6)/4 = 0,72 м2.
Туалет 1,8 × 1,65 =2,97 м2.
Умывальники 0,5 × 0,7 =0,35 м2.
Душевая 1 шт.: 0,9 × 0,9 = 0 81 м2.
Тамбур для курения (из расчета 0,04 м2 на одного работающего в смену).
Полагая число курящих работников равным семи получаем 0.04 × 7 = 0,21 м2
Помещение для клиентов 8 м2.
4.6 Расчет общей площади здания
FЗД =1,1∙∑ (FПСЗД + FАБЗД) м2, (13)
где: FПСЗД - площадь производственно-складских зданий (помещений);
FАБЗД - площадь административно-бытовых зданий (помещений).
FПСЗД =1,1×(35+58+41+49+57,2+31+6+6)= 311,52 м2,
FАБЗД =1,1×(9+1,4+2,97+0,35+0,81+0,21+8)= 24,7 м2,
FЗД = 311,52 + 24,7 =336,22 м2.
4.7 Расчет площади участка предприятия
(14)
где: FПСЗД - площадь производственно-складских зданий (помещений);311,52 м2,
FАБЗД - площадь административно-бытовых зданий (помещений); 24,7 м2,
FОС - площадь открытых стоянок;
КЗ - коэффициент плотности застройки территории, КЗ = 0,4.
На основании расчетных данных п. 4.3 находим FОС:
FОС = FСТ.К + FСТ.П = 94,9 + 118,6 = 213,5 м2
Тогда в соответствии с выражением 1.14 площадь участка предприятия составит
Принимаем ширину проезжей части с односторонним движением 5 метров, 1 въезд на территорию и 1 выезд с территории по технике противопожарной безопасности.
При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования (см. разд. 6).
Административно-бытовые здания следует располагать в самом производственном здании или вблизи от главного входа на территорию предприятия. Здесь же размещается площадка для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия.
При размещении на территории СТО открытых стоянок - расстояние от них до зданий и сооружений принимаются не менее 10 м, а до ограды участка не менее 2 м.
К зданию постов самообслуживания должен быть предусмотрен отдельный подъезд автомобилей.
Движение автомобилей по территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.
Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.
Предприятия, где предусматриваются более 10 постов обслуживания или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов) на территорию.
Минимальное расстояние Smin от края проезжей части дороги до наружной стены здания следует принимать:
- при отсутствии въезда в здание и его длине не более 20 м - 1,5 м;
- то же при длине здания более 20 м - 3,0 м;
- при въезде в здание электротележек, погрузчиков и
- двухосных автомобилей - 8,0 м;
- то же трехосных автомобилей - 12,0 м.
Минимальное расстояние от края проезжей части дороги до ограждения территории предприятия и открытых площадок - 1,5 м.
Ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания до 18 м, с двух сторон - при ширине здания свыше 18 до 100 м.
Кроме того, в зависимости от вида СТО и характера выполняемых работ на предприятии должны быть очистные сооружения, склады лакокрасочных материалов, кислорода, ацетилена и прочие, размещение которых в составе основного здания не рекомендуется по взрывопожарной и пожарной опасности.
Посты самообслуживания и мойки автомобилей желательно располагать на территории станции в отдельных зданиях или под навесом.
При размещении в комплексе станции АЗС и отдельно стоящей мойки автомобилей необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана самостоятельные транспортные потоки к этим сооружениям и накопительные площадки при них. При этом транспортные потоки не должны пересекать основные потоки заезда и выезда автомобилей на станцию технического обслуживания.
На территории станции или вблизи ее необходимо предусмотреть открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала СТО.
При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, наличие спортивных площадок, озеленение.
Площадь озеленения должна составлять не менее 15 % площади предприятия при плотности застройки менее 50 % и не менее 10 % при плотности более 50 %.
4.8 Расчет коэффициента озеленения
Планировка зон хранения (стоянок) автомобилей
На территории СТО кроме производственных, складских и административных помещений должны располагаться стоянки для автомобилей, ожидающих обслуживания (можно открытую) и готовых автомобилей (желательно закрытая или под навесом).
Стоянки (открытые или закрытые) и их площади в курсовом проекте выбираются самостоятельно, в зависимости от числа единиц подвижного состава, их габаритных размеров и типа СТО.
Для крупногабаритных автомобилей и автомобилей с прицепами рекомендуется применять прямоточную расстановку.
Прямоугольная расстановка автомобилей предпочтительней при условии достаточной ширины проезда, при ограниченной ширине проезда следует применять косоугольную расстановку.
Техника безопасности
Для создания безопасных условий труда в производственных помещениях следует предусматривать создание приточно-вытяжной вентиляции, тепловых завес, местного отсоса ядовитых паров и пыли. Чтобы рабочих защитить от поражения электрическим током все металлические части электрооборудования заземляются.
Приводную и натяжную станции конвейера рекомендуется размещать под полом, а электрические двигатели подъемников в закрытых нишах осмотровых канав. Допустимый уровень низко-частотных шумов в зонах обслуживания и ремонта автомобилей 90 дБ. Для движущихся частей технологического оборудования надо предусматривать ограждения защитными кожухами или решетками. Температура воздуха в зоне рабочих постов должна быть не ниже 16 С, относительная влажность 57-80%, скорость т воздуха не более 0.3 м/с.
Большое значение при работе имеет освещение верстака и рабочего места как естественным, как естественным, так и искусственным светом.
Освещенность в зонах ТО при общем освещении люминесцентными лампами должна быть не менее 150 лк., а лампами накаливания не менее 100 лк. Для применяемого при ТО переносного освещения напряжения питания не должно превышать 36 В., а для освещения осмотровых канав – не более 12 В.
К самостоятельной работе допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии.
Техническое обслуживание и текущий ремонт должен производиться в специально отведенных местах, оснащенных необходимыми устройствами, приборами, приспособлениями, инвентарем. Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Устройства для принудительного перемещения автомобилей с поста на пост должны быть снабжены световой или звуковой сигнализацией. При постановке автомобиля на стационарный пост технического обслуживания необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью: «Двигатель не пускать – работают люди!». Если техническое обслуживание производится со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступить к работе только после установки автомобиля на подставки, при этом под снятые колеся должны быть подложены упоры. При обслуживании автомобиля, установленным на подъемнике, на механизме управления подъемником укрепляют табличку с надписью: «Не трогать – под автомобилем работают люди!». Принимают автомобиль на ходу и проверяют тормоза вне помещения. Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания выделяют специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработанных газов.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающим двигателе, за исключением случаев когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и ремонта.
При получении травмы на производстве необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о случившемся администрации.
Список использованных источников
1. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Масуев. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с. ISBN 978-5-7695-2871-2
2. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учебное пособие / сост. П79 Р. В. Абаимов, П. А. Малащук ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2012. - 112 с.
3. Погорелов Н.П., Сиволапенко В.И. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автосервиса. Методические указания / ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2007.
Таблица А1 – Исходные данные
№№ п/п | Специализация - Ремонт и обслуживание автоматических коробок передач | ||||
Число обслуживаемых автомобилей в год | Число рабочих дней в году | Продолжительность смены (час) | Количество смен | Коэффициент использования рабочего времени поста | |
1. | 0,9 | ||||
2. | 0,9 | ||||
3. | 0,9 | ||||
4. | 0,9 | ||||
5. | 0,9 | ||||
6. | 0,9 | ||||
7. | 0,9 | ||||
8. | 0,9 | ||||
9. | 1,5 | 0,9 | |||
10. | 1,5 | 0,9 | |||
11. | 1,5 | 0,9 | |||
12. | 1,5 | 0,9 | |||
13. | 1,5 | 0,9 | |||
14. | 1,5 | 0,9 | |||
15. | 1,5 | 0,9 | |||
16. | 0,9 | ||||
17. | 0,9 | ||||
18. | 0,9 | ||||
19. | 0,9 | ||||
20. | 0,9 |
Таблица А2 – Ремонт и обслуживание автоматических коробок передач
№№ п/п | Наименование оказываемой услуги | ||||||||||||||
Замена масла АКПП | Замена фильтра АКПП | Капитальный ремонт АКПП | Диагностика АКПП | Замена АКПП | |||||||||||
Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | |
Продолжение Таблицы 2
№№ п/п | Наименование оказываемой услуги | |||||||||||||||
Замена масла АКПП | Замена фильтра АКПП | Капитальный ремонт АКПП | Диагностика АКПП | Замена АКПП | ||||||||||||
Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | ||
Таблица А3 – Дополнительные услуги
№№ п/п | Наименование оказываемой услуги | |||||||||||
Диагностика электронных систем двигателя | Замена свечей и форсунок | Ремонт электронных систем двигателя | Замена масла в двигателе, трансмиссии | |||||||||
Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | |
Продолжение Таблицы 3
№№ п/п | Наименование оказываемой услуги | |||||||||||
Диагностика электронных систем двигателя | Замена свечей и форсунок | Ремонт электронных систем двигателя | Замена масла в двигателе, трансмиссии | |||||||||
Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | Коли- чество услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел∙ч | Тi, чел∙ч | |