Организация продажи билетов и работа билетных касс
Билет является документом, дающим право на проезд по железной дороге, каждый пассажир обязан иметь соответствующий проездной билет.
Билет можно приобрести:
- в кассах предварительной продажи; по заявкам предприятий, организаций и учреждений - не менее чем за 15 - 12 суток до отправления поезда; по предварительным заказам, а также в кассах пригородных зон - за 16 - 11 суток до отправления поезда; лично пассажиром за 5 - 2 суток до отправления поезда;
- в поездах разъездными кассирами - за 5 - 2 суток до отправления поезда;
- в кассах суточной продажи билетов на вокзалах - за 24 ч до отправления поезда;
- на промежуточных станциях - не позже, чем за 1ч до прибытия поезда.
В железнодорожных узлах преимущественное право на получение имеющихся в продаже мест в поездах предоставляется транзитным пассажирам.
На станциях, где пассажирские поезда имеют стоянку продолжительностью до 5 мин, пассажиров с билетами пропускают в любой вагон.
Проводники обязаны помочь им перейти в вагоны, в которые приобретены билеты.
В целях обслуживания пассажиров (улучшения) широко применяется прием заказов на обратные билеты и прямые плацкарты не только на станциях, но и в поездах.
Пассажирам в пути следования вручаются оформленные проездные документы обратного выезда.
Билетные кассы обеспечивают пассажирам возможность быстро и качественно оформить проездные документы. Билетные кассы, являясь составной частью общей системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте, которая предназначена обеспечивать пассажирам в масштабе реального времени все транспортные услуги и сервис, предоставляют необходимую исходную и первичную информацию.
Все кассы системы «Экспресс-3» могут вести предварительную, суточную и текущую продажу. Текущая продажа осуществляется на промежуточных станциях после отправления поезда со станции формирования. Суточная продажа начинается за 24 ч до отправления поезда. Время окончания продажи перед отправлением поезда определяется технологическим процессом работы вокзала. Предварительную продажу организуют за 45 суток до отправления.
Все терминалы системы «Экспресс-3» универсальны по своим возможностям, однако для удобства пассажиров отдельных категорий при наличии соответствующего пассажиропотока открывают специализированные билетные кассы:
- для инвалидов, участников ВОВ, персональных пенсионеров;
- для военнослужащих;
- для железнодорожников;
- по заказам и брони, по групповым заявкам.
Отдельно работают кассы возврата, совмещенные, как правило, с кассами разных сборов. Для курортных направлений могут работать специализированные кассы.
Рациональная организация работы билетных касс имеет важное значение для качественного обслуживания пассажиров и должна обеспечивать:
- высокую производительность труда билетных кассиров;
- быструю выдачу проездных документов и ликвидацию очередей у билетных касс в результате оперативного открытия дополнительных касс с использованием работников, освоивших параллельные профессии;
- исключение случаев отправления поездов со свободными местами при наличии спроса на билеты;
- использование билетными кассирами передовых методов труда и различных форм культурного обслуживания пассажиров;
- непременную сохранность денежных сумм, вырученных от продажи билетов;
- правильное оформление проездных документов;
- механизацию и автоматизацию билетно-кассовых операций;
- обустройство рабочего места кассира необходимыми руководствами и пособиями;
- возможность оперативного планирования размеров пассажирского движения (прицепка и отцепка вагонов, назначение и отмена поездов).
В настоящее время совершенствуется техническая база для освоения непрерывно растущего объема пассажирских перевозок и повышения качества обслуживания пассажиров. Так на сети дорог вместо системы резервирования «Экспресс-2» вводится система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3». Это принципиально новая система, позволяющая резко ускорить выполнение всех операций (электронно-вычислительные машины IBM Z800 обеспечивают быстродействие 300 – 400 млн операций в 1 с, что вдвое быстрее, чем в системе «Экспресс-2»).
Расчет числа билетных касс
Число билетных касс должно обеспечивать полное и своевременное обслуживание пассажиров, приобретающих проездные документы.
В настоящее время используют два метода расчета: ориентировочный, рекомендованный в типовом технологическом процессе работы вокзала, и детальный, основанный на применении теории массового обслуживания и учитывающий качественные показатели обслуживания пассажиров (длина очереди, время ожидания и другие).
Системы массового обслуживания в билетно-кассовых операциях характеризуются следующими элементами; входящим потоком заявок, очередью, производственными характеристиками обслуживающего обустройства, выходящим потоком реализации запросов.
Потребное число билетных касс определяется для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравномерности обращения пассажиров в кассу.
Билетные кассы работают в двух режимах: предварительной и суточной продажи билетов. Кроме того, известно, что билетные кассы располагаются не только на вокзале, но и в различных железнодорожных агентствах. Примем, что в билетных кассах вокзала приобретают билеты 80% пассажиров, из них 15% приобретают билеты в суточной кассе.
Общий суточный пассажиропоток определяется по формуле:
(2.1)
где - размеры движения дальних и местных поездов, включая поезда своего формирования и по обороту ; - населенность дальнего и местного поезда.
А=6*700+11*1100=16300 пасс/сут
Ат=16300*0,15=2445 пасс/сут
Число билетных касс для рассматриваемого периода суток (с 800 до 2000) при равномерном поступлении пассажиров определяется по формуле:
(2.2)
где - число пассажиров, приобретающих билеты за период времени ; - продолжительность работы билетной кассы без учета обеденного перерыва - 11,5 часа; - средняя затрата времени пассажиром на приобретение билета - 3 мин.; - коэффициент использования рабочего времени кассира, учитывающий затраты времени на выполнение подготовительно-заключительных операций - 0,75;
К=2445*3/60*11,5*0,85=6 касс
Интенсивность входящих потоков (пассажиров) в первую систему (билетные кассы) составит (расчет только для суточных касс)
(2.3)
L=2445/6*11,5=35пасс
После принятия билетным кассиром у пассажира заявки на билеты, она поступает в ВКЭ (вычислительный комплекс системы «Экспресс») или к диспетчеру. Поскольку заявки поступают от нескольких касс, то в общем случае они будут ожидать обслуживания. Следовательно, время обслуживания билетным кассиром одного пассажира:
(2.4)
tзак - время, затрачиваемое билетным кассиром на прием заказа от пассажира- 0,4мин; tожк- время ожидания приема заказа от билетного кассира- 0,7 мин; tк- время, затрачиваемое билетным кассиром на прием и исполнение заказа ВКЭ( диспетчером)- 0,4 мин; tоф- время, затрачиваемое билетным кассиром на оформление заказа- 1,0 мин.
Tобсл=0.4+0.7+0.4+1.0=2.5 мин или 0.024часа
Загрузка билетного кассира составит:
Yк= L*tобсл
Yк= 35*0.024=0,84.
(2.5)
Cреднее время ,затрачиваемое пассажиром на приобретение билета, складывается из времени ожидания в очереди и общего времени его обслуживания.
t=Yk(Vвх+Vк)/2(1-Yk)*tобсл
(2.6)
гдеVвх- коэффициент вариации интервалов между моментами появления пассажиров в очереди к данной кассе- 0,95; Vк – коэффициент вариации продолжительности обслуживания пассажиров билетным кассиром- 0,9.
Tожпасс=0.84*(0.95+0.95)/2(1-0.84)=4.85 мин
tпб=tожпасс +tобсл
tпб=4.85+2.5=7.35 мин или 0,81 часа
(2.7)
Число пригородных касс по продаже билетов зонного тарифа определяется в часы «пик».
Производительность труда кассира, работающего в часы «пик», составляет от 300 до 700 билетов за 1 ч.
Потребное число касс продажи билетов рассчитывается по формуле:
(2.8)
где: - пригородный пассажиропоток определенных зон в часы «пик»; - часть пригородных пассажиров определенных зон, приобретающих билеты у кассира (в ДП=0,25-0,3;); - фактическая производительность труда билетного кассира, работающего в часы « пик» (в ДП принять=3 00-700).
Кпр=17000*0,3/700=6.07=6касс
Количество автоматов определяется по формуле:
(2.9)
где: - максимальный пригородный пассажиропоток определенных зон в часы «пик»; - часть пригородных пассажиров определенных зон, приобретающих билеты через автоматы (в ДП принять = от 0,7-0,75); - часовая производительность автомата (в дипломном проекте принять = от 200-250 билетов в 1ч).
Считаем, что все пригородные пассажиры равномерно распределены по зонам.
По заданию в дипломном проекте - 3 пригородные зоны.
а) Определяем количество пассажиров для одной зоны:
17000/3=5666.66=5667 пасс
б) Общее количество пассажиров для одной зоны за 1-й час:
17000/24=708 пасс
Принимаем коэффициент сгущения в часы «пик» равное -1,4
Следовательно, максимальный пригородный пассажиропоток составляет:
708*1.4=991.2=911пасс
По заданию дипломного проекта количество пригородных пассажиров, приобретающих билеты через автоматы, составляет -10%.
991* 0,1/200=0,45=1 автомат
Соответственно принимается 0,37=1 автомат.
Следовательно, общее число автоматов для 3-х пригородных зон составит:
автомата
Рассчитываем количество пригородных поездов по зонам
30400
30тыс
20тыс
13400
10тыс
5тыс 3900
0
1 зона 2 зона 3 зона
1 зона,30400 -339 /1400 =21 поезда +1 скорый
2 зона, 13400 - 339/ 1060= 12 поезда +1 скорый
3 зона, 3900 - 339/ 770= 5 поезда +1 скорый
СПРАВОЧНО-
ИНФОРМАЦИОННАЯ
РАБОТА
Пассажиры, особенно на крупных вокзалах, получают информацию при помощи громкоговорящей радиосвязи, в справочных бюро, по телефону и т. д. Наличие широкого набора зрительных указателей и правильное их расположение резко сокращают количество пассажиров, обращающихся в справочное бюро.
Справочно-информационная работа осуществляется путем зрительной информации, дачи устной информации и справок в справочных бюро вокзалов, радиоинформации, справки по телефону.
Зрительная информация знакомит пассажиров с расположением помещений и пунктов обслуживания пассажиров, с расписанием движения поездов, с правилами и стоимостью проезда и провоза багажа, наличием мест и другими сведениями.
Для зрительной информации используются:
- информационные устройства, которые позволяют выводить на табло любую информацию, необходимую пассажирам;
- автоматические информационные устройства, предназначенные для воспроизведения на табло заранее запрограммированных текстов;
- "бегущее" расписание, позволяющее за 3 ч до отправления поездов со станции подсвечивать строки с наименованием поездов, что дает возможность пассажирам быстро определить, какие именно и откуда, куда отправляются поезда в ближайшее время;
- схемы зон отдыха, дающие возможность получения до 200 справок по вопросам проезда в пригородном сообщении;
- информационное табло наличия мест (ИТНМ - 1), предназначенное для информирования пассажиров о наличии в продаже свободных мест на поезда, отправляющиеся с данного вокзала в течение ближайших суток;
- маршрутные карты железнодорожных сообщений с указателями наличия мест в поезда, позволяющие получить информацию о местах на 40 поездов, о маршрутах следования, пунктах пересадки, стоимости билета;
- электронная справочная установка ЭСУ - 1, предназначенная для оптической визуальной информации билетных кассиров и агентов справочного бюро.
Справочные бюро вокзалов выдают пассажирам устные справки по обращении их в служебный киоск, по телефону, через кнопочновызывные устройства прямой внутривокзальной связи и телевизионные установки. По радио пассажиры информируются о времени прибытия и отправления поездов, о порядке работы основных подразделений вокзала, правилах техники безопасности. Передается также служебная информация и некоторые объявления по просьбе пассажиров.
На многих вокзалах организуются залы или уголки справок, концентрируются основные справочно-информационные устройства и материалы, позволяющие пассажиру найти ответ на интересующий его вопрос. В справочных бюро пассажиры получают устную справку непосредственно у агентов справочных бюро, по телефону, телевидению и др. Справочные бюро размещаются по ходу следования пассажиров, главным образом в операционных и кассовых залах. Для обеспечения их нормальной работы они оборудуются специальными столами, на которых располагаются телефонные аппараты для связи с руководством вокзала и станции, с диктором радиоузла и с городом; турникетами, на которых в виде таблиц, схем и т. п. располагается справочный материал. В справочных бюро должны быть необходимые материалы: книжки расписаний дальних, местных и пригородных поездов по дороге, указатель железнодорожных пассажирских сообщений, афиши расписаний пассажирских поездов по данному узлу и наиболее крупным, схема железных дорог, Тарифное руководство № 5, книги административно-территориального деления союзных республик и др.
В крупных городах с несколькими железнодорожными вокзалами организуются центральные справочные бюро. Они дают справки об условиях проезда всеми видами транспорта.