Дороги безрельсового транспорта
С целью улучшения планирования и развития сети автомобильных дорог и рационального использования средств, направляемых на их строительство, реконструкцию, ремонт и содержание, все автомобильные дороги подразделяются на дороги общего пользования и ведомственные.
Автомобильные дороги общего пользования находятся на балансе органов дорожного хозяйства, в свою очередь, делятся на дороги общегосударственного,, областного и местного значения.
Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансе предприятий и организаций; их разделяют на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др.
Дороги общего пользования и ведомственные образуют единую автомобильную дорожную сеть страны. Они характеризуются различной степенью технического совершенства. Чем выше интенсивность движения, т. е. число автомобилей, проходящих по дороге в обоих направлениях за единицу времени (1 сут, 1 ч), тем лучше должна быть дорога в техническом отношении.
В зависимости от интенсивности движения и значения в общей транспортной сети автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках (согласно СНиП П-Д,- 5—72) разделены на пять категорий. К I, II категориям относят дороги общегосударственного и основные магистральные дороги республиканского значения, связывающие важнейшие экономические районы, крупные административные, промышленные и культурные центры, а также подъезды от крупных городов к аэропортам, к речным и морским портам при интенсивности движения: на дорогах I категории — более 7000 автомобилей в сутки, на дорогах II категории — от 3000 до 7000 автомобилей. Отличительная особенность дорог I категории — отсутствие встречного движения транспорта, для чего проезжую часть устраивают с разделительной полосой. К III категории относят дороги общегосударственного и республиканского значения (кроме отнесенных к I и. II категориям), основные дороги областного или районного значения (при отсутствии областного деления), подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным и морским портам, местам массового отдыха населения, подъездные дороги предприятий, в том числе соединяющие отдельные предприятия или группы предприятий между собой и с местами разработок сырья при интенсивности движения 1000...3000 автомобилей в сутки.
IV категория — это дороги областного или районного значения (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, при интенсивности движения 200... 1000 автомобилей в сутки.
К V категории относят дороги местного значения (кроме отнесенных к IV категории), внутрипромысловые дороги и подъезды, а также служебные и патрульные дороги. Интенсивность движения на этих дорогах— менее 200 автомобилей в сутки.
Дороги I-III категорий принято называть дорогами высоких категорий, а IV, V категорий — дорогами .низких категорий, имеющими местное значение. (В пределах населенных пунктов дороги принято называть улицами.) Отнесение дорог к той или иной категории в известной степени условно и при перспективном планировании может быть изменено.
Типы кранов.
Существуют различные виды кранов, соответственно и устроены они по-разному.
Портальные краны. Необходимо отметить, что такие краны также бывают различных видов и для них приняты специальные обозначения:
КПМ – кран портальный монтажный,
КПП – кран портальный перегрузочный,
КПД – кран портальный доковый.
Конструкция портальных кранов представляет собой поворотную стреловую систему, установленную на портал, который передвигается по подкрановым путям. Полупортал, на который устанавливается портальный кран, предназначен для пропуска различных видов транспорта. Применяются портальные краны преимущественно в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Таким образом, в отличие от предыдущих кранов, портальные краны предполагают узкую сферу использования.
Подъем груза на портальных кранах осуществляется с помощью крюков и грейферов, на монтажных с помощью крюков. Подкрановых путей может быть от одного до трех, соответственно, ширина колен подкранового пути составляет 6, 10,5 и 15,3 м. Грузоподъемность портальных кранов различная для перегрузочных и монтажных кранов. Так, для перегрузочных кранов грузоподъемность составляет 5-40т, для монтажных – до 300т. Вылет стрелы достигает 40м.
Консольные краны. Консольные краны бывают двух разновидностей: настенно-консольный кран и колонный кран.
1. Настенно-консольный кран состоит из настенной фермы, по которой передвигается настенная тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза. Применяют настенно-консольные краны преимущественно в цехах, с целью уменьшения работы мостовым кранам. Настенно-консольные краны устанавливаются стационарно: ставится колонна, а на ее основе монтируют консоль. Возможность использования консольных кранов во многом зависит от специфики производства и помещения, но все-таки преимущественно консольные краны используют в небольших помещениях.
2. При использовании колонного крана, вместо настенной фермы, используется стационарная колонна. Колонные краны используют для обслуживания различных агрегатов, поэтому и применяют их на машиностроительных заводах.
Кран-штабелёр внешним видом напоминает кран-балку, однако конструкция кран-штабелера имеет несколько отличий. Главное – в конструкции кран-балки используют таль, а на кран-штабелере – вилочный штабелер. Собственно, примерно такую конструкцию имеет погрузчик, но своими маневренными качествами и проходимостью, погрузчику далеко до кран-штабелера. Кран-штабелер может проехать даже в узком проходе и, соответственно выполнить работу, которая недоступна погрузчику.
Самоходные гусенечные краны. Существует отдельный вид кранов, который перемещается на гусеничном шасси – самоходный гусеничный кран. Конечно, доставлять такой кран – достаточно трудоемкая задача, но гусеничный кран оправдывает затраты. С его помощью можно достичь большей высоты подъема и гусеничный кран обладает большой грузоподъемностью. Чтобы снизить затраты на транспортировку гусеничного крана с места на место, широко применяется принцип агрегатного построения. Такая возможность позволяет не только облегчить демонтаж, но и перевозку грузов. Работают гусеничные краны, как от дизель-электрического агрегата, так и от электрической сети. В конструкцию гусеничных кранов включено большое количество различного оборудования, что повышает производительность и мощность этих кранов. Гусеничный кран состоит из: ходовой и поворотной части, лебедки, механизма вращения, генераторной и дизель-электрической станции, монтажной стойки, кабины, грузовой подвески и крюковой обоймы и др. Транспортировка гусеничного крана происходит при помощи специального транспорта.
Мостовым краном называется подъемно – транспортная машина, передвигающаяся по рельсовому пути на определенной высоте от пола и способная перемещать грузы в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикально, поперечно и продольном. Благодаря этому мостовой кран может принимать груз в любую его точку. При этом кран, перемещаясь по рельсам над обслуживаемой территорией, не занимает ее полезную площадь.
Основной несущий элемент в конструкции такого крана – мост, представляющий собой одну или две главные пролетные балки, связанные по торцам с поперечными концевыми балками. На последних смонтированы ходовые колеса, посредством которых кран передвигается по двум рельсам, уложенным на подкрановые балки. Подкрановые балки устанавливаются на колоннах цехового помещения или специальной эстокаде. На мосту крана также установлены две рельса, по которым посредством собственных ходовых колес перемещается грузовая тележка с расположенным на ней механизмом подъема груза.
Мостовые краны классифицируются по назначению. Краны, оборудованные крюковыми подвесками, называют крюковыми. Их относят к кранам общего назначения, предназначенным для работы с разнообразными грузами. Краны, оборудованные грейферами, называют грейферными, а электромагнитами – магнитными. Общий вид мостового крана представлен на рис 2.7.1.
Рис. 2.8.1. – Общий вид мостового крана
Таблица 2.8.1
Техническая характеристика мостового крана
Технические параметры | Размерность |
Грузоподъемность, т | |
Пролет, м | |
Высота подъема груза, м | |
Скорость: - подъема - передвижение тележки - перемещение крана | 7 с 4 с 20 с |
Козловые краны. Еще один вид кранов – козловые краны. Несущие конструкции козловых кранов опираются на крановый путь за счет опорных балок. Козловые краны широко применяют на различных производствах. В частности, без них не обойтись при обслуживании складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Устанавливают козловые краны на открытых площадках.