Понятие и виды деятельности транспортных организаций

Анализ основных признаков транспортной деятельности, проведенный в данной работе ранее, позволяет при определении понятия деятельности транспортной организации учесть все необходимые черты, характерные для данного вида юридических лиц, осуществляющих исследуемую разновидность хозяйственно-экономической деятельности.

Законодатель в качестве юридического лица признает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).[37]

Любая транспортная организация является юридическим лицом в смысле требований гражданского законодательства, то есть имеет обособленное имущество на законном основании, которым отвечает по своим обязательствам и способно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поскольку транспорт имеет важное значение для обеспечения жизнедеятельности всего государства, поэтому право уделяет большое внимание регулированию отношений в сфере транспорта, в частности в сфере организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Значительную роль в правовом регулировании организации перевозок играют специальные регуляторы отношений, которыми являются транспортные договоры, нацеленные на организацию правоотношений по оказанию транспортных услуг и осуществлению транспортной деятельности.

Именно по видам транспортных договоров, заключаемых при осуществлении деятельности транспортными организациями можно определять и анализировать виды деятельности последних.

Надо отметить, что понятие транспортный договор прочно вошло в гражданско-правовой лексикон, однако у цивилистов до настоящего времени отсутствует единство мнений как в отношении правильности определения понятия данной категории, так и в отношении правовой природы и правомерности ее существования, кроме этого, специалистами по-разному определяется также и круг транспортных договорных обязательств.

Так, одни авторы под транспортным договором понимают перевозку и ее подвиды в зависимости от вида транспорта[38], некоторые при этом добавляют к их числу и транспортную экспедицию[39].

Другие специалисты дополняют перечень транспортных договоров за счет договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей[40].

Некоторые исследователи полагают, что поскольку транспортные договоры регулируют весьма объемную и самостоятельную группу отношений, то их следует обозначить в качестве отдельной группы договоров, связанных с перевозкой[41].

К примеру, А.Н. Романович называет четыре основных признака транспортных договорных правоотношений:

- одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация;

- правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по поводу использования транспортных средств и путей сообщения;

- предметом правоотношений является оказание транспортных услуг;

- правоотношения направлены на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействуют осуществлению основной транспортной функции[42].

Таким образом, субъектный состав договорного транспортного правоотношения, выражающийся в том, что одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация, по своей правовой природе, - это один из основных критериев, позволяющих выделить транспортные договоры и транспортную деятельность из системы договорных обязательств и хозяйственно-экономической деятельности, направленных на возмездное оказание услуг.

Специалистами отмечается, что понятие «транспортная организация» в связи с появлением субъекта владельца транспортной инфраструктуры представляется несколько неопределенным, поскольку если исходить из классификатора видов экономической деятельности, то деятельность по оказанию услуг по использованию транспортной инфраструктуры нельзя отнести к транспортной[43].

Однако без договоров с участием владельцев транспортных инфраструктур невозможно осуществлять транспортную деятельность и производить перевозку грузов, пассажиров, багажа. Поэтому в рамках данной работы все эти организации будут признаваться транспортными. В связи с этим также важен для определения понятия транспортная организация такой системообразующий критерий для категории этих юридических лиц, как направленность транспортных договорных обязательств.

Направленность транспортного обязательства служит основным системным фактором, обусловливающим принципы правового регулирования, общие для всех транспортных организаций, характеризующихся одинаковым видом деятельности.

В целом деятельность всех транспортных организаций ориентирована на возникновение, изменение и прекращение правоотношений по доставке или обеспечению доставки грузов, пассажиров, багажа в пункт назначения.

Таким образом, под транспортными организациями следует понимать такие юридические лица, деятельность которых направлена на осуществление или обеспечение процесса доставки грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения с помощью различных видов транспортных средств.

Система транспортных организаций может исследоваться по-разному, исходя из выбранных критериев классификации. В целях анализа заявленной проблематики можно предложить следующую структуру такой системы, исходя из направленности транспортных договоров:

- транспортные организации, осуществляющие перевозку (транспортировку), договорной фактор регулирования деятельности которых - это договоры, направленные на перевозку (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, договор перевозки пассажиров);

- транспортные организации, осуществляющие обеспечение процесса перевозки (транспортировки), договорной фактор регулирования деятельности которых - это договоры, направленные на обеспечение процесса перевозки (договоры на подачу транспортных средств под погрузку; на предъявление груза к перевозке; об организации перевозок; об оказании услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры; между транспортными организациями; между владельцами транспортных инфраструктур; о транспортной экспедиции).

Интересным фактом регулирования создания и организации деятельности транспортных организаций является возможность осуществлять перевозку в прямом смешанном сообщении с применением узловых соглашений.

Правовая природа такого регулирования транспортной деятельности в юридической литературе определяется неоднозначно. Однако она обусловлена гражданскими правоотношениями, возникающими из договора прямой смешанной перевозки, которая осуществляется с участием перевозчиков различными видами транспорта.

Характерная особенность такого вида транспортной деятельности - это множественность лиц на стороне исполнителя обязательства по перевозке (то есть одновременное участие нескольких транспортных организаций).

Исследовательский интерес к правовой природе множественности обозначил проблему правовой квалификации складывающихся при этом договорных отношений между транспортными организациями.

В юридической науке была осуществлена теоретическая попытка обосновать конструкцию «единого перевозчика» при множественности транспортных организаций.

Например, Я.И.Рапопорт полагает, что начальный перевозчик выступает в качестве представителя всех транспортных предприятий как определенного по отношению к отправителю единства единого перевозчика[44], а М.А. Тарасов считает, что правильно будет признать дорогу отправления представителем, заключившим договор, который связывает всех перевозчиков[45].

Точка зрения, выражающая концепцию единого перевозчика имеет место и в современной литературе. По мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова транспортные организации, как соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки[46].

По справедливому мнению С.Ю.Морозова[47] следует согласиться с позицией О.С. Иоффе, который отмечал, что транспортное предприятие пункта отправления, заключившее договор перевозки (сторона договора), возлагает исполнение обязательства по частям на транзитные (промежуточные) транспортные предприятия пункта назначения в соответствии с нормами права, регулирующими перевозки в прямом и прямом смешанном сообщении[48]. Таким образом, речь идет о том, что обязанности возлагаются на несколько транспортных организаций.

Транспортные организации осуществляют разные виды деятельности. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими виды экономической деятельности, являются специальные классификаторы, например, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007), входящий в систему национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначенный для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них[49].

Объектами классификации в ОКВЭД ОК 029-2007 являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг)[50].

Подраздел «Транспорт и связь» предусматривает деятельность сухопутного транспорта, деятельность водного транспорта, деятельность воздушного и космического транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность. По данному классифицирующему признаку можно подразделять деятельность транспортных организаций по видам.

Справочная информация содержащаяся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007) может быть полезна конкретным правоприменителям при разрешении спорных ситуаций, возникающих в связи с применением норм права к деятельности транспортных организаций при осуществлении ими того или иного вида экономической деятельности.

Таким образом, исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.

Наши рекомендации