Лицензирование транспортной деятельности

Общественная значимость осуществления того или иного вида деятельности подтверждается законодательно установленным требованием о необходимости обязательного лицензирования.

В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)[51].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности[52].

Законодательно закреплены задачи лицензирования отдельных видов деятельности, применительно к рассматриваемой теме, они будут выражаться в следующем: предупреждение, выявление и пресечение нарушений транспортной организацией, ее руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие транспортной организации (соискателя лицензии) установленным требованиям является необходимым условием для предоставления ей лицензии для осуществления хозяйственной деятельности, соблюдение лицензионных требований крайне важно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Необходимо учитывать, что к лицензируемым видам деятельности относятся такие конкретные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, лицензированию в сфере осуществления деятельности транспортными организациями подлежит:

- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

- деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд);

- деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

- деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

- деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[53]).

Надо учитывать, что процесс лицензирования не ограничивается перечислением лицензируемых видов деятельности в законодательном акте федерального уровня.

Следующим этапом осуществляется нормативное правовое регулирование подзаконными нормативными актами Правительства РФ. Примером этому являются постановления Правительства РФ, среди которых, к примеру, следующие:

- Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 221»О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»[54];

- Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»[55]

- Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»[56]

- Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».[57]

При создании и деятельности транспортных организаций необходимо учитывать, что получение лицензии для их видов деятельности является обязательным. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ст. 14.1 КоАП РФ).[58]

Весьма странной является позиция законодателя в отношении закрепления нормы права об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Согласно ч. 1 ст.14.1.2 КоАП РФ предпринимательство в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.[59]

Таким образом, законодатель закрепил ответственность для всех субъектов: граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Однако в примечании к рассматриваемой статье установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Законодатель сформировал противоречие в отношении транспортной деятельности индивидуальных предпринимателей: если использовать норму права, то ответственность наступает в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей (как для предпринимателей), если использовать примечание - штраф в размере 400 тыс. рублей (как для юридических лиц). И такое правовое регулирование использовано во всех четырех статьях рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Таким образом, обнаруживается явная правовая коллизия в вопросе ответственности за осуществление транспортной деятельности без лицензии, которую следует немедленно исправлять.


Наши рекомендации