Основные характеристики транспортной деятельности
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего, предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами. Вместе с тем не менее важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, правового режима земель транспорта, иных публично-правовых инструментов регулирования.
До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации не введено определение понятий «транспортная деятельность» и «транспортная организация», в связи с чем, эти правовые дефиниции вызывают особый исследовательский интерес.
Надо отметить, что попытка закрепить одно из рассматриваемых понятий была предпринята еще 2005 г. на 29 - ом пленарном заседания Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, которая в Модельном законе о транспортной деятельности, предложила понимать под последней - «деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно - экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях»[29].
Анализ данного определения транспортной деятельности позволяет прийти к выводу, что по своей сути приведенное определение указывает на виды хозяйственных операций (организационные, технологические) и приводит классификацию видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и т.д.), а также обозначает разновидности перевозок (перемещение грузов, пассажиров, багажа). Однако необходимо обратить внимание, что рассматриваемое определение умалчивает о субъектах транспортной деятельности.
Отечественное законодательство содержит определение понятия только для транспортно - экспедиционной деятельности, под которой понимается порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов[30].
Однако транспортная деятельность не ограничивается приведенными понятиями, поскольку она значительно шире по своему содержанию и это напрямую подтверждается положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»[31].
Ввиду своей особой специфики осуществление транспортной деятельности предполагает наличие объектов транспортной инфраструктуры, под которыми по смыслу вышеназванного Федерального закона понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование[32].
Таким образом, становится очевидным, что осуществление транспортной деятельности напрямую зависит от наличия специального недвижимого и движимого имущества (транспортные средства). Однако только объектов транспортной деятельности не достаточно для ее осуществления, также значительную роль играют субъекты транспортной деятельности (транспортные организации, правовое регулирование создания и деятельности которых является предметом исследования данной работы).
Рассматриваемый Федеральный закон определяет в качестве субъектов транспортной инфраструктуры юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании[33].
Проанализировав определения понятий транспортная деятельность, объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, можно прийти к заключению, что признаками транспортной деятельности (основными характеристиками) являются:
- специальные субъекты транспортной деятельности;
- специальные объекты транспортной деятельности в виде недвижимого имущества;
- специальные объекты транспортной деятельности в виде движимого имущества;
- особый вид хозяйственно-экономической деятельности – перемещение грузов, пассажиров, багажа;
- использование различных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (морской, речной) и т.д.
Помимо этого, при рассмотрении основных характеристик транспортной деятельности следует учитывать положения ст. 1079 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих[34].
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Таким образом, еще одним признаком транспортной деятельности, во-первых, является признание того, что она имеет потенциальную повышенную опасность и, во-вторых, законодательно устанавливается принцип ответственности за вред причиненный источником повышенной опасности.
Кроме этого, к основным характеристикам транспортной деятельности следует отнести и тот момент, что в Российской Федерации создан специальный федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию исследуемой транспортной отрасли экономики - это Министерство транспорта Российской Федерации, которое осуществляет функции в сфере:
- гражданской авиации;
- воздушного пространства;
- аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
- авиационно-космического поиска и спасания;
- морского (включая морские порты) транспорта;
- внутреннего водного транспорта;
- железнодорожного транспорта;
- автомобильного транспорта;
- городского электрического (включая метрополитен) транспорта;
- промышленного транспорта;
- дорожного хозяйства;
- эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
- обеспечения транспортной безопасности;
- государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними;
- организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах[35].
Также важным моментом является то, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему по различным видам транспортной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта[36]
Таким образом, транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы (в том числе и труднодоступные). Осуществление транспортной деятельности обеспечивает «жизнедеятельность» как внутри страны, так и за ее пределами.