Безопасные скорости движения автом. и пешехода.
Скорость является важнейшим показателем дорожного движения. Управляя автомобилем, водитель обычно выбирает режим движения исходя из двух критериев: минимальной затраты времени и максимальной безопасности движения. Эти критерии противоречивы и превышение допустимого предела скорости является одной из наиболее распространенных причин ДТП. Тяжесть их последствий и возможность предотвращения также непосредственно связаны со скоростью транспортного средства. Безопасной назовем такую скорость автомобиля, следуя с которой водитель в момент возникновения опасной дорожной обстановки имеет техническую возможность тем или иным способом предотвратить наезд. Первой безопасной скоростью ( ) автомобиля называют минимальную скорость, следуя с которой водитель может, своевременно применив экстренное торможение, остановить автомобиль у линии следования пешехода. Значение первой безопасной скорости получаем, приравняв удаление длине остановочного пути:
Первая безопасная скорость зависит лишь от показателей, характеризующих водителя, автомобиль и дорогу. Второй безопасной скоростью автомобиля называют минимальную скорость, следуя с которой автомобиль полностью проедет линию следования пешехода в момент, когда тот подойдет к его полосе движения. Значение второй безопасной скорости увеличивается с увеличением расстояния S уд и скорости пешеходов, а также с уменьшением бокового интервала у. При небольших значениях у, характерных для движения по узким улицам городов и населенных пунктов, скорость должна быть весьма большой. Поэтому такой способ обеспечения безопасности нежелателен, а при малых значениях у и невозможен, так как расчетное значение б2 может превысить не только установленные ограничения, но и максимально возможную скорость данного автомобиля. Третьей безопасной скоростью автомобиля бз называют максимальную скорость, двигаясь с которой, автомобиль достигнет линии следования пешехода к тому моменту, когда пешеход уже уйдет с его полосы движения Четвертой безопасной скоростью автомобиля 64 называют максимальную скорость, при которой водитель, своевременно применив экстренное торможение, успевает пропустить пешехода. Автомобиль при этом не останавливается у линии следования пешехода и пересекает ее с некоторой скоростью н. Пятой безопасной скоростью автомобиля б5 называют такую скорость, следуя с которой, водитель, даже применив экстренное торможение в момент возникновения опасности, успевает проехать мимо пешехода.
Чтобы сравнить между собой различные способы сохранения безопасности при прямолинейном движении автомобиля, нанесем кривые V=V ( у ) для всех безопасных скоростей на один график (сводный график безопасных скоростей)
Все поле графика можно разделить на восемь зон (/—VIII). Для каждой из зон характерны свои способы обеспечения безопасности и положения автомобиля после остановки. Так, при сочетаниях интервала Y и скорости, характеризуемых зонами /—///, водитель проедет мимо пешехода, не снижая скорости. В первой зоне (точка А) и третьей зоне (точка С) можно также применить экстренное торможение. В первом случае заторможенный автомобиль, проехав мимо пешехода, остановится за линией его следования, а во втором — до этой линии. В зоне // (точка б) экстренное торможение приведет к наезду на пешехода. В зонах IV и VII, напротив, единственным средством обеспечения безопасности является своевременное экстренное торможение (точки D и G). При значениях интервала и скорости, охватываемых этими зонами, равномерное движение автомобиля не предотвращает наезда на пешехода. Водитель не может ни пропустить пешехода (U а > U б3 ), ни проехать мимо него (Ua <U б2 ). В зонах V (точка Е) и VI (точка F) пешеход успевает перейти полосу движения автомобиля при U a =const. В случае своевременного экстренного торможения автомобиль останавливается либо после пересечения линии следования пешехода (зона VI), либо до нее (зона V). Наконец, зона VIII (точка Н) характеризует сочетание таких условии движения, при которых водитель не имеет технической возможности предотвратить ДТП, не изменяя направления движения автомобиля.
Рассматривая безопасные скорости автомобиля и действия водителя, следует также указать, что, как правило, у пешехода гораздо больше шансов увидеть приближающийся автомобиль, чем у водителя заметить пешехода, так как параметры внешней информативности автомобиля (размеры, шумность, сигнализация) в несколько раз выше, чем у человека. Первой безопасной скоростью пешехода Vп1 назовем максимальную скорость, следуя с которой, пешеход подойдет к полосе движения автомобиля к тому моменту, когда автомобиль пересечет его линию следования. Второй безопасной скоростью пешехода Vп2 назовем такую минимальную скорость, двигаясь с которой, он успеет покинуть полосу движения автомобиля к тому моменту, когда последний приблизится к его линии следования.
Заключение эксперта-автотехника.
Письменное заключение судебного эксперта состоит из 3х частей:
1) Вводная. Указывает наименование экспертизы, ее порядковый №, наименование органа назначившего экспертизу, вид экспертизы. (комиссионная, комплексная, повторная), сведения о потерпевших, пострадавших, об экспертах/эксперте. Перечисляются обстоятельства дела, приводят исходные материалы, дается перечень нормативных документов, которые использ. при проведении экспертизы. В конце (1) части указывается список вопросов на которые ответил эксперт.
2) Исследовательская. Содержит результаты, описание процесса исследования, научное обоснование полученным фактам. Каждому вопросу разрешаемому экспертом соответств. определенный раздел исследовательской части. Если вопросы по адекватности соответств. др.др то возможно в 1 ответе уделить внимание 2 и > вопросам. Для проведения исследования необходимы справочные материалы они т.ж. приводятся во (2) части. Указывают результаты следственных действий допросов, осмотров и т.д. Выводы излагаются в виде ответов на поставлен. вопросы. В последнее время с развитием информационно-вычислительной техники заключения эксперта оформляются с использованием офисных программ/ специал. информационно-вычислит. комплексов. Как правило все заключения хранятся в базах данных.
3)Заключение служебного эксперта заполняется в произвольной форме как правило состоит из 5ти разделов:
1)Указывается состав комиссии, данные об а\м, водителях.
2) Приводится информ. о ДУ.
3) Указыв. информ. о водит. попавших в ДТП (возраст, классность, стаж),
4) Приведена информ. о ТС (год выпуска, пробег с начала эксплуат.)
5) Заключительная часть . Представлены выводы по данному делу, а т.ж. даются рекомендации по предотвращению подобных ДТП. Указывается также, возбуждено ли по факту данного ДТП уголовное дело. Акт служебного расследования направляют в организации, проводившие расследование или участвовавшие в нем, и в вышестоящие организации.
Сведения о причинах и обстоятельствах ДТП должны быть сообщены всем водителям и другим работникам предприятия.