Тема: Муфты сцепления. Промежуточные соединения.

ФГОУ ВПО

РЯЗАНСКий ГОСУДАРСТВЕННый Агротехнологический

университет

им. проф. П.А.КОСТЫЧЕВА

Кафедра "Автомобили и тракторы"

Лабораторные работы

по дисциплине: «Тракторы и автомобили»

Выполнил: студент 3 курса группы ____

___________________________________

___________________________________

Принял: Кочетков А.С.

Рязань. 2010 г.

Введение.

лабораторные работы по курсу "Конструкция тракторов и автомобилей" составлены в соответствии с программой для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 31.13.00 – «Механизация сельского хозяйства».

Распределение времени по темам определяется календарно-тематическими планами, утверждёнными на каждый семестр.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале.

Основные объекты изучения - наиболее распространённые в области тракторы (МТЗ-80, T-I50K, ДТ-75М ) и автомобили (ГАЗ-3307 и ЗиЛ-4331).

При изучении отдельных узлов и систем их конструкции рассматриваются на тракторах T-150K, K-70I, T-I50 и автомобиле КАМАЗ.

1. Порядок выполнения лабораторных работ

1.1. Лабораторные работы выполняются студентами в лабора­ториях кафедры в соответствии с календарно-тематическим планом

1.2. В процессе подготовки по изучаемому вопросу студента;

должен уяснить следующие основные моменты:

- назначение узла, агрегата или устройства;

- требования, предъявляемые к конструкции, обеспечивающие выполнение функций;

- условия работы элемента конструкции;

- принцип действия;

- возможные варианты технических и конструктивных решений;

- области применения и перспективы развития конструкций изучаемых элементов самоходных машин.

1.5. К выполнению лабораторной работы студент должен проработать материал по рекомендуемой литературе, наглядным пособиям и оборудованию, имеющимся на кафедре.

1.6. Готовность студентов к очередному занятию проверяется преподавателем по вопросам для контроля, имеющимся перед каждой лабораторной работой (раздел I).

1.5. В начале лабораторной работы преподаватель проводит вводную беседу по изучаемой теме, излагая в ней основные вопросы и задачи.

1.6. После вводной беседы студенты внимательно знакомятся с содержанием задания по теме (раздел 2).

1.7. Используя рекомендуемое оборудование и пособия, натурные узлы, макеты, стенды, плакаты и литературу, студенты в рекомендуемой в разделе 2 последовательности изучают устройство, работу и регулировки систем и узлов.

1.8. После окончания работы студенты сдают рабочее место, оборудование и инструмент.

2. Составление и защита отчётов

2.1. Отчёт по каждой лабораторной работе выполняется студентом в соответствии с вопросами для отчёта (раздел 3).

2.2. Текстовые ответы и заполнение таблиц выполняется чернилами чертёжным почерком; схемы механизмов, систем, узлов и графики должны быть выполнены карандашом с применением чертёжных инструментов.

2.5. Отчёт о выполненной работе представляется преподавателю на очередном занятии. Зачёт по работе преподавателем подписью в конце отчёта с указанием даты приёма.

2.6. Общий зачёт по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, составления и защиты отчётов.

3. Проведение контроля знаний студентов по результатам лабораторных работ.

3.1. Контроль знаний студентов включает: контроль подготовки студентов к занятиям, защиты студентом отчётов и коллоквиумов.

3.2. Контроль подготовки студента к очередному занятию проводится в его начале по вопросам, помещённым в разделе I каждой лабораторной работы.

3.3. Защита студентами отчетов производится в начале очередной лабораторной работы.

3.4. Коллоквиум проводится в сроки, предусмотренные календарно-тематическим планом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

тема: Общее устройство и трансмиссия (силовая передача) с/х тракторов и автомобилей. Общие схемы.

Цель: изучить назначение, классификацию, общее устройство и трансмиссию с/х тракторов и автомобилей.

Оборудование и материалы: тракторы (или разрезы) Т-150К, МТЗ, Т-40, ДТ-75, автомобилей УАЗ-452, ВАЗ-2101, учебные плакаты.

1.1. Вопросы для контроля.

1.1.1. Классификация автомобилей и тракторов, индексация автомобилей в отечественной автомобильной промышленности.

1.1.2. Общее устройство автомобиля и трактора (составные элементы и их назначение).

1.1.3. Определение тягового усилия трактора. Типаж тракторов.

1.1.4. Назначение силовой передачи тракторов и автомобилей.

1.1.5. Как классифицируются силовые передачи тракторов и автомобилей.

1.1.6. Особенности устройства трансмиссии колесных и гусеничных тракторов.

1.1.7. Особенности устройства трансмиссии полноприводных машин.

1.1.8. Устройство и принцип работы гидротрансформатора.

1.1.9. Устройство и принцип работы гидрообъемной силовой передачи.

1.1.10. Устройство и принцип работы гидромеханической силовой передачи.

1.1.11. Как определить КПД трансмиссии.

1.1.12. Как определить передаточное число трансмиссии.

1.1.13. Преимущество и недостатки ступенчатых и бесступенчатых силовых передач тракторов и автомобилей.

1.1.14. Направление дальнейшего совершенствования механических силовых передач тракторов и автомобилей.

1.1.15. Особенности силовых передач тракторов семейства Т-150 и К-700.

1.2. Вопросы для отчета.

1.2.1. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора МТЗ-82 и нанести обозначение.

1.2.2. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора Т-150 и нанести обозначение.

1.2.3. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора КамАЗ-5320 и нанести обозначение.

1.2.4. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2106 и нанести обозначение.

1.2.5. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2111 и нанести обозначение.

1.2.6. Выполнить схему гидротрансформатора трактора ДТ-175С.

1.2.7. Составить классификацию автотранспорта.

1.2.8. Расшифровать обозначение: ВАЗ-21011, ВАЗ-2109 “Спутник”, КамАЗ-53212, ЛиАЗ-5256, ГАЗ-59034, ЛАЗ-42021, БелАЗ-7525, ЗИЛ-432722, ЗАЗ-1102”Таврия”.

1.2.9. Описать преимущества и недостатки гидрообъемных и гидромеханических силовых передач в сравнении с механическими.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Ходоуменьшители.

Цель: Изучить назначение, устройство, работу и техническое обслуживание КПП, раздаточных коробок и ходоуменьшителей.

Вопросы для контроля.

3.1.1. Назначение КПП.

3.1.2. Как классифицируются КПП.

3.1.3. Типы механических КПП. Объясните особенности каждого типа КПП.

3.1.4. Основные части и механизмы КПП.

3.1.5. Объясните необходимость использования на тракторах многоступенчатых КПП.

3.1.6. Назначение и работа синхронизаторов.

3.1.7. Какое преимущество имеют КПП, позволяющие переключать передачи без разрыва потока мощности.

3.1.8. Устройство и работа гидроподжимной муфты КПП трактора Т-150 и К-701.

3.1.9. Устройство и работа УКМ.

3.1.10. Назначение и работа фиксаторов и замков механизма переключения КПП.

3.1.11. Устройство КПП МТЗ-80.

3.1.12. Особенности устройства КПП тракторов Т-150 и К-701.

3.1.13. Устройство КПП ДТ-75.

3.1.14. Устройство КПП ГАЗ- 3307.

3.1.15. В чем состоит уход за КПП.

3.1.16. Какие масла применяются для КПП.

3.1.17. Устройство и работа раздаточных коробок трактора МТЗ-82 и автомобиля УАЗ-3151.

3.1.18. Устройство и работа ходоуменьшителя трактора МТЗ-80.

3.1.19. На каких сельскохозяйственных работах необходимо использование ходоуменьшителя.

3.2. Вопросы для отчета.

3.2.1. Выполнить схему КПП автомобиля ВАЗ-2109 и нанести обозначения.

3.2.2. Выполнить схему КПП автомобиля ЗИЛ-130 и нанести обозначения.

3.2.3. Выполнить кинематическую схему КПП трактора Т-150К и нанести обозначения.

3.2.4. Выполнить схему раздаточной коробки автомобиля УАЗ-3151 и нанести обозначения.

3.2.5. Выполнить схему раздаточной коробки автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» и нанести обозначения.

3.2.6. Выполнить схему синхронизаторов КПП автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-3307. Нанести обозначения.

3.2.7. Выполнить схему КПП автомобиля КамАЗ-5410 с делителем. Нанести обозначения.

3.2.8. Выполнить схему раздаточной коробки трактора МТЗ-80.

3.2.9. Заполните таблицу по КПП:

Таблица 3.1

Марки Показатели МТЗ-80 ДТ-75 Т-150К ГАЗ-3307 КамАЗ-5320
1.Тип механизма переключения передач.          
2.Наличие гидромуфт.          
3.Наличие синхронизаторов.          
4.Метод переключения передач.          
5.Число валов.          
6.Расположение валов.          
7.Число передач заднего хода          

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Вопросы для отчета.

4.2.1. Заполнить таблицу данными по ведущим мостам гусеничных тракторов:

Показатели Тракторы
ДТ-75М Т-150 ДТ-175С
Тип главной передачи      
Регулировка зацепления: шестерен главной передачи: - по длине зуба - по глубине зацепления      
Тип механизма поворота      
Нормальный свободный ход педали управления поворотом, мм      
Тип конечной передачи      

4.2.2. Выполнить схему планетарного механизма поворота трактора ДТ-75М и нанести обозначения.

4.2.3. Выполнить схему простого конического дифференциала и указать название его основных деталей.

4.2.4. Выполнить схему кулачкового дифференциала повышенного трения автомобиля ГАЗ-66-11.

4.2.5. Выполнить схему ведущего моста автомобиля ЗиЛ-130 и нанести обозначения.

4.2.6. Выполнить схему самоблокирующегося дифференциала повышенного трения трактора МТЗ-82 и нанести обозначения.

4.2.7. Заполнить таблицу данными по ведущим мостам автомобилей:

Показатели Автомобили
ЗиЛ-130 ВАЗ-2101 МАЗ- КаМАЗ-5320 ГАЗ-66
Тип главной передачи          
Регулировка зацепления: шестерен главной передачи: -по длине зуба - по глубине зацепления          
Тип дифференциала          
Тип полуосей          
Наличие и тип конечной передачи          

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Вопросы для контроля.

5.1.1. Назначение ходовой части трактора. Какие элементы она включает?

5.1.2. Назначение ходовой части автомобиля. Какие элементы она включает?

5.1.3. Какими преимуществами обладает гусеничный движитель в сравнении с колесным?

5.1.4. Требования, предъявляемые к ходовой части трактора.

5.1.5. Требования, предъявляемые к ходовой части автомобиля.

5.1.6. Назначение подвески трактора и автомобиля.

5.1.7. Какие типы подвесок применяются в тракторах?

5.1.8. Какие подвески применяются в автомобилях?

5.1.9. Какое влияние на эксплуатационные качества трактора и условия труда механизатора оказывает подвеска трактора?

5.1.10. Устройство и работа амортизатора.

5.1.11. Способы изменения колеи тракторов.

5.1.12. Способы изменения дорожного просвета тракторов.

5.1.13. Классификация и маркировка пневматических шин.

5.1.14. Основные элементы камерной пневматической шины, их назначение.

5.1.15. Устройство и работа воздушного вентиля пневматической шины.

5.1.16. Какие типы гусеничных цепей применяются на тракторах?

5.1.17. Как осуществляется регулировка натяжения гусеничной цепи?

5.1.18. В чем заключается техническое обслуживание ходовой части гусеничного трактора?

5.1.19. В чем заключается техническое обслуживание ходовой части колесного трактора и автомобиля?

Вопросы для отчета.

5.2.1. Заполнить таблицу 5.1 данными ходовой части тракторов и автомобилей.

5.2.2. Выполнить схему ходовой части трактора ДТ-175.

5.2.3. Выполнить схему передней подвески автомобиля ЗИЛ-130.

5.2.4. Выполнить схему переднего моста трактора МТЗ-80.

5.2.5. Выполнить схему передней подвески автомобиля Ваз-2106 и ВАЗ-2109.

5.2.6. Выполнить схему двухтрубного гидравлического амортизатора.

5.2.7. Выполнить схему задней подвески автомобиля КамАЗ-5320.

5.2.8. Выполнить схему полужесткой подвески гусеничного трактора Т-100.

5.2.9. Выполнить схему подвески автобуса ЛиАЗ-677.

5.2.10. Выполнить схему задней подвески автомобиля ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109.

5.2.11. Выполнить схемы настройки ходовой части универсально-пропашных тракторов МТЗ-80, Т-40.

5.2.12. Выполнить схему разреза радиальной эластичной шины.

Таблица 5.1

Марки Показатели МТЗ-80 Т-150К ДТ-75М Т-40 ВАЗ-2106 ВАЗ-2109 КамАЗ-5320 ГАЗ-3110 ЛиАЗ-677
Тип остова                  
Тип подвески                  
Тип движителя                  
Колесная формула                  
Размер шин: передних задних                  
Давление в шинах, МПа: передних задних                  
Дорожный просвет, мм                  
База трактора, мм                  
Колея, мм                  

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

Вопросы для контроля,

6.1.1. Какие требования предъявляются к рулевым управлениям тракторов и автомобилей.

6.1.2. Какие типы рулевых управлений применяются на колесных тракторах и автомобилях.

6.1.3. Основные элементы рулевого управления.

6.1.4. Назначение рулевой трапеции.

6.1.5. Устройство, работа, и регулировки червячного рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

6.1.6. Как регулируются подшипники червяка рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

6.1.7. Как проверяется и регулируется зацепление ролика с червяком в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53.

6.1.8. Устройство, работа, и регулировки реечного рулевого управления автомобиля ВАЗ-2109.

6.1.9. Устройство, работа, и регулировки винтового рулевого управления автомобиля ЗиЛ-4314.

6.1.10. Устройство, работа, и регулировки комбинированного рулевого управления автомобиля МАЗ-5335.

6.1.11. Как проверяются и регулируются шарнирные соединения рулевых тяг.

6.1.12. Устройство и работа рулевого управления трактора МТЗ-80. Как регулируется зацепление сектора с рейкой в рулевом механизме трактора МТЗ-80.

6.1.13. Устройство и работа рулевого управления трактора К-701.

6.1.14. Какие операции по уходу за рулевым управлением выполняются при техническом обслуживании.

Вопросы для отчета.

6.2.1. Выполнить схемы: развала колес, схождения колес, поперечного наклона шкворня, продольного наклона шкворня. Объяснить их назначение.

6.2.2. Выполнить схемы управления колесными машинами: поворотом передних колес, поворотом передних и задних колес, поворотом передних и задних колес, поворотом полурам вокруг соединяющего их шарнира. Привести преимущества и недостатки каждого из способов.

6.2.3. Выполнить схему рулевого управления трактора МТЗ-80.

6.2.4. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-80.

6.2.5. Выполнить схему объемного гидравлического управления трактора Т-150К. Указать потоки масла.

6.2.6. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗиЛ-4314-10.

6.2.7. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40.

6.2.8. Выполнить схему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2109.

6.2.9. Выполнить схему рулевого управления автомобиля УАЗ-3151.

6.2.10. Выполнить схему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2106.

6.2.11. Какие травмобезопасные устройства применяют в рулевых управлении.

6.2.12. Заполнить таблицу данными по рулевым управлениям тракторов и автомобилей:

Показатели МТЗ-80 Т-150К ГАЗ-3302 ЗиЛ-4314 ВАЗ-2109 ВАЗ-2106 КамАЗ-5320 ЛиАЗ-5256
Тип управления                
Наличие гидроусилителя.                
Свободный ход рулевого колеса, град.                
Величина схождения колес, мм                
Развал колес, град.                
Поперечный наклон шкворня, град.                
Продольный наклон шкворня, град.                
Тип рулевого механизма                
Передаточное число рулевого механизма                
Тип рулевого привода и рулевой трапеции                

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

тема: Тормозные системы тракторов и автомобилей.

Вопросы для контроля.

7.1.1. Назначение тормозной системы тракторов и автомобилей.

7.1.2. Какие основные требования предъявляются к тормозной системе тракторов и автомобилей.

7.1.3. Типы колесных и центральных тормозов, их сравнительная оценка.

7.1.4. Типы приводов тормозов в тракторах и автомобилях, их сравнительная оценка.

7.1.5. Устройство, работа и регулировки тормозной системы с гидравлическим приводом.

7.1.6. Устройство и работа колесного колодочного тормоза.

7.1.7. Устройство и работа колесного дискового тормоза.

7.1.8. Устройство и работа ленточного тормоза.

7.1.9. Назначение приводов тормозов.

7.1.10. Устройство и работа главного тормозного цилиндра тормозов с гидроприводом.

7.1.11. Устройство и работа компрессора в тормозной системе с пневматическим приводом.

7.1.12. На какое давление регулируется регулятор давления тормозной системе с пневматическим приводом.

7.1.13. Назначение, устройство и работа тормозных кранов управления тормозной системе с пневматическим приводом.

7.1.14. Устройство и работа тормозных камер тормозной системы с пневматическим приводом.

7.1.15. Признаки попадания в тормозную систему с пневматическим приводом воздуха.

7.1.16. Причина увода автомобиля или трактора в сторону при торможении.

7.1.17. Какие типы тормозов применяются в гусеничных тракторах.

7.1.18. Как определить эффективность действия тормозов.

7.1.19. Какие причины увеличения свободного хода педали тормозов с гидроприводом.

7.1.20. Как отрегулировать свободный ход педали тормоза с гидроприводом (на примере ГАЗ-53).

7.1.21. В чем состоит проверка тормозов с гидроприводом

Вопросы для отчета.

7.2.1. Заполнить таблицу 7.1 по тормозным системам тракторов и автомобилей.

Марки Показатели МТЗ-80 Т-150К ДТ-75М ГАЗ-3307 ЗИЛ-4331
Тип тормозов          
Тип привода тормозов          
Давление в системе, МПа.          
Свободный ход педали, мм.          
Возможность управления тормозами прицепа.          
Тип привода тормозов прицепа.          

7.2.2. Выполнить схемы колодочного, ленточного и дискового тормозов. Привести преимущества и недостатки каждого. Объяснить устройство и принцип работы.

7.2.3. Выполнить схемы тормозной системы с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем тормозов. На примере ГАЗ-3307(53А). Объяснить устройство и принцип работы.

7.2.4. Выполнить схему регулятора давления задних колес автомобиля ВАЗ-2101-07. Объяснить устройство и принцип работы.

7.2.5. Выполнить схемы пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-4331(130) с комбинированным тормозным краном и схемой прицепа. Объяснить устройство и принцип работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.

Вопросы для контроля,

8.1.1. Назначение гидравлических навесных систем.

8.1.2. Классификация гидравлических навесных систем.

8.1.3. Преимущества и недостатки моноблочных систем.

8.1.4. Преимущества и недостатки комбинированных гидросистем.

8.1.5. Преимущества раздельно-агрегатной гидросистемы.

8.1.6. В чем состоит унификация раздельно-агрегатной гидросистемы.

8.1.7. Уяснить назначение гидросистемы.

8.1.8. Выяснить обязательную совокупность узлов раздельно-агрегатной гидросистемы и последовательность их соединения.

8.1.9. Узнать назначение каждого узла и примерное конструктивное исполнение.

8.1.10. Выяснить схему расположения узлов гидросистем тракторов Т-150К, К-701.и ДТ-75.

8.1.11. Определить отличие гидросистемы МТЗ-80 от гидросистем других тракторов.

8.1.12. Разобраться с назначением гидроувеличителя сцепного веса, позиционного и силового регуляторов.

8.1.13. Уяснить принцип соединения узлов гидросистемы МТЗ-80.

8.1.14. Разобрать устройство механизма навески тракторов.

8.1.15. Разобраться с возможностью переналадки навески на двухточечную и трехточечную схемы.

Вопросы для отчета.

8.2.1. Составить принципиальную схему гидравлической системы.

8.2.2. Составить принципиальную схему механизма навески.

Лабораторная работа №9

Вопросы для контроля.

9.1.1. Основные пути реализации мощности тракторного двигателя;

9.1.2. Назначение рабочего оборудования трактора, что к нему относится.

9.1.3. Назначение вспомогательного оборудования тракторов.

9.1.4. Назначение и классификация валов отбора мощности (ВОМ).

9.1.5. Назначение прицепной серьги трактора, буксирного устройства, гидрофицированного крюка.

9.1.6. Назначение приводного шкива, на каких тракторах они устанавливаются.

Порядок работы

Изучить устройство и работу:

а) прицепного устройства трактора;

б) приводного шкива;

в) заднего вала отбора мощности тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82;

г) вала отбора мощности тракторов Т-150, Т-150К;

Вопросы для отчета.

9.3.1. Составить схему двухскоростного привода ВОМ тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

9.3.2. Ответить на вопросы:

1) Какие регулировки имеет прицепное устройство трактора.

2) От каких узлов трактора приводится в действие приводной шкив.

3) Что такое задний, боковой и передний ВОМ.

4) Какая частота вращения установлена стандартом для ВОМ.

5) Что такое синхронный ВОМ, где он применяется.

6) Что такое зависимый, частично зависимый и независимый ВОМ.

7) Устройство двухступенчатого редуктора ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82.

8) Устройство и работа планетарного редуктора ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Как он включается.

9) Основные узлы редуктора ВОМ трактора Т-150, Т-150К. Их назначение.

10)Работа многодисковой гидроподжимной муфты сцепления регулятора ВОМ.

11)Чем гасятся усилия, возникающие при взаимодействии автомобиля и прицепа.

12)Как передается нагрузка от собственного веса полуприцепа на дорогу.

13)Работа подъемного механизма автомобиля-самосвала.

14)Для чего и как регулируется сиденье тракториста.

15)Какие устройства служат для поддержания микроклимата в кабине.

Список литературы.

1. Болтинский В.И. и др. Тракторы и автомобили. М,: Колос, 1970.

2. Гуревич Л.М. и Сорокин Е.М. Тракторы и автомобили. М,: Колос, 1978.

3. Гельман Б.У. Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы. М,: Высшая школа, 1978.

4. Практикум по тракторам и автомобилям /под ред. Б.М. Гельмана/ М,: Колос, I983.

5. Новые тракторы и автомобили /под ред. В.А. Скотникова. М,: Колос, 1983.

6. Тракторы МТЗ-80 и МТУ-82 /под ред. В.А. Ксеневича. М,: Колос, 1984.

7. Банников С. А., Родичев В.Л. Тракторы T-I50 к T-I50K. М,: Высшая школа, 1984.

8. Богатырёв А.В. Гусеничные тракторы. М,: Колос, 1984.

9. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М,: Машиностроение, 1977.

10. Заводские руководства по тракторам Т-25А, Т-40Д, по автомобилям ГА8-55А, ЗиЛ-150 и КАМАЗ.

12. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчёта, М,: Машиностроение, 1989.

ФГОУ ВПО

РЯЗАНСКий ГОСУДАРСТВЕННый Агротехнологический

университет

им. проф. П.А.КОСТЫЧЕВА

Кафедра "Автомобили и тракторы"

Лабораторные работы

по дисциплине: «Тракторы и автомобили»

Выполнил: студент 3 курса группы ____

___________________________________

___________________________________

Принял: Кочетков А.С.

Рязань. 2010 г.

Введение.

лабораторные работы по курсу "Конструкция тракторов и автомобилей" составлены в соответствии с программой для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 31.13.00 – «Механизация сельского хозяйства».

Распределение времени по темам определяется календарно-тематическими планами, утверждёнными на каждый семестр.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале.

Основные объекты изучения - наиболее распространённые в области тракторы (МТЗ-80, T-I50K, ДТ-75М ) и автомобили (ГАЗ-3307 и ЗиЛ-4331).

При изучении отдельных узлов и систем их конструкции рассматриваются на тракторах T-150K, K-70I, T-I50 и автомобиле КАМАЗ.

1. Порядок выполнения лабораторных работ

1.1. Лабораторные работы выполняются студентами в лабора­ториях кафедры в соответствии с календарно-тематическим планом

1.2. В процессе подготовки по изучаемому вопросу студента;

должен уяснить следующие основные моменты:

- назначение узла, агрегата или устройства;

- требования, предъявляемые к конструкции, обеспечивающие выполнение функций;

- условия работы элемента конструкции;

- принцип действия;

- возможные варианты технических и конструктивных решений;

- области применения и перспективы развития конструкций изучаемых элементов самоходных машин.

1.5. К выполнению лабораторной работы студент должен проработать материал по рекомендуемой литературе, наглядным пособиям и оборудованию, имеющимся на кафедре.

1.6. Готовность студентов к очередному занятию проверяется преподавателем по вопросам для контроля, имеющимся перед каждой лабораторной работой (раздел I).

1.5. В начале лабораторной работы преподаватель проводит вводную беседу по изучаемой теме, излагая в ней основные вопросы и задачи.

1.6. После вводной беседы студенты внимательно знакомятся с содержанием задания по теме (раздел 2).

1.7. Используя рекомендуемое оборудование и пособия, натурные узлы, макеты, стенды, плакаты и литературу, студенты в рекомендуемой в разделе 2 последовательности изучают устройство, работу и регулировки систем и узлов.

1.8. После окончания работы студенты сдают рабочее место, оборудование и инструмент.

2. Составление и защита отчётов

2.1. Отчёт по каждой лабораторной работе выполняется студентом в соответствии с вопросами для отчёта (раздел 3).

2.2. Текстовые ответы и заполнение таблиц выполняется чернилами чертёжным почерком; схемы механизмов, систем, узлов и графики должны быть выполнены карандашом с применением чертёжных инструментов.

2.5. Отчёт о выполненной работе представляется преподавателю на очередном занятии. Зачёт по работе преподавателем подписью в конце отчёта с указанием даты приёма.

2.6. Общий зачёт по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, составления и защиты отчётов.

3. Проведение контроля знаний студентов по результатам лабораторных работ.

3.1. Контроль знаний студентов включает: контроль подготовки студентов к занятиям, защиты студентом отчётов и коллоквиумов.

3.2. Контроль подготовки студента к очередному занятию проводится в его начале по вопросам, помещённым в разделе I каждой лабораторной работы.

3.3. Защита студентами отчетов производится в начале очередной лабораторной работы.

3.4. Коллоквиум проводится в сроки, предусмотренные календарно-тематическим планом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

тема: Общее устройство и трансмиссия (силовая передача) с/х тракторов и автомобилей. Общие схемы.

Цель: изучить назначение, классификацию, общее устройство и трансмиссию с/х тракторов и автомобилей.

Оборудование и материалы: тракторы (или разрезы) Т-150К, МТЗ, Т-40, ДТ-75, автомобилей УАЗ-452, ВАЗ-2101, учебные плакаты.

1.1. Вопросы для контроля.

1.1.1. Классификация автомобилей и тракторов, индексация автомобилей в отечественной автомобильной промышленности.

1.1.2. Общее устройство автомобиля и трактора (составные элементы и их назначение).

1.1.3. Определение тягового усилия трактора. Типаж тракторов.

1.1.4. Назначение силовой передачи тракторов и автомобилей.

1.1.5. Как классифицируются силовые передачи тракторов и автомобилей.

1.1.6. Особенности устройства трансмиссии колесных и гусеничных тракторов.

1.1.7. Особенности устройства трансмиссии полноприводных машин.

1.1.8. Устройство и принцип работы гидротрансформатора.

1.1.9. Устройство и принцип работы гидрообъемной силовой передачи.

1.1.10. Устройство и принцип работы гидромеханической силовой передачи.

1.1.11. Как определить КПД трансмиссии.

1.1.12. Как определить передаточное число трансмиссии.

1.1.13. Преимущество и недостатки ступенчатых и бесступенчатых силовых передач тракторов и автомобилей.

1.1.14. Направление дальнейшего совершенствования механических силовых передач тракторов и автомобилей.

1.1.15. Особенности силовых передач тракторов семейства Т-150 и К-700.

1.2. Вопросы для отчета.

1.2.1. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора МТЗ-82 и нанести обозначение.

1.2.2. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора Т-150 и нанести обозначение.

1.2.3. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора КамАЗ-5320 и нанести обозначение.

1.2.4. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2106 и нанести обозначение.

1.2.5. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2111 и нанести обозначение.

1.2.6. Выполнить схему гидротрансформатора трактора ДТ-175С.

1.2.7. Составить классификацию автотранспорта.

1.2.8. Расшифровать обозначение: ВАЗ-21011, ВАЗ-2109 “Спутник”, КамАЗ-53212, ЛиАЗ-5256, ГАЗ-59034, ЛАЗ-42021, БелАЗ-7525, ЗИЛ-432722, ЗАЗ-1102”Таврия”.

1.2.9. Описать преимущества и недостатки гидрообъемных и гидромеханических силовых передач в сравнении с механическими.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

тема: Муфты сцепления. Промежуточные соединения.

Цель: Изучить назначение, устройство, работу и регулировки муфт сцепления, промежуточных соединений тракторов и автомобилей.

2.1 Вопросы для контроля.

2.1.1 В чем состоит назначение муфты сцепления трактора и автомобиля.

2.1.2 Как классифицируются муфты сцепления.

2.1.3 Устройство и работа постоянно замкнутой фрикционной муфты сцепления.

2.1.4 Устройство и работа непостоянно замкнутой фрикционной муфты сцепления. На каких тракторах она применяется.

2.1.5 В чем отличия, преимущества и недостатки постоянно и непостоянно замкнутых муфт сцепления.

2.1.6 От чего зависит и как регулируется свободный ход педали муфты сцепления.

2.1.7 Назначение сервопривода муфты сцепления.

2.1.8 Типы усилителей приводов муфты сцепления, применяемые в тракторах и автомобилях. Типы усилителей на тракторе Т-150К и автомобиле КамАЗ 5320.

2.1.9 Какие последствия работы муфты сцепления с буксованием.

2.1.10 Какие требования предъявляются к расположению концов отжимных рычагов и какое влияние на работу муфты сцепления оно оказывает.

2.1.11 Из какого материала изготавливаются фрикционные накладки, ведомый и нажимной диски сцепления.

2.1.12 Какие детали муфты сцепления подлежат периодической смазке.

2.1.13 Назначение промежуточного соединения. Где оно устанавливается на тракторе.

2.1.14 Устройство и работа промежуточного соединения с эластичным элементом.

2.1.15 Какой уход необходимо проводить за промежуточным соединением.

2.2 Вопросы для отчета.

2.2.1 Выполнить схему муфты сцепления трактора МТЗ-80, нанести обозначения и объяснить работу.

2.2.2 Выполнить схему двухдисковой муфты сцепления трактора Т-150К, нанести обозначения и объяснить работу.

2.2.3 Выполнить схему пневмогидроусилителя муфты сцепления автомобиля КамАЗ-5320, нанести обозначения и объяснить работу.

2.2.4 Какие причины могут вызвать буксование и '' ведет'' муфты сцепления. Как они устраняются.

2.2.5 Выполнить схему комбинированного промежуточного соединения тракторов К-700 и К-701.

2.2.6 Заполнить таблицу по муфтам сцепления и промежуточным соединениям:

Таблица 2.1

Марки Показатели МТЗ-80 ДТ-75М Т-150К ЗиЛ-130 КамАЗ-5320
Тип муфты сцепления          
Число ведомых дисков.          
Число отжимных дисков.        

Наши рекомендации