Тема: Муфты сцепления. Промежуточные соединения.
ФГОУ ВПО
РЯЗАНСКий ГОСУДАРСТВЕННый Агротехнологический
университет
им. проф. П.А.КОСТЫЧЕВА
Кафедра "Автомобили и тракторы"
Лабораторные работы
по дисциплине: «Тракторы и автомобили»
Выполнил: студент 3 курса группы ____
___________________________________
___________________________________
Принял: Кочетков А.С.
Рязань. 2010 г.
Введение.
лабораторные работы по курсу "Конструкция тракторов и автомобилей" составлены в соответствии с программой для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 31.13.00 – «Механизация сельского хозяйства».
Распределение времени по темам определяется календарно-тематическими планами, утверждёнными на каждый семестр.
К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале.
Основные объекты изучения - наиболее распространённые в области тракторы (МТЗ-80, T-I50K, ДТ-75М ) и автомобили (ГАЗ-3307 и ЗиЛ-4331).
При изучении отдельных узлов и систем их конструкции рассматриваются на тракторах T-150K, K-70I, T-I50 и автомобиле КАМАЗ.
1. Порядок выполнения лабораторных работ
1.1. Лабораторные работы выполняются студентами в лабораториях кафедры в соответствии с календарно-тематическим планом
1.2. В процессе подготовки по изучаемому вопросу студента;
должен уяснить следующие основные моменты:
- назначение узла, агрегата или устройства;
- требования, предъявляемые к конструкции, обеспечивающие выполнение функций;
- условия работы элемента конструкции;
- принцип действия;
- возможные варианты технических и конструктивных решений;
- области применения и перспективы развития конструкций изучаемых элементов самоходных машин.
1.5. К выполнению лабораторной работы студент должен проработать материал по рекомендуемой литературе, наглядным пособиям и оборудованию, имеющимся на кафедре.
1.6. Готовность студентов к очередному занятию проверяется преподавателем по вопросам для контроля, имеющимся перед каждой лабораторной работой (раздел I).
1.5. В начале лабораторной работы преподаватель проводит вводную беседу по изучаемой теме, излагая в ней основные вопросы и задачи.
1.6. После вводной беседы студенты внимательно знакомятся с содержанием задания по теме (раздел 2).
1.7. Используя рекомендуемое оборудование и пособия, натурные узлы, макеты, стенды, плакаты и литературу, студенты в рекомендуемой в разделе 2 последовательности изучают устройство, работу и регулировки систем и узлов.
1.8. После окончания работы студенты сдают рабочее место, оборудование и инструмент.
2. Составление и защита отчётов
2.1. Отчёт по каждой лабораторной работе выполняется студентом в соответствии с вопросами для отчёта (раздел 3).
2.2. Текстовые ответы и заполнение таблиц выполняется чернилами чертёжным почерком; схемы механизмов, систем, узлов и графики должны быть выполнены карандашом с применением чертёжных инструментов.
2.5. Отчёт о выполненной работе представляется преподавателю на очередном занятии. Зачёт по работе преподавателем подписью в конце отчёта с указанием даты приёма.
2.6. Общий зачёт по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, составления и защиты отчётов.
3. Проведение контроля знаний студентов по результатам лабораторных работ.
3.1. Контроль знаний студентов включает: контроль подготовки студентов к занятиям, защиты студентом отчётов и коллоквиумов.
3.2. Контроль подготовки студента к очередному занятию проводится в его начале по вопросам, помещённым в разделе I каждой лабораторной работы.
3.3. Защита студентами отчетов производится в начале очередной лабораторной работы.
3.4. Коллоквиум проводится в сроки, предусмотренные календарно-тематическим планом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
тема: Общее устройство и трансмиссия (силовая передача) с/х тракторов и автомобилей. Общие схемы.
Цель: изучить назначение, классификацию, общее устройство и трансмиссию с/х тракторов и автомобилей.
Оборудование и материалы: тракторы (или разрезы) Т-150К, МТЗ, Т-40, ДТ-75, автомобилей УАЗ-452, ВАЗ-2101, учебные плакаты.
1.1. Вопросы для контроля.
1.1.1. Классификация автомобилей и тракторов, индексация автомобилей в отечественной автомобильной промышленности.
1.1.2. Общее устройство автомобиля и трактора (составные элементы и их назначение).
1.1.3. Определение тягового усилия трактора. Типаж тракторов.
1.1.4. Назначение силовой передачи тракторов и автомобилей.
1.1.5. Как классифицируются силовые передачи тракторов и автомобилей.
1.1.6. Особенности устройства трансмиссии колесных и гусеничных тракторов.
1.1.7. Особенности устройства трансмиссии полноприводных машин.
1.1.8. Устройство и принцип работы гидротрансформатора.
1.1.9. Устройство и принцип работы гидрообъемной силовой передачи.
1.1.10. Устройство и принцип работы гидромеханической силовой передачи.
1.1.11. Как определить КПД трансмиссии.
1.1.12. Как определить передаточное число трансмиссии.
1.1.13. Преимущество и недостатки ступенчатых и бесступенчатых силовых передач тракторов и автомобилей.
1.1.14. Направление дальнейшего совершенствования механических силовых передач тракторов и автомобилей.
1.1.15. Особенности силовых передач тракторов семейства Т-150 и К-700.
1.2. Вопросы для отчета.
1.2.1. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора МТЗ-82 и нанести обозначение.
1.2.2. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора Т-150 и нанести обозначение.
1.2.3. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора КамАЗ-5320 и нанести обозначение.
1.2.4. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2106 и нанести обозначение.
1.2.5. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2111 и нанести обозначение.
1.2.6. Выполнить схему гидротрансформатора трактора ДТ-175С.
1.2.7. Составить классификацию автотранспорта.
1.2.8. Расшифровать обозначение: ВАЗ-21011, ВАЗ-2109 “Спутник”, КамАЗ-53212, ЛиАЗ-5256, ГАЗ-59034, ЛАЗ-42021, БелАЗ-7525, ЗИЛ-432722, ЗАЗ-1102”Таврия”.
1.2.9. Описать преимущества и недостатки гидрообъемных и гидромеханических силовых передач в сравнении с механическими.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Ходоуменьшители.
Цель: Изучить назначение, устройство, работу и техническое обслуживание КПП, раздаточных коробок и ходоуменьшителей.
Вопросы для контроля.
3.1.1. Назначение КПП.
3.1.2. Как классифицируются КПП.
3.1.3. Типы механических КПП. Объясните особенности каждого типа КПП.
3.1.4. Основные части и механизмы КПП.
3.1.5. Объясните необходимость использования на тракторах многоступенчатых КПП.
3.1.6. Назначение и работа синхронизаторов.
3.1.7. Какое преимущество имеют КПП, позволяющие переключать передачи без разрыва потока мощности.
3.1.8. Устройство и работа гидроподжимной муфты КПП трактора Т-150 и К-701.
3.1.9. Устройство и работа УКМ.
3.1.10. Назначение и работа фиксаторов и замков механизма переключения КПП.
3.1.11. Устройство КПП МТЗ-80.
3.1.12. Особенности устройства КПП тракторов Т-150 и К-701.
3.1.13. Устройство КПП ДТ-75.
3.1.14. Устройство КПП ГАЗ- 3307.
3.1.15. В чем состоит уход за КПП.
3.1.16. Какие масла применяются для КПП.
3.1.17. Устройство и работа раздаточных коробок трактора МТЗ-82 и автомобиля УАЗ-3151.
3.1.18. Устройство и работа ходоуменьшителя трактора МТЗ-80.
3.1.19. На каких сельскохозяйственных работах необходимо использование ходоуменьшителя.
3.2. Вопросы для отчета.
3.2.1. Выполнить схему КПП автомобиля ВАЗ-2109 и нанести обозначения.
3.2.2. Выполнить схему КПП автомобиля ЗИЛ-130 и нанести обозначения.
3.2.3. Выполнить кинематическую схему КПП трактора Т-150К и нанести обозначения.
3.2.4. Выполнить схему раздаточной коробки автомобиля УАЗ-3151 и нанести обозначения.
3.2.5. Выполнить схему раздаточной коробки автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» и нанести обозначения.
3.2.6. Выполнить схему синхронизаторов КПП автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-3307. Нанести обозначения.
3.2.7. Выполнить схему КПП автомобиля КамАЗ-5410 с делителем. Нанести обозначения.
3.2.8. Выполнить схему раздаточной коробки трактора МТЗ-80.
3.2.9. Заполните таблицу по КПП:
Таблица 3.1
Марки Показатели | МТЗ-80 | ДТ-75 | Т-150К | ГАЗ-3307 | КамАЗ-5320 |
1.Тип механизма переключения передач. | |||||
2.Наличие гидромуфт. | |||||
3.Наличие синхронизаторов. | |||||
4.Метод переключения передач. | |||||
5.Число валов. | |||||
6.Расположение валов. | |||||
7.Число передач заднего хода |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Вопросы для отчета.
4.2.1. Заполнить таблицу данными по ведущим мостам гусеничных тракторов:
Показатели | Тракторы | ||
ДТ-75М | Т-150 | ДТ-175С | |
Тип главной передачи | |||
Регулировка зацепления: шестерен главной передачи: - по длине зуба - по глубине зацепления | |||
Тип механизма поворота | |||
Нормальный свободный ход педали управления поворотом, мм | |||
Тип конечной передачи |
4.2.2. Выполнить схему планетарного механизма поворота трактора ДТ-75М и нанести обозначения.
4.2.3. Выполнить схему простого конического дифференциала и указать название его основных деталей.
4.2.4. Выполнить схему кулачкового дифференциала повышенного трения автомобиля ГАЗ-66-11.
4.2.5. Выполнить схему ведущего моста автомобиля ЗиЛ-130 и нанести обозначения.
4.2.6. Выполнить схему самоблокирующегося дифференциала повышенного трения трактора МТЗ-82 и нанести обозначения.
4.2.7. Заполнить таблицу данными по ведущим мостам автомобилей:
Показатели | Автомобили | ||||
ЗиЛ-130 | ВАЗ-2101 | МАЗ- | КаМАЗ-5320 | ГАЗ-66 | |
Тип главной передачи | |||||
Регулировка зацепления: шестерен главной передачи: -по длине зуба - по глубине зацепления | |||||
Тип дифференциала | |||||
Тип полуосей | |||||
Наличие и тип конечной передачи |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Вопросы для контроля.
5.1.1. Назначение ходовой части трактора. Какие элементы она включает?
5.1.2. Назначение ходовой части автомобиля. Какие элементы она включает?
5.1.3. Какими преимуществами обладает гусеничный движитель в сравнении с колесным?
5.1.4. Требования, предъявляемые к ходовой части трактора.
5.1.5. Требования, предъявляемые к ходовой части автомобиля.
5.1.6. Назначение подвески трактора и автомобиля.
5.1.7. Какие типы подвесок применяются в тракторах?
5.1.8. Какие подвески применяются в автомобилях?
5.1.9. Какое влияние на эксплуатационные качества трактора и условия труда механизатора оказывает подвеска трактора?
5.1.10. Устройство и работа амортизатора.
5.1.11. Способы изменения колеи тракторов.
5.1.12. Способы изменения дорожного просвета тракторов.
5.1.13. Классификация и маркировка пневматических шин.
5.1.14. Основные элементы камерной пневматической шины, их назначение.
5.1.15. Устройство и работа воздушного вентиля пневматической шины.
5.1.16. Какие типы гусеничных цепей применяются на тракторах?
5.1.17. Как осуществляется регулировка натяжения гусеничной цепи?
5.1.18. В чем заключается техническое обслуживание ходовой части гусеничного трактора?
5.1.19. В чем заключается техническое обслуживание ходовой части колесного трактора и автомобиля?
Вопросы для отчета.
5.2.1. Заполнить таблицу 5.1 данными ходовой части тракторов и автомобилей.
5.2.2. Выполнить схему ходовой части трактора ДТ-175.
5.2.3. Выполнить схему передней подвески автомобиля ЗИЛ-130.
5.2.4. Выполнить схему переднего моста трактора МТЗ-80.
5.2.5. Выполнить схему передней подвески автомобиля Ваз-2106 и ВАЗ-2109.
5.2.6. Выполнить схему двухтрубного гидравлического амортизатора.
5.2.7. Выполнить схему задней подвески автомобиля КамАЗ-5320.
5.2.8. Выполнить схему полужесткой подвески гусеничного трактора Т-100.
5.2.9. Выполнить схему подвески автобуса ЛиАЗ-677.
5.2.10. Выполнить схему задней подвески автомобиля ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109.
5.2.11. Выполнить схемы настройки ходовой части универсально-пропашных тракторов МТЗ-80, Т-40.
5.2.12. Выполнить схему разреза радиальной эластичной шины.
Таблица 5.1
Марки Показатели | МТЗ-80 | Т-150К | ДТ-75М | Т-40 | ВАЗ-2106 | ВАЗ-2109 | КамАЗ-5320 | ГАЗ-3110 | ЛиАЗ-677 |
Тип остова | |||||||||
Тип подвески | |||||||||
Тип движителя | |||||||||
Колесная формула | |||||||||
Размер шин: передних задних | |||||||||
Давление в шинах, МПа: передних задних | |||||||||
Дорожный просвет, мм | |||||||||
База трактора, мм | |||||||||
Колея, мм |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
Вопросы для контроля,
6.1.1. Какие требования предъявляются к рулевым управлениям тракторов и автомобилей.
6.1.2. Какие типы рулевых управлений применяются на колесных тракторах и автомобилях.
6.1.3. Основные элементы рулевого управления.
6.1.4. Назначение рулевой трапеции.
6.1.5. Устройство, работа, и регулировки червячного рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.
6.1.6. Как регулируются подшипники червяка рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.
6.1.7. Как проверяется и регулируется зацепление ролика с червяком в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53.
6.1.8. Устройство, работа, и регулировки реечного рулевого управления автомобиля ВАЗ-2109.
6.1.9. Устройство, работа, и регулировки винтового рулевого управления автомобиля ЗиЛ-4314.
6.1.10. Устройство, работа, и регулировки комбинированного рулевого управления автомобиля МАЗ-5335.
6.1.11. Как проверяются и регулируются шарнирные соединения рулевых тяг.
6.1.12. Устройство и работа рулевого управления трактора МТЗ-80. Как регулируется зацепление сектора с рейкой в рулевом механизме трактора МТЗ-80.
6.1.13. Устройство и работа рулевого управления трактора К-701.
6.1.14. Какие операции по уходу за рулевым управлением выполняются при техническом обслуживании.
Вопросы для отчета.
6.2.1. Выполнить схемы: развала колес, схождения колес, поперечного наклона шкворня, продольного наклона шкворня. Объяснить их назначение.
6.2.2. Выполнить схемы управления колесными машинами: поворотом передних колес, поворотом передних и задних колес, поворотом передних и задних колес, поворотом полурам вокруг соединяющего их шарнира. Привести преимущества и недостатки каждого из способов.
6.2.3. Выполнить схему рулевого управления трактора МТЗ-80.
6.2.4. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-80.
6.2.5. Выполнить схему объемного гидравлического управления трактора Т-150К. Указать потоки масла.
6.2.6. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗиЛ-4314-10.
6.2.7. Выполнить схему гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40.
6.2.8. Выполнить схему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2109.
6.2.9. Выполнить схему рулевого управления автомобиля УАЗ-3151.
6.2.10. Выполнить схему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2106.
6.2.11. Какие травмобезопасные устройства применяют в рулевых управлении.
6.2.12. Заполнить таблицу данными по рулевым управлениям тракторов и автомобилей:
Показатели | МТЗ-80 | Т-150К | ГАЗ-3302 | ЗиЛ-4314 | ВАЗ-2109 | ВАЗ-2106 | КамАЗ-5320 | ЛиАЗ-5256 |
Тип управления | ||||||||
Наличие гидроусилителя. | ||||||||
Свободный ход рулевого колеса, град. | ||||||||
Величина схождения колес, мм | ||||||||
Развал колес, град. | ||||||||
Поперечный наклон шкворня, град. | ||||||||
Продольный наклон шкворня, град. | ||||||||
Тип рулевого механизма | ||||||||
Передаточное число рулевого механизма | ||||||||
Тип рулевого привода и рулевой трапеции |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.
тема: Тормозные системы тракторов и автомобилей.
Вопросы для контроля.
7.1.1. Назначение тормозной системы тракторов и автомобилей.
7.1.2. Какие основные требования предъявляются к тормозной системе тракторов и автомобилей.
7.1.3. Типы колесных и центральных тормозов, их сравнительная оценка.
7.1.4. Типы приводов тормозов в тракторах и автомобилях, их сравнительная оценка.
7.1.5. Устройство, работа и регулировки тормозной системы с гидравлическим приводом.
7.1.6. Устройство и работа колесного колодочного тормоза.
7.1.7. Устройство и работа колесного дискового тормоза.
7.1.8. Устройство и работа ленточного тормоза.
7.1.9. Назначение приводов тормозов.
7.1.10. Устройство и работа главного тормозного цилиндра тормозов с гидроприводом.
7.1.11. Устройство и работа компрессора в тормозной системе с пневматическим приводом.
7.1.12. На какое давление регулируется регулятор давления тормозной системе с пневматическим приводом.
7.1.13. Назначение, устройство и работа тормозных кранов управления тормозной системе с пневматическим приводом.
7.1.14. Устройство и работа тормозных камер тормозной системы с пневматическим приводом.
7.1.15. Признаки попадания в тормозную систему с пневматическим приводом воздуха.
7.1.16. Причина увода автомобиля или трактора в сторону при торможении.
7.1.17. Какие типы тормозов применяются в гусеничных тракторах.
7.1.18. Как определить эффективность действия тормозов.
7.1.19. Какие причины увеличения свободного хода педали тормозов с гидроприводом.
7.1.20. Как отрегулировать свободный ход педали тормоза с гидроприводом (на примере ГАЗ-53).
7.1.21. В чем состоит проверка тормозов с гидроприводом
Вопросы для отчета.
7.2.1. Заполнить таблицу 7.1 по тормозным системам тракторов и автомобилей.
Марки Показатели | МТЗ-80 | Т-150К | ДТ-75М | ГАЗ-3307 | ЗИЛ-4331 |
Тип тормозов | |||||
Тип привода тормозов | |||||
Давление в системе, МПа. | |||||
Свободный ход педали, мм. | |||||
Возможность управления тормозами прицепа. | |||||
Тип привода тормозов прицепа. |
7.2.2. Выполнить схемы колодочного, ленточного и дискового тормозов. Привести преимущества и недостатки каждого. Объяснить устройство и принцип работы.
7.2.3. Выполнить схемы тормозной системы с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем тормозов. На примере ГАЗ-3307(53А). Объяснить устройство и принцип работы.
7.2.4. Выполнить схему регулятора давления задних колес автомобиля ВАЗ-2101-07. Объяснить устройство и принцип работы.
7.2.5. Выполнить схемы пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-4331(130) с комбинированным тормозным краном и схемой прицепа. Объяснить устройство и принцип работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.
Вопросы для контроля,
8.1.1. Назначение гидравлических навесных систем.
8.1.2. Классификация гидравлических навесных систем.
8.1.3. Преимущества и недостатки моноблочных систем.
8.1.4. Преимущества и недостатки комбинированных гидросистем.
8.1.5. Преимущества раздельно-агрегатной гидросистемы.
8.1.6. В чем состоит унификация раздельно-агрегатной гидросистемы.
8.1.7. Уяснить назначение гидросистемы.
8.1.8. Выяснить обязательную совокупность узлов раздельно-агрегатной гидросистемы и последовательность их соединения.
8.1.9. Узнать назначение каждого узла и примерное конструктивное исполнение.
8.1.10. Выяснить схему расположения узлов гидросистем тракторов Т-150К, К-701.и ДТ-75.
8.1.11. Определить отличие гидросистемы МТЗ-80 от гидросистем других тракторов.
8.1.12. Разобраться с назначением гидроувеличителя сцепного веса, позиционного и силового регуляторов.
8.1.13. Уяснить принцип соединения узлов гидросистемы МТЗ-80.
8.1.14. Разобрать устройство механизма навески тракторов.
8.1.15. Разобраться с возможностью переналадки навески на двухточечную и трехточечную схемы.
Вопросы для отчета.
8.2.1. Составить принципиальную схему гидравлической системы.
8.2.2. Составить принципиальную схему механизма навески.
Лабораторная работа №9
Вопросы для контроля.
9.1.1. Основные пути реализации мощности тракторного двигателя;
9.1.2. Назначение рабочего оборудования трактора, что к нему относится.
9.1.3. Назначение вспомогательного оборудования тракторов.
9.1.4. Назначение и классификация валов отбора мощности (ВОМ).
9.1.5. Назначение прицепной серьги трактора, буксирного устройства, гидрофицированного крюка.
9.1.6. Назначение приводного шкива, на каких тракторах они устанавливаются.
Порядок работы
Изучить устройство и работу:
а) прицепного устройства трактора;
б) приводного шкива;
в) заднего вала отбора мощности тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82;
г) вала отбора мощности тракторов Т-150, Т-150К;
Вопросы для отчета.
9.3.1. Составить схему двухскоростного привода ВОМ тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
9.3.2. Ответить на вопросы:
1) Какие регулировки имеет прицепное устройство трактора.
2) От каких узлов трактора приводится в действие приводной шкив.
3) Что такое задний, боковой и передний ВОМ.
4) Какая частота вращения установлена стандартом для ВОМ.
5) Что такое синхронный ВОМ, где он применяется.
6) Что такое зависимый, частично зависимый и независимый ВОМ.
7) Устройство двухступенчатого редуктора ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82.
8) Устройство и работа планетарного редуктора ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Как он включается.
9) Основные узлы редуктора ВОМ трактора Т-150, Т-150К. Их назначение.
10)Работа многодисковой гидроподжимной муфты сцепления регулятора ВОМ.
11)Чем гасятся усилия, возникающие при взаимодействии автомобиля и прицепа.
12)Как передается нагрузка от собственного веса полуприцепа на дорогу.
13)Работа подъемного механизма автомобиля-самосвала.
14)Для чего и как регулируется сиденье тракториста.
15)Какие устройства служат для поддержания микроклимата в кабине.
Список литературы.
1. Болтинский В.И. и др. Тракторы и автомобили. М,: Колос, 1970.
2. Гуревич Л.М. и Сорокин Е.М. Тракторы и автомобили. М,: Колос, 1978.
3. Гельман Б.У. Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы. М,: Высшая школа, 1978.
4. Практикум по тракторам и автомобилям /под ред. Б.М. Гельмана/ М,: Колос, I983.
5. Новые тракторы и автомобили /под ред. В.А. Скотникова. М,: Колос, 1983.
6. Тракторы МТЗ-80 и МТУ-82 /под ред. В.А. Ксеневича. М,: Колос, 1984.
7. Банников С. А., Родичев В.Л. Тракторы T-I50 к T-I50K. М,: Высшая школа, 1984.
8. Богатырёв А.В. Гусеничные тракторы. М,: Колос, 1984.
9. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М,: Машиностроение, 1977.
10. Заводские руководства по тракторам Т-25А, Т-40Д, по автомобилям ГА8-55А, ЗиЛ-150 и КАМАЗ.
12. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчёта, М,: Машиностроение, 1989.
ФГОУ ВПО
РЯЗАНСКий ГОСУДАРСТВЕННый Агротехнологический
университет
им. проф. П.А.КОСТЫЧЕВА
Кафедра "Автомобили и тракторы"
Лабораторные работы
по дисциплине: «Тракторы и автомобили»
Выполнил: студент 3 курса группы ____
___________________________________
___________________________________
Принял: Кочетков А.С.
Рязань. 2010 г.
Введение.
лабораторные работы по курсу "Конструкция тракторов и автомобилей" составлены в соответствии с программой для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 31.13.00 – «Механизация сельского хозяйства».
Распределение времени по темам определяется календарно-тематическими планами, утверждёнными на каждый семестр.
К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале.
Основные объекты изучения - наиболее распространённые в области тракторы (МТЗ-80, T-I50K, ДТ-75М ) и автомобили (ГАЗ-3307 и ЗиЛ-4331).
При изучении отдельных узлов и систем их конструкции рассматриваются на тракторах T-150K, K-70I, T-I50 и автомобиле КАМАЗ.
1. Порядок выполнения лабораторных работ
1.1. Лабораторные работы выполняются студентами в лабораториях кафедры в соответствии с календарно-тематическим планом
1.2. В процессе подготовки по изучаемому вопросу студента;
должен уяснить следующие основные моменты:
- назначение узла, агрегата или устройства;
- требования, предъявляемые к конструкции, обеспечивающие выполнение функций;
- условия работы элемента конструкции;
- принцип действия;
- возможные варианты технических и конструктивных решений;
- области применения и перспективы развития конструкций изучаемых элементов самоходных машин.
1.5. К выполнению лабораторной работы студент должен проработать материал по рекомендуемой литературе, наглядным пособиям и оборудованию, имеющимся на кафедре.
1.6. Готовность студентов к очередному занятию проверяется преподавателем по вопросам для контроля, имеющимся перед каждой лабораторной работой (раздел I).
1.5. В начале лабораторной работы преподаватель проводит вводную беседу по изучаемой теме, излагая в ней основные вопросы и задачи.
1.6. После вводной беседы студенты внимательно знакомятся с содержанием задания по теме (раздел 2).
1.7. Используя рекомендуемое оборудование и пособия, натурные узлы, макеты, стенды, плакаты и литературу, студенты в рекомендуемой в разделе 2 последовательности изучают устройство, работу и регулировки систем и узлов.
1.8. После окончания работы студенты сдают рабочее место, оборудование и инструмент.
2. Составление и защита отчётов
2.1. Отчёт по каждой лабораторной работе выполняется студентом в соответствии с вопросами для отчёта (раздел 3).
2.2. Текстовые ответы и заполнение таблиц выполняется чернилами чертёжным почерком; схемы механизмов, систем, узлов и графики должны быть выполнены карандашом с применением чертёжных инструментов.
2.5. Отчёт о выполненной работе представляется преподавателю на очередном занятии. Зачёт по работе преподавателем подписью в конце отчёта с указанием даты приёма.
2.6. Общий зачёт по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, составления и защиты отчётов.
3. Проведение контроля знаний студентов по результатам лабораторных работ.
3.1. Контроль знаний студентов включает: контроль подготовки студентов к занятиям, защиты студентом отчётов и коллоквиумов.
3.2. Контроль подготовки студента к очередному занятию проводится в его начале по вопросам, помещённым в разделе I каждой лабораторной работы.
3.3. Защита студентами отчетов производится в начале очередной лабораторной работы.
3.4. Коллоквиум проводится в сроки, предусмотренные календарно-тематическим планом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
тема: Общее устройство и трансмиссия (силовая передача) с/х тракторов и автомобилей. Общие схемы.
Цель: изучить назначение, классификацию, общее устройство и трансмиссию с/х тракторов и автомобилей.
Оборудование и материалы: тракторы (или разрезы) Т-150К, МТЗ, Т-40, ДТ-75, автомобилей УАЗ-452, ВАЗ-2101, учебные плакаты.
1.1. Вопросы для контроля.
1.1.1. Классификация автомобилей и тракторов, индексация автомобилей в отечественной автомобильной промышленности.
1.1.2. Общее устройство автомобиля и трактора (составные элементы и их назначение).
1.1.3. Определение тягового усилия трактора. Типаж тракторов.
1.1.4. Назначение силовой передачи тракторов и автомобилей.
1.1.5. Как классифицируются силовые передачи тракторов и автомобилей.
1.1.6. Особенности устройства трансмиссии колесных и гусеничных тракторов.
1.1.7. Особенности устройства трансмиссии полноприводных машин.
1.1.8. Устройство и принцип работы гидротрансформатора.
1.1.9. Устройство и принцип работы гидрообъемной силовой передачи.
1.1.10. Устройство и принцип работы гидромеханической силовой передачи.
1.1.11. Как определить КПД трансмиссии.
1.1.12. Как определить передаточное число трансмиссии.
1.1.13. Преимущество и недостатки ступенчатых и бесступенчатых силовых передач тракторов и автомобилей.
1.1.14. Направление дальнейшего совершенствования механических силовых передач тракторов и автомобилей.
1.1.15. Особенности силовых передач тракторов семейства Т-150 и К-700.
1.2. Вопросы для отчета.
1.2.1. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора МТЗ-82 и нанести обозначение.
1.2.2. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора Т-150 и нанести обозначение.
1.2.3. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора КамАЗ-5320 и нанести обозначение.
1.2.4. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2106 и нанести обозначение.
1.2.5. Вычертить схему трансмиссии (силовой передачи) трактора ВАЗ-2111 и нанести обозначение.
1.2.6. Выполнить схему гидротрансформатора трактора ДТ-175С.
1.2.7. Составить классификацию автотранспорта.
1.2.8. Расшифровать обозначение: ВАЗ-21011, ВАЗ-2109 “Спутник”, КамАЗ-53212, ЛиАЗ-5256, ГАЗ-59034, ЛАЗ-42021, БелАЗ-7525, ЗИЛ-432722, ЗАЗ-1102”Таврия”.
1.2.9. Описать преимущества и недостатки гидрообъемных и гидромеханических силовых передач в сравнении с механическими.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
тема: Муфты сцепления. Промежуточные соединения.
Цель: Изучить назначение, устройство, работу и регулировки муфт сцепления, промежуточных соединений тракторов и автомобилей.
2.1 Вопросы для контроля.
2.1.1 В чем состоит назначение муфты сцепления трактора и автомобиля.
2.1.2 Как классифицируются муфты сцепления.
2.1.3 Устройство и работа постоянно замкнутой фрикционной муфты сцепления.
2.1.4 Устройство и работа непостоянно замкнутой фрикционной муфты сцепления. На каких тракторах она применяется.
2.1.5 В чем отличия, преимущества и недостатки постоянно и непостоянно замкнутых муфт сцепления.
2.1.6 От чего зависит и как регулируется свободный ход педали муфты сцепления.
2.1.7 Назначение сервопривода муфты сцепления.
2.1.8 Типы усилителей приводов муфты сцепления, применяемые в тракторах и автомобилях. Типы усилителей на тракторе Т-150К и автомобиле КамАЗ 5320.
2.1.9 Какие последствия работы муфты сцепления с буксованием.
2.1.10 Какие требования предъявляются к расположению концов отжимных рычагов и какое влияние на работу муфты сцепления оно оказывает.
2.1.11 Из какого материала изготавливаются фрикционные накладки, ведомый и нажимной диски сцепления.
2.1.12 Какие детали муфты сцепления подлежат периодической смазке.
2.1.13 Назначение промежуточного соединения. Где оно устанавливается на тракторе.
2.1.14 Устройство и работа промежуточного соединения с эластичным элементом.
2.1.15 Какой уход необходимо проводить за промежуточным соединением.
2.2 Вопросы для отчета.
2.2.1 Выполнить схему муфты сцепления трактора МТЗ-80, нанести обозначения и объяснить работу.
2.2.2 Выполнить схему двухдисковой муфты сцепления трактора Т-150К, нанести обозначения и объяснить работу.
2.2.3 Выполнить схему пневмогидроусилителя муфты сцепления автомобиля КамАЗ-5320, нанести обозначения и объяснить работу.
2.2.4 Какие причины могут вызвать буксование и '' ведет'' муфты сцепления. Как они устраняются.
2.2.5 Выполнить схему комбинированного промежуточного соединения тракторов К-700 и К-701.
2.2.6 Заполнить таблицу по муфтам сцепления и промежуточным соединениям:
Таблица 2.1
Марки Показатели | МТЗ-80 | ДТ-75М | Т-150К | ЗиЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Тип муфты сцепления | |||||
Число ведомых дисков. | |||||
Число отжимных дисков. |