Типовое оборудование командно-диспетчерского пункта (КДП) и стартового командного пункта (СКП) средствами связи и РТО.
Для организации работ лицами группы руководства полетами КДП оснащается типовым оборудованием.
Рабочее место руководителя полетов должно обеспечивать возможность осуществления руководства полетами в дальней, ближней зонах, при рулении, а также руководство средствами РТО аэродрома.
Рабочее место руководителя полетов должно иметь следующее оборудование:
пульт руководителя;
аппаратуру отображения информации ДРЛ и АРП;
аппаратуру отображения информации от РЛС метрового диапазона или аппаратуру отображения информации РСБН;
органы управления радиостанциями;
аппаратуру громкоговорящей и телефонной связи;
органы управления каналом передачи команд через ПАР;
индикаторы световой сигнализации;
индикатор единого времени.
Рабочее место РБЗ должно обеспечивать возможность управления экипажами ЛА в ближней зоне (до 15 км) и обеспечивать их вывод в зону посадки.
У РБЗ должно находиться следующее оборудование:
пульт руководителя;
аппаратура отображения информации ДРЛ и АРП;
аппаратура отображения информации ПРЛ (индикатор глиссады);
аппаратура отображения информации РСБН;
органы управления радиостанциями;
аппаратура отображения информации от РЛС метрового диапазона;
блок отображения навигационной информации (вторичной радиолокации) и пульт управления им;
аппаратура громкоговорящей и телефонной связи;
индикатор единого времени.
Рабочее место руководителя зоны посадки должно обеспечивать формирование потоков заходящих на посадку ЛА, управление ими в процессе разворота на посадочный курс и в процессе посадки до высоты принятия решения летчиком.
Рабочее место руководителя зоны посадки оборудуется следующей аппаратурой:
пультом руководителя;
аппаратурой отображения информации ДРЛ и АРП;
аппаратурой отображения информации ПРЛ;
органами управления радиостанциями;
аппаратурой громкоговорящей и телефонной связи;
индикатором световой сигнализации ВПП ЗАНЯТА;
индикатором единого времени.
Рабочее место помощника руководителя полетов должно обеспечивать
возможность визуального контроля за конечным этапом захода на посадку ЛА и передачу летчику соответствующей информации через связные радиостанции.
Помощник руководителя полетов должен иметь следующее оборудование:
пульт руководителя;
органы управления радиостанциями;
аппаратуру громкоговорящей и телефонной связи;
органы управления каналом передачи команд через ПАР;
индикаторы световой сигнализации;
индикатор единого времени.
Оборудование рабочих мест руководителя полетов, руководителя ближней зоны и руководителя зоны посадки организационно входит, в основном, в состав выносных индикаторов системы посадки (ВИСП) и дополнительно включает в себя МВ, ДМВ, и КВ радиостанции, не входящие в состав ВИСП.
Кроме того, на КДП организуется пункт объективного контроля, оборудованный магнитофонами типа П-500, передающим радиоцентром, а также оборудуется рабочее место дежурного по связи и РТО.
В настоящее время для оборудования КДП наибольшее распространение получила аппаратура ВИСП-75Т.
Аппаратура ВИСП-75Т предназначена для управления полетами и посадкой самолетов с КДП аэродромов и индивидуального опознавания самолетов при одновременной работе со следующими радиотехническими средствами:
посадочным и диспетчерским радиолокаторами одной из систем:
РСП-6,РСП-6М, РСП-6МН, РСП-6М2, РСП-7Т, РСП-10, РСП-8, РСП-8К;
обзорным радиолокатором 1РЛ14 или 1РЛ131;
системой ближней навигации РСБН-4Н;
автоматическими радиопеленгаторами типов: АРП-6, АРП-10, АРП-11;
радиостанциями связи КВ, УКВ, ДЦВ диапазонов: РАС - УКВ, РСИУ - 4,Р-801В, Р-802, Р-8ОЗ, Р-832, установленными на КДП или на РСП-6М2 приналичии подземной линии связи;
светотехническим оборудованием аэродрома;
Имеется возможность сопряжения с выносными индикаторами радиолокационного комплекса ПРЛ-5Е.
Максимальное удаление ВИСП-75Т от РСП при сопряжении посредством кабельной линии - 3 км. При сопряжении посредством радиотрансляционной линии (РТЛ) «Транзит» - 5 км. Максимальное удаление выносных индикаторов обзорных радиолокаторов 1РЛ14 и 1РЛ131 - 0,5 км и 0,3 км соответственно. Удаление от аппаратуры воспроизведения РСП-8К и выносного индикатора РСБН-4Н не должно превышать 15 км.
В состав аппаратуры ВИСП-75Т входят: аппаратура отображения навигационной информации (ОНИ); рабочее место руководителя полетов; рабочее место руководителя зоны посадки; рабочее место руководителя ближней зоны; шкаф сопряжения и обработки информации; аппаратура фоторегистрации (прибор ПАУ-476-1);эшелонатор - для фиксации положения самолетов в различных зонах полетов;шкаф коммутации выносных устройств К-82;стойка коммутации радиосвязи и питания;кроссы;аппаратура ГГС П-156.
Для контроля и оценки работоспособности аппаратуры ОНИ придаетсяимитатор ответных сигналов ИОС-ОК-71. В состав КИА входит комбинированный измерительный прибор Ц 4340 и универсальный осциллограф С1-73. Аппаратура ВИСП-75Т обеспечивает:
наблюдение радиолокационной обстановки на выносных радиолокационных индикаторах и измерение координат ЛА;
дистанционное управление оперативными органами диспетчерского ипосадочного радиолокаторов РСП-6, РСП-7Т, РСП-8, РСП-10;
дистанционный контроль на КДП положения антенн посадочных радиолокаторов РСП-6, РСП-7Т, РСП-8, РСП-10;
сопряжение и оперативное управление радиостанциями связи;
сопряжение пультов со светотехническим оборудованием аэродромов иоперативное управление данным оборудованием с пультов;
отображение на цифровом табло информации о направлении посадки,номере борта и метеообстановке, вводимой как непосредственно, так идистанционно;
совмещение радиолокационной обстановки на экранах ИКО с отображением линии пеленга при сопряжении с УКВ пеленгаторами;
отображение на цифровом табло дополнительной полетной информации(бортовой номер, высота полета, остаток топлива и т.п.) от самолетов, оборудованных ответчиками СОМ-64;
определение местоположения самолетов, оборудованных ответчикамина ИКО;
автоматическое сопровождение выбранных оператором самолетов с непрерывным обновлением информации на цифровых индикаторах в темпе обзора РЛС и маркированием сопровождаемых самолетов на ИКО (до шести ЛА);
фиксацию размещения самолетов в различных зонах, осуществляемуюна штекерном электрическом эшелонаторепо докладам экипажей руководителю полетов:
фоторегистрацию процесса посадки на один кадр в условиях внешней
освещенности до 400 лк;
сопряжение и оперативное управление аэродромной тормозной установкой с пульта руководителя полетов;
оперативный контроль работоспособности и технических параметроваппаратуры с помощью встроенной системы контроля сигналов;
предварительную автономную проверку и настройку аппаратуры, а также обучение операторов с помощью встроенного имитатора радиолокационныхсигналов;
громкоговорящую телефонную связь КДП с радиолокационными станциями и другими службами аэродрома с помощью аппаратуры громкоговорящей связи П-156.
Технические характеристики ВИСП-75Т
Аппаратура ВИСП-75Т является стационарной аппаратурой, предназначенной для работы в наземных отапливаемых сооружениях.
1.Максимальное удаление аппаратуры ВИСП-75Т:
- от системы РСП-6, РСП-6М, РСП-6МН, РСП-6М2 (при сопряжении посредством кабельной линии), РСП-7Т, РСП-10 - 3 км;
-отОРЛ 1РЛ14-0,5км; -отОРЛ 1РЛ131-0,Зкм;
- от системы РСП-6М2 при сопряжении посредством РТЛ «Транзит» -км.
2. Количество индикаторов - 12.
3. Допустимая освещенность в плоскости экранов индикаторов - 1000 лк.
4. Масштабы дальности на индикаторах:
-ИК, ИГ - 20, 60 км;
-ИКО-50, 100,200 км;
-индикатора дальнего отображения (ИДО) - 100, 200, 350 км;
-индикатора навигационного (ИН) - 50, 200, 400 км.
5. Объем отображаемой информации на цифровом табло оператора - 27десятичных знаков.
6. Вместимость справочного журнала - 30 информационных карточек.
7.Вместимость кассеты фотоконтрольного прибора- 16 м.
8.Объем управления радиостанциями КДП:
-четыре канала УКВ (с резервированием);
-один канал ДЦВ (с резервированием);
-один канал КВ;
-один канал управления дальним приводом.
9.В шкафу сопряжения и обработки информации (ШСО) предусмотренорезервирование аппаратуры воспроизведения информации, включение резерваручное.
10.В пультах руководителя ближней зоны и руководителя посадки предусмотрено резервное подключение магнитофона МС-61 (или аналогичного)для документирования радиообмена с самолетами.
Функциональная связь аппаратуры ВИСП-75Т с радиолокационными станциями осуществляется через входной кабельный кросс К1.
При сопряжении аппаратуры с радиолокаторами посредством кабельной линии сигналы проходят через кабельный кросс К2, при этом передача импульсных сигналов происходит по радиочастотным кабелям, а низкочастотных сигналов и команд управления - по проводным линиям.
При сопряжении аппаратуры с системой РСП-6М2 посредством РТЛ «Транзит» входной кабельный кросс К1 сопрягается непосредственно с блоками устройства сопряжения РТЛ, расположенными на КДП.
Структурная схема ВИСП-75Т.
Радиолокационные сигналы пассивного канала диспетчерской и посадочной РЛС через входной кабельный кросс поступают на ШСО. В ШСО происходит отработка радиолокационных сигналов, формирование сигналов масштабных меток дальности и азимута, отметок положения антенн ПРЛ и трансляции сигналов на входы индикаторов, установленных на пультах рабочих мест, атакже на контрольные индикаторы: ИКО и комбинированный индикатор ПРЛ,установленные в ПЕСО.
Информация активного канала диспетчерской РЛС о бортовом номере, высоте и запросе топлива в закодированном виде с кросса К1 поступает на аппаратуру отображения навигационной информации ОНИ-75. В аппаратуре ОНИ-75 данная информация обрабатывается и отображается на цифровых табло, установленных на рабочем месте руководителя ближней зоны.
Кроме того, в аппаратуре ОНИ-75 формируется сигналы координатных меток самолетов, оборудованных ответчиками, находящихся в зоне действия диспетчерского радиолокатора. Отметки сопровождаемых самолетов формируются с маркерами - признаками номера строки цифрового табло ОНИ-75, где выписывается полетная информация данного самолета.
Сигналы координатных отметок активного канала поступают с аппаратуры ОНИ-75 в ШСО. Эти сигналы совместно с сигналами отметок самолетов пассивного канала поступают на индикаторы для обработки.
Команды дистанционного управления радиолокаторами с панелей управления, расположенных на пультах рабочих мест, через ШСО поступают в кабельный кросс К1 и транслируются на РЛС.
Радиолокационная информация диспетчерского радиолокатора отображается на ИКО, установленных на пультах руководителя полетов, руководителя ближней зоны и руководителя зоны посадки.
Радиолокационная информация обзорного радиолокатора отображается на индикаторе дальнего обзора, установленном на пульте руководителя полетов.
Информация системы ближней навигации отображается на навигационном индикаторе, установленном на пульте руководителя ближней зоны.
Радиолокационная информация посадочного радиолокатора отображается на индикаторах курса и глиссады, установленных на пультах руководителя ближней зоны и руководителя зоны посадки, а также на контрольном индикаторе, установленном на ШСО.
Метеоинформация, необходимая при руководстве полетами, отображается на центральном табло оператора (ЦТО), установленных на пульте руководителя полетов и руководителя зоны посадки.
Контроль информации, вводимой на ЦТО метеорологом, осуществляется на центральном табло метеоролога (ЦТМ), установленным на рабочем месте метеоролога.
Дистанционное управление РЛС осуществляется с панелей управления пультов:
диспетчерским радиолокатором - с пульта руководителя ближней зоны и пульта руководителя зоны посадки;
посадочным радиолокатором - с пульта руководителя зоны посадки и пульта руководителя ближней зоны.
Управление связанными радиостанциями, расположенными на КДП, осуществляется с панелей управления командной радиосвязи, расположенных на пультах рабочих мест, посредством стойки коммутации и радиосвязи.
Питание аппаратуры ВИСП-75Т осуществляется с помощью стойки СП-9, обеспечивающей преобразование сетевого напряжения 380/220В частотой 50Гц в напряжение 220В частотой 400Гц, являющееся первичным для всех источников питания аппаратуры.
Заключение
Таким образом, основное назначение КДП, СКП- обеспечение управления ЛА в ближней зоне, зоне посадки и в районе аэродрома, а также обеспечения взлета и посадки ЛА. Для решения этой задачи данные пункты управления оборудуются рабочими местами лиц группы руководства полетами, которые оснащаются типовым оборудованием средств связи и РТО.
Пункты управления аэродрома играют очень важную роль в обеспечении полетов и их безопасности. В связи с этим, поддержание в постоянной боевой готовности пунктов управления является важнейшей задачей для личного состава частей связи и РТО.
Преподаватель отдела ВВС
майор И.Оголь