По управлению качеством продукции
Для обеспечения качества продукции в международной практике применяются стандарты ISO серии 9000, изданные Комитетом Международной Организации Стандартов (ISO) в 1987 году, переизданные в 1994 году, и новые стандарты системы менеджмента качества, изданные в 2000 году. В настоящее время мировое сообщество использует рекомендации ISO как основу для разработки международных рекомендаций в различных сферах деятельности и национальных (государственных) стандартов качества. Наглядными примерами являются рекомендации ИКАО в области обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, соответствующие им национальные системы сертификации в области авиационной деятельности СНГ, США и Объединенной Европы. В качестве государственных стандартов качества продукции общего назначения, в основе которых лежат рекомендации ISO, можно привести стандарты Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и ряд других.
В обычной системе контроля качества продукции потребитель защищает свои интересы контролем ее соответствия предъявляемым техническим требованиям. Однако сплошной контроль всех промежуточных технологических операций изготовления продукции не всегда рационален, и, что самое главное, не позволяет в полной мере гарантировать стабильность качества продукции. Выборочный контроль дает риск производителя или риск потребителя.
Обеспечить гарантированное соответствие экземпляра продукции установленным требованиям и стабильность показателей каждого экземпляра позволяет развертывание на предприятии системы менеджмента качества, которая обеспечивает организацию производственной деятельности и управление процессами выпуска продукции. В настоящее время широкое применение нашли системы менеджмента качества, основанные на стандартах ISO серии 9000 - 2000.
На рис. 3 показаны взаимоотношения между производителем и потребителем в традиционной системе контроля качества продукции (а) и системе контроля качества, основанной на стандартах ISO 9000 (б).
Потребитель может защитить свои интересы оценкой технологии, метрологических средств, подготовки кадров, контроля испытаний, т.е. эффективной системы управления качеством продукции производителя. Поэтому потребитель продукции для защиты своих интересов вынужден приходить к производителю на предприятие, проверять действующую у него систему менеджмента качества и делать вывод о возможности заключения контракта.
Стандарты ISO-9000 выполняют двойственную функцию.
Во-первых, они являются носителями международного опыта в области управления качеством продукции и в этом смысле могут быть использованы как пособие при совершенствовании или создании на предприятиях систем управления качеством продукции.
Во-вторых, стандарты ISO серии 9000 содержат модели систем обеспечения качества продукции, на соответствие которым может проверяться система управления качеством продукции на предприятии. В настоящее время в зарубежной практике эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами, так как соответствие систем обеспечения качества продукции у производителя требованиям стандартов ISO серии 9000 рассматривается как определенная гарантия стабильного высокого качества продукции.
Рис.3. Системы взаимоотношений между производителем и потребителем
для обеспечение качества продукции
Поскольку материалы международных организаций, в том числе и стандартыISO, являются рекомендательными, то для юридического оформления в Российской Федерации стандарты серии ISO утверждены как государственные (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, и ГОСТ Р ИСО 9004-2001). В табл. 1 приведен перечень стандартов качества серии ISO и ГОСТы на основе ИСО, действующие в Российской Федерации. Другие стандарты углубляют и раскрывают особенности реализации различных моделей систем качества.
В 1993 г. Международной организацией по стандартизации были разработаны стандарты ISO серии 14000, в которых определены общие принципы экологической деятельности. В основе концепции этих стандартов лежат решения Конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Требования международных стандартов ISO серии 14000 относятся к сертификации объектов деятельности - продукции, и субъектов деятельности с этой продукцией по всему ее жизненному циклу, на соответствие требованиям экологической безопасности.
Таблица 2.
Международные стандарты качества ISO серии 9000 и ГОСТы на основе стандартов ISO, действующие в Российской Федерации
Номер стандарта | Название стандарта |
ИСО 8402:1994 | Управление качеством и обеспечение качества – Словарь |
ИСО 9000-1-94 | Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению |
ИСО 9000-2-93 | Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 |
ИСО 9000-3-91 | Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения |
ИСО 9000-4:1993 | Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 4. Руководство по управлению программой обеспечения общей надежности |
ИСО 9001:94 | Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании |
ИСО 9002:94 | Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании |
ИСО 9003:94 | Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях |
ИСО 9004-1:1994 | Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания |
ИСО 9004-2:1994 | Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам |
ИСО 9004-3:1994 | Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по обработанным материалам |
ИСО 9004-4:1994 | Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества |
ИСО 10005:1995 | Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества |
Номер стандарта | Название стандарта |
ИСО 10007:1995 | Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией |
ИСО 10011-1:1990 | Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка |
ИСО 10011-2:1990 | Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов систем качества |
ИСО 10011-3:1990 | Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок |
ИСО 10012-1:1992 | Требования по обеспечению качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического подтверждения для измерительного оборудования |
ИСО 10013:1995 | Руководящие указания по разработке руководств по качеству |
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 | Система менеджмента качества. Основные положения и словарь |
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 | Система менеджмента качества. Требования |
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 | Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности |