Методы поддержания и улучшения судоходных условий. Виды работ по улучшению судоходных условий.
Среди основных методов поддержания и улучшения судоходных условий выделяют следующие:
1 проведение комплексных путевых работ, в состав которых входят:
· обслуживание навигационного оборудования ВП- обеспечение на ВП условий безопасного и беспрепятственного плавания флота;
· траление- работы по отысканию подводных препятствий;
· руслоочистительные работы- делятся на дноочистительные (извлечение из-под воды препятствий) и берегоочистительные (уборка препятствий с береговой полосы);
· землечерпание- выполняется при разработке судоходных прорезей в русле реки;
· скалоуборочные работы- углубление и расширение судовых ходов (дробление, подъем и удаление разработанных камней);
· выправительные работы- увеличение габаритных размеров ВП и улучшение плановых очертаний русла;
· берегоукрепительные работы- возведение сооружений , защищающих берега от размыва.
2 регулирование речного стока заключается в перераспределении стока во времени, обеспечиваемое водохранилищами. Различают регулирование:
· многолетнее- перераспределение стока между годами и внутри отдельных лет;
· годичное- в половодье водохранилище заполняется водой, а излишек сбрасывается через плотину, затем по графику из водохранилища подаются зарегулированные расходы воды;
· суточное и недельное вызвано неравномерным потреблением электроэнергии в течение суток и по дням недели.
Водохранилища и их роль в регулировании водного режима реки.
Водохранилища создаются с целью перераспределения речного стока во времени. Путем задержания половодного стока в водохранилище решается задача предотвращения наводнений. Водохранилища делятся на три вида: озерные, долинные и смешанные.
В результате годичного и многолетнего регулирования изменяется режим стока ниже водохранилища.
Для участков рек, расположенных ниже водохранилища многолетнего регулирования, характерно отсутствие половодий во все маловодные и некоторые средние по водности годы.
Для речного транспорта наибольшее значение имеет увеличение расхода воды в летнюю межень. Многолетнее и годичное регулирование позволяет увеличить расход воды по сравнению с естественным режимом в 2-3 и более раза. Изменение режима речного стока за счет многолетнего и годичного регулирования охватывает протяженные участки рек. Эти режимы речного стока могут усиливаться ниже лежащим водохранилищами. Если нет больше ни водохранилищ, ни притоков, то влияние многолетнего и годичного регулирования распространяется до устья реки без искажений. На участке реки, прилегающем к плотине, колеблются расходы воды, вызванные суточным и недельным регулированием. Ближе к плотине эти колебания сильнее, с удалением- постепенно затухают.
Суточные колебания расхода воды распространяются на расстояние 50-70км от плотины, недельное- на 150-200км. За нижней границей этих колебаний уровня следует уровень колебаний, соответствующий навигационным изменениям зарегулированного стока.
Повышение меженных уровней по отношению к естественному режиму в зависимости от степени регулирования составляют от нескольких дециметров до 1,5м. Сильнее повышаются зимние уровни. Это связанно с тем, что сопротивление открытого русла меньше, чем покрытого льдом.
Трассирование судоходных эксплуатационных прорезей. Требования, предъявляемые к судоходным прорезям.
При назначении трассы судоходной прорези используют следующие данные: сведения о ходе руслового процесса на перекатах за ряд предшествующих лет, данные о деформациях прорези за эти годы, план свежей русловой съемки. Если на перекате не произошло крупных деформаций, перечисленных данных достаточно для выбора направления прорези. Поэтому к эксплуатационным прорезям применяется термин трассирование. Для трассирования прорезей на распространенных типах перекатов существуют определенные рекомендации:
· перекат-перевал- прорезь трассируют по линии наибольших глубин, овалы грунта располагают на верхнем побочне;
· перекат с затонной частью- в зависимости от местных топографических и гидрологических условий и хода руслового процесса прорезь трассируют через нижнюю или верхнюю часть вала переката. Коренное улучшение перекатов с затонной частью достигается с помощью капитальной прорези, прокладываемой через нижний побочень;
· перекат-россыпь- наиболее устойчивыми являются криволинейные судовые ходы с устройством на них местных прорезей и закреплением побочней.
При разработке судоходных прорезей д.б. учтены три группы требований:
1 Общие: судоходная прорезь должна иметь установленные размеры судового хода, быть удобной и безопасной для движения флота, иметь минимальные объемы выемки, иметь малую заносимость, способствовать общему улучшению состояния переката.
2 Требования судоходства: подходы к прорезям снизу и сверху должны иметь возможно большие радиусы закругления, на прорези и на подходах к ней не д.б. свальных течений, скорость течения при входе и выходе должна изменяться плавно.
3 Требования к габаритам: ширина восстановленной и ремонтной прорези д.б. не менее гарантированной ширины судового хода.