Предметное и социальное окружение
Месяц | Тема и цели занятия 1-й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | |
2 1 3 | |||||
Сентябрь | Тема | Моя семья | Мое имя | Семейные традиции | Хозяйство семьи |
Цели | Формировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рас- сказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи | Познакомить со значением имен детей, родителей. Объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Закреплять умение: - выразительно декламировать стихи; - понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье | Расширить представление о семье. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двою- родный брат, двоюродная сестра). Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким | Познакомить с понятием «хозяйство семьи» - домашнее хозяйство - это маленькая страна, в которой необходимо все вести вместе. Воспитывать: - уважение к труду и занятиям других членов семьи; - стремление радовать старших своими хорошими поступками. Продолжать воспитывать желание выполнять постоянные обязанности по дому | |
Октябрь | Тема | Моя родословная | Дом, в котором я живу | Наша одежда | Кто нам хлеб растит |
Цели | Расширить представление о семье (у семьи есть своя ис- тория). Закрепить знание имен и отчеств родителей. Учить называть имена и от- чества дедушек и бабушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, | Расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту. Познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка | Закрепить знания о сезон- ной одежде и обуви. Уточнить название одеж- ды, дать ее классификацию. Учить: объяснять, почему различается сезонная одежда; - заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по сезону | Расширить представление о профессиях. Познакомить с професси- ей земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу |
Продолжение табл.
о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра) | |||||
Ноябрь | Тема | История моего города (села) | В гостях у бабушки Федоры | На чем люди ездят | Все работы хороши |
Цели | Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес | Закрепить знания о мебели и посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебели (для спальни, гостиной, кухни). Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению | Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах | Расширять представления о.профессиях. Познакомить с профессией работников транспорта. Воспитывать уважение к труду взрослых | |
Декабрь | Тема | Страна моя родная | Фарфоровый секрет китайцев | Уют в нашем доме | Новый год у ворот |
Цели | Закрепить знания о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой. Воспитывать чувство гордости за свою страну | Познакомить с историей создания стекла и фарфора. Учить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, перламутровый, гладкий, звенящий) | Познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник. Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не включать электрические приборы | Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей | |
Январь | Тема | Народные праздники на Руси. Рождество | Мой детский сад | Мои друзья | Мой город - моя малая Родина |
Цели | Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. | Продолжать знакомить с детским садом. Дать понятие названию. | Расширить представление о полезных предметах. V ч и т ь: - классифицировать на разные | Продолжать формировать интерес к малой родине. Рассказывать о достопримечательностях, культуре, |
Продолжение табл.
Январь | Цели | Воспитывать интерескис-тории России, национальную гордость | Показать общественное значение | группы; - соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы | традициях родного края |
Февраль | Тема | Путешествие в прошлое предмета | Готовим картофельный салат | Наши защитники | О дереве и деревянном |
Цели | Расширить представления о предметах. Познакомить спредмета-ми, облегчающими жизнь человека: пылесосом, микроволновой печью, стиральной машиной. Показать, какстечением времени изменяется многообразный мир предметов | Расширить представления о профессиях. Познакомить: - с профессией кулинара, повара; - с процессом приготовления са лата. Учить пользоваться ножом. Воспитывать желание помогать взрослым | Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память | Расширить представление о материале. Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами | |
* 1 | Тема | О мамах родных и очень важных | Москва - столица России | Народные праздники на Руси. Масленица | Опасности вокруг нас |
Цели | Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей | Рассказать о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами. Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры ■ » | Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость | Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помощи», пожарной службы и милиции. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» |
Окончание табл.
б | |||||
Апрель | Тема | В гостях у художника | Государственные символы России | Шурупчик и его друзья | Песня колокольчика |
Цели | Расширить представления о профессиях. Развивать умение понимать общественную значимость труда художника, его необходимость. Показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интерес | Продолжать формировать представление о том, что Россия -огромная многонациональная страна. Познакомить сфлагоми гербом страны. Воспитывать любовь к своей стране и гордость за нее | Расширять представления о свойстве и качестве материала, из которого сделан предмет. Познакомить со свойствами металла. Развивать умение самостоятельно определять материалы. Анализировать их свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами. Продолжать рассказывать об истории предмета | Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах | |
Тема | Этот День Победы | Государственные символы России | В гостях у парикмахера | О дружбе и друзьях | |
Цели | Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны | Познакомить с гимном России. Закрепить знания: - о Москве - столице нашей Ро дины; - о гербе и флаге | Расширять представления о профессиях. Познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера. Подвести к пониманию целостного облика человека. Развивать эмоциональное отношение к нему | Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК*
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо создавать им условия для разнообразной деятельности.
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности на прогулке
Месяц | Наблюдения | Игровая деятельность | Опытно-экспериментальная деятельность | Трудовая деятельность | ||
Живая природа | Неживая природа | Дидактические игры | Подвижные игры, игры-забавы, игры разных народов | |||
Сентябрь | Наблюдения: - за насекомыми; - отлетом насекомоядных птиц; - вороной; -дождевым червем. Рассматривание: - цветочных семян; - растений на огороде; - деревьев и кустарников (различия по стволам); - деревьев и кустарников (различия по листве); - семян растений (много образие); - многолетних и однолет них растений; - цветов в цветнике; - мест скопления насеко мых | Наблюдения: - за продолжительностью дня; - погодой; - изменением температу ры воздуха в течение дня; -туманом; - росой; - небом; - вечерним небом; - солнцем; - облаками; - воздухом; - ветром; - дождем; - грозой; - кучевыми облаками; - перистыми облаками. Рассматривание почвы | «Придумай сам», «Найди себе пару», «Что где растет?», «Что это такое?», «Земля, вода, огонь», «Что лишнее?», «Не ошибись», «Мое облако», «Что это значит?», «Насекомые», «Третий лишний (птицы)», «Кто больше слов придумает», «Ищи», «Да или нет», «Цветы», «Расскажи без слов», «Так бывает или нет?», «Похож, не похож», «Охотник», «И я», «Живая и неживая природа» | «Летает - не летает», «Со-вушка», «Меняемся местами», «С кочки на кочку», «Замри», «Найди себе пару», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем...», «С кочки на кочку», «Не дай мяч водящему», «Кот на крыше», «Пятнашки», «Узнай растение», «Песенка стрекозы», «Гуси-лебеди», «Голубь», «Повар», «Узнай растение», «Не намочи ног», «Маргаритки», «Большой мяч», «Лягушки и цапля», «Блуждающий мяч», «Мяч водящему», «Стадо», «Рыбак и рыбки», «Пчелки и ласточки», «Караси и щука», «Стрелок», «Горелки», «Иголка, нитка и узелок» | • Свойства мокрого песка. • Радуга. • Буря. • В почве есть воздух, в воде есть воздух. • Летающие семена. • Потреб ность расте ний в воде. • Какое зна чение имеет размер се мян. • Состояние почвы в за висимости от температуры воздуха. • Движение паучка по паутине | Наведение порядка на участке. Сбор засохшей ботвы на грядках. Сбор красивых осенних листьев и семян для гербария. Уборка мусора и опавших листьев в уголке леса. Окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников. Сбор осенних листьев и семян для ручного труда |
Продолжение табл.
Октябрь | Рассматривание: - растений на участке; - однолетних и многолет- них растений; - березы; - листьев; - семян растений; - листьев клена и березы; - почек после листопада; -деревьев и кустарников; - листьев на земле; - окраски и формы листьев. Наблюдение: - за листопадом; - за полетом семян де- ревьев; - за птицами; - за повадками птиц. Нахождение примет осени | Наблюдение: - за продолжительностью дня; - облачностью; -облаками; - небесными светилами; -осадками; - пасмурной погодой; -ветром; - небом; - вечерним небом; - одеждой детей и взрос- лых. Нахождение примет осени , | «Придумай сам», «Игра в загадки», «Ищи», «И я», «Сколько предметов?», «Исправь ошибку», «Вспомни разные слова», «Стой, палочка, остано- вись», «Где что можно де- лать?», «Какая, какое, ка- кой», «Какое что бывает?», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала?», «Найди- те, что опишу», «Отгадайте, что за растение», «Назови птицу с нужным звуком», «Что это за птица?», «Уз- най, чей лист», «Путеше- ствие», «Бывает, не быва- ет», «Найди пару», «Охот- ник», «Лесник» | «Ловушка», «Иголка, нит- ка и узелок», «Волк во рву», «Удочка», «Кенгуру», «Не оставайся на полу», «Мед- ведь и пчелы», «Космо- навты», «Караси и щука», «Мяч водящему», «Гуси- лебеди», «Хитрая лиса», «Успей подхватить», «Не намочи ног», «Ловишка, бери ленту», «Ручейки и озера», «Найди себе па- ру», «Лягушки», «Замри», «К названному дереву бе- ги», «Крокодил», «Лягуш- ки и цапля», «Найди лис- ток, как на дереве», «По- вар», «Кот на крыше», «Лягушата». Игры-забавы «Что изменилось», «Узнай по звуку», «Где звук», «Необычные жмурки». Игра-развлечение «Считай ногами» | • Летающие семена. • Уличные тени. • Движение воздуха | Уборка за- сохших цве- тов в цвет- никах. Помощь младшим де- тям в уборке песка вокруг песочницы. Помощь дворнику в уборке опавшей листвы. Уборка гря- док на ого- роде от вы- сохших стеблей. Сбор красивых листьев на гербарий. Сбор семян цветочных растений. Окапывание лунок вокруг деревьев |
Продолжение табл.
Ноябрь | Рассматривание деревьев и кустарников. Определение погоды по приметам. Наблюдение: - за птицами, находящи мися вблизи жилья чело века; - за воробьями; - воронами; - за птицами у кормушек; - за голубями; - снегирями | Наблюдение: - за освещенностью во вре мя дня; - первыми заморозками; - погодой; - изменениями температу ры воздуха в течение дня; - тенью от солнца; - небом; -тучами; - облаками; -туманом; - первым снегом; - одеждой людей. Определение погоды по приметам. Развешивание корму шек | «Найди пару», «Охотники», «Похож - не похож», «Природа и человек», «Третий лишний (птицы)», «Наоборот», «Хлопки», «Ищи», «Сколько предметов», «Исправь ошибку», «Кто ты», «Да -нет», «Летает - не летает», «Добавь слог», «Назови птицу с нужным звуком», «Кто (что) летает», «Что это за птица», «Отгадай-ка», «Придумай сам», «Бывает - не бывает», «Кто где живет», «Доскажи словечко», «Птицы», «Не зевай (птицы)» | «Совушка», «Стоп», «Казаки-разбойники», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Картошка», «Стайки», «Кот на крыше», «С кочки на кочку», «Повар», «Лягушки», «Пустое место», «Мыши в кладовой», «Самолеты», «Мы веселые ребята», «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Медведь и пчелы», «Сделай фигуру», «Хитрая лиса», «Мяч водящему», «Рыбак и рыбки», «Волк во рву», «Горелки», «Волк» | • Уличные тени. • Таяние снега. • Таяние снега на руке | Наведение порядка на участке. Помощь детям младшей группы в уборке участка. Помощь дворнику в уборке оставшихся листьев, снега. Посыпать дорожки песком. Уборка своего участка |
Декабрь | Рассматривание деревьев и кустарников. Наблюдение: - за повадками зимующих птиц у кормушек; - за зимующими птицами. Нахождение примет приближающейся зимы | Наблюдение: - за небом; - ночным небом; -ветром; - солнцем; - луной и звездами; - снегом; - снежинками; - состоянием воды на улице; | «Похож - не похож», «Назови три предмета», «Природа и человек», «Наоборот», «Добавь слог», «Не ошибись», «Закончи предложение», «Придумай сам», «Найдите, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Охотник», «Назови птиц | Русская народная забава «Снежная баба». Русские народные игры «Волк», «Стадо». Игры-забавы «Узнай по звуку», «Что изменилось», «Узнай не смотря», «Где звук», «Необычные жмурки». | • Уличные тени. • Уличные тени от фо нарей. • Определе ние чистоты снега. | Уборка снега с дорожек. Помочь дворнику посыпать дорожки песком. Расчистка дорожек от снега. |
>\
Продолжение табл.
- | - погодой; - продолжительностью дня; - снегопадом; - снегопадом при вечер нем освещении; - снегом; - ветром и снегом; - работой дворника. Рассматривание: - луж на асфальте; - следов на снегу; - снежинок. Определение пути солнца по ориентирам. Нахождение примет приближающейся зимы | с нужным звуком», «Скажи по другому», «Кто больше знает?», «Найди предмет такой же формы», «Кто (что) летает», «Отгадай-ка», «Бывает- не бывает (с мячом)», «Что это за птица?», «Третий лишний (птицы)», «Скажи, что ты слышишь», «Когда это бывает» | Башкирские народные игры «Стрелою), «Липкие пеньки». Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку». Белорусские народные игры «Прела-горела», «Колечко», «Мороз», «Ванюша и лебеди». Казахская народная игра «Платок и узелок». Зимние забавы «Снайперы», «Кто быстрее», «Кто дальше», «Снежная карусель», «Проезжай и собирай». «Мороз - красный нос», «Бабочки, лягушки, цапли», «Зайцы и медведи», «Два Мороза», «Совуш-ка», «Мы веселые ребята», «Лиса в курятнике», «Космонавты» | • Зависи мость со стояния во- ды от тем пературы воздуха. • Свойства снега. • Таяние и замерзание воды | Ремонт поломавшихся кормушек. Помочь детям младших групп в создании ледяных построек. Помочь детям младших групп убрать снег на дорожках. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников | |
Январь | Наблюдение: - за поведением птиц; - красотой зимнего пейза жа; - красотой растений зи мой. Рассматривание березы | Определение погоды по приметам. Наблюдение: - за снеговиком; - снегопадом; - сугробами на участке; - следами на снегу; - инеем; | «Охотник», «Когда это бывает», «Кто больше слов придумает», «Игра в загадки», «Ищи», «Сколько предметов», «Что это за птица?», «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку», «Что это такое», | «Лиса в курятнике», «Замри», «Пятнашки», «Кот на крыше», «Стайка», «Кто сделает меньше шагов», «Стрелок», «Перенеси предмет», «Что это такое», «Стой», «Мороз - красный нос», «Гуси-лебеди», | • Таяние и замерзание воды. • Зависи мость со стояния во- ды от тем пературы | Помочь детям младших групп убрать снег с участка. Стряхнуть снег с кормушек |
Продолжение табл.
- снегом; -осадками; - метелью; - красотой зимнего пей зажа; - долготой дня; - работой дворника в го лолед; - вечерним небом. Рассматривание: - снежинок; - узоров на стеклах | «Отгадай-ка», «Кто ты?», «Не зевай», «И я», «Дополни предложение», «Найди противоположное слово», «Скажи слово с нужным звуком», «Путешествие», «Кто где живет», «Найди противоположное слово», «Кому что нужно» | «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Ловишка, бери ленту», «Два мороза», «Успей поймать», «Необычные жмурки», «Считайте ногами». Русская народная игра «Снежная баба». Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Белорусская народная игра «Колечко». Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок». Зимние забавы «Снежная карусель». «Снайперы», «Пробеги и не задень» | воздуха. • Вода и снег. • Свойства воды. • Березка. • Защит ные свой ства снега | и насыпать корм. Стряхивание больших шапок снега с молодых веток. Уборка снега с дорожек. Помощь малышам в насыпают снега в лунки деревьев и кустарников. Сбор снега в лунки деревьев на участке. Посыпание песком скользких дорожек | ||
Февраль | Рассматривание: - травянистых растений под снегом; - почек на деревьях. Наблюдение: - за зимующими птицами у кормушки; - воронами; | Определение погоды по приметам. Наблюдение: - за увеличением продол жительности дня; - образованием сосулек; - снегом на ветках; | «Не ошибись», «Кому что нужно», «Кто больше знает», «Так бывает или нет», «Где я был», «Это правда или нет», «Надо сказать по-другому», «Какое что бывает», «Придумай другое слово», | Зимние забавы «Снежная карусель», «Кто дальше», «Проезжай и собирай», «Кто быстрее», «Снайперы», «Пробеги и не задень», «Ловкие и быстрые». «Совушка», «Лиса | •Лед-твердая вода. • Зависимость состояния во-ды от температуры | Помочь детям младших групп в постройке снеговиков. Ремонт кормушек. Помочь |
- передвижением птиц; - синицей; - галками и воронами; - снегирем | -облаками; - небом; -луной; - ночными светилами; -звездами; - лужами; - оттепелью; - капелью; -солнцем; - погодой; - снеговиком. Рассматривание: - снежного покрова; - следов птиц; - одежды людей | «Что это за птица?», «Ле- тает - не летает», «Приро- да и человек», «Вспомни разные слова», «Стоп, палочка, остановись», «Что неверно?», «Кто найдет короткое слово», «Вспомни разные слова», «Какое время года», «Какие, какой, какое», «О чем я сказала?», «Как сказать по-другому?», «О чем еще так говорят», «Что это значит?» | в курятнике», «Пятнаш- ки», «Самолеты», «Пустое место», «Мороз - красный нос», «Стайка», «Мы веселые ребята», «Успей поймать», «Ловишки на одной ноге», «Стоп», «Я есть». Мордовская народная игра «Круговой». Русская народная игра «Ключи». Игра народов Севера «Перетяни». Удмурдская народная игра «Водяной». Тувинская народная игра «Стрельба в мишень». Дагестанская народная игра «Подними игрушку». Белорусские народные игры «Ванюша и лебеди», «Мороз». Татарские народные игры «Хлопушки», «Скок-перескок», «Лисички и курочки» | воздуха | дворнику посыпать дорожки песком | |
Наблюдение: -за воронами; - повадками птиц; | Наблюдение: - за изменениями, проис- ходящими в природе; | «Природа и человек», «Кто же я», «Повторяй друг за другом», | «Что происходит в приро- де», «Мышеловка», «Мяч водящему», «Пчелки | • Вода и снег. • Движение | Наведение порядка на участке. |
Продолжение табл.
Март | - весенней природой; - насекомьши. Рассматривание: - почек на деревьях и кус тарниках; - веток деревьев; - растений; - молодой травы; - растений (их многообра зие) | -за капелью; - ветром; - оттепелью и капелью; -облаками; -лужами; - таянием снега и льда; - облачностью; - весенней природой; -дождем; - солнцем; - изменениями, происхо дящими в неживой природе | «Охотник», «Расскажи без слов», «Что это за птица», «Придумай сам», «Мое облако», «Похож - не похож», «Узнай, что в мешочке», «Закончи предложение», «Путешествие», «Что на что похоже», «Третий лишний», «Кто больше знает», «Наоборот», «Найди предмет той же формы», «Бывает -не бывает», «Назови три предмета», «Отгадайте, что за растение», «Третий лишний (растения)» | и ласточки», «Птички и кошка», «Космонавты», «Хитрая лиса», «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчелы», «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Садовник», «Сделай фигуру», «Найди себе пару», «Караси и щука», «К названному дереву беги», «Совушка», «Ло-вишка, бери ленту», «Волк во рву», «Солнечные зайчики». Русские неродные игры «Мячик кверху», «Блуждающий мяч», «Стадо». Игры-забавы «Узнай по звуку», «Узнай, не видя», «Что изменилось?». Башкирская народная игра «Липкие пеньки» | воздуха. • Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства | Помощь дворнику в уборке снега с дорожек. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Посьтание скользких дорожек песком. Уборка участка от оставшегося снега. Помощь дворнику в уборке территории детского сада |
Апрель | Наблюдение: - за воробьями; - весенними изменениями в живой природе; - цветением березы; - насекомыми; - полетом птиц; - поведением птиц; | Наблюдение: - за весенними измене ниями в природе; - ветром; - солнцем; - ветром и облаками; - красотой весенней при роды; | «Кто где живет», «Хорошо -плохо», «Да или нет», «Что неверно», «Добрые слова», «Назови насекомое с нужным звуком», «Летает - не летает», «Похож - не похож», «Игра в загадки», «Сколько предметов», | Игра-забава «Где звук». «К названному дереву беги», «Мы веселые ребята», «Узнай растение», «Голубь», «Охотник и зайцы», «Горелки», «Карусель», «Лягушки и цапли», «Ло-вишка, бери ленту», | • Состояние почвы в за висимости от темпера туры воздуха. • Уличные тени. | Наведение порядка на дорожках. Уборка участка группы. Помощь детям |
Продолжение табл.
- божьей коровкой (защит ные свойства); - кошкой; - изменениями, происхо дящими в природе. Рассматривание: - одуванчиков; - березы; - подорожника; - божьей коровки; - майского жука | - дождем; - изменениями, происхо дящими в неживой природе | «Наоборот», «Назови три предмета», «Хлопки», «Скажи, что ты слышишь», «Отгадай-ка», «Бывает -не бывает (с мячом)», «Найди себе пару», «Третий лишний (растения)», «Отгадайте, что за птица?», «Исправь ошибку» | «Сова», «Зоопарк», «Песенка стрекозы», «Воробушки и кот», «Совушка», «Красочки», «Удочка», «Зайцы и волю>. Башкирская народная игра «Стрелок». Русская народная игра «Волк». Бурятские народные игры «Волк и ягнята», «Ищем палочку», «Иголка, нитка, узелок». | • Вечерние тени. • Веселые кораблики | средней группы в уборке участка. Помощь дворнику в уборке луж после дождя. Разметка грядок на огороде. Формирование бордюров в цветни-ках группы. Подготовка цветника к посадке семян и рассады | |
Май | Определение погоды по растениям. Рассматривание: - цветущего дерева; - ландыша; - одуванчика; - всходов цветов на клумбе; - лекарственных растений. | Наблюдения: - за грозой; - солнцем; - перистыми облаками | «Мое облако», «Исправь ошибку», «Загадай, мы отгадаем», «Кто знает, пусть продолжит», «Помнишь ли ты эти стихи», «Природа и человек», «Скажи, что ты слышишь», «Кому что нужно», «Что сажают | Игры-забавы «Необычные жмурки», «Узнай по вкусу». «Карусель», «Казаки-разбойники», «Не оставайся на полу», «Пустое место», «Ручейки и озера», «Рыбак и рыбки», «Садовник», «Лягушки и цапля», «Волк», «Не намочи ног», «Охотники | • Защитная окраска куз нечика. • Состояние почвы в за висимости от темпера туры. | Перекопка земли на огороде. Формирование грядок. Помощь дворнику в уборке территории. |
Продолжение табл.
Наблюдения: -за птицами; - кузнечиком; - насекомыми; - бабочками. Нахождение отличий между сорными и куль турными растениями | в огороде», «Волшебное зеркало», «Повторяй друг за другом», «Что будет, если?», «Что происходит в природе?», «Летает -не летает», «Найдите, что опишу», «Добавь слог», «Наоборот», «Что это за птица», «Третий лишний (растения)», «Вершки и корешки» | и зайцы», «Кот Васька», «Стоп», «Кенгуру». Белорусские народные игры «Прела-горела», «Ванюша и лебеди», «Колечки». Дагестанская народная игра «Надень шапку». Казахская народная игра «Платок с узелком» | • Рассмат ривание песка через лупу. • Солнце высушивает предметы. • Уличные тени. • Распро странение семян. • Свойства мокрого песка | Поддержание чистоты на участке. Работа на огороде. Полив всходов. Прополка огорода | ||
Запахи растений. Рассматривание: - цветов в цветнике; - всходов на огороде; - всходов деревьев; - тополя; - одуванчиков; - лекарственных растений; - божьей коровки; - пчелок. Наблюдения: - за полетом тополиного пуха; - деревьями; - многообразием расти тельного мира; | Наблюдения: - за солнцем; - солнечными зайчиками; - небом; - вечерним небом; - кучевыми облаками; - перистыми облаками; - слоистыми облаками; - ветром; - дождем; -лужами; - грозой | «Добрые слова», «Скажи по другому», «Придумай сам», «Назови три предмета», «Мое облако», «Природа и человек», «Да - нет», «Вершки и корешки», «Похож - не похож», «Что растет в лесу?», «Кто же я?», «Наоборот», «Охотник», «Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растения», «Назови насекомое с нужным звуком», «Добавь слог», «Путешествие», «Летает -не летает», «Повторяй друг | Игры-забавы «Узнай по звуку», «Узнай не видя», «Что изменилось», «Необычные жмурки», «Успей подхватить», «Считайте ногами». «Совушка», «Котята и щенята», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Стоп», «Птички и кошка», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Казаки-разбойники», «Красочки», «Садовник», «Картошка», «Жмурки», «К названному | • Свойство солнечных лучей. • Передача солнечного зайчика. • Потребно сти расте ний в воде. • Буря. • Что будет, если огород не поли вать? • Радуга. | Наведение порядка на огороде. Полив грядок на огороде. Прополка в цветнике. Помощь малышам в работе на огороде. Выравнивание лунок деревьев |
Продолжение табл.
Июнь | - окраской растений; - растениями-барометрами; - многообразием насеко мых; - муравьями; - бабочками; - комарами; - ласточками; - воробьями; - теми, кто обитает на де реве; - дождевыми червями | Наблюдение за природой после грозы; - радугой. - погодой. - движением солнца. - красотой окружающего мира | за другом», «Назови животное, насекомое с нужным звуком», «Не ошибись» | дереву беги», «Мышеловка», «Удочка», «Гуси-лебеди». Русская народная игра «Волк» | • Что быст рее. • Как огу рец попал в бутылку | и кустарников. Уборка территории после дождя. Помощь детям младшей группы в уборке участка. Прополка клумб. Рыхление земли вокруг растений на огороде |
Июль | Наблюдения: - за поливом цветов; - всходами деревьев; - за теми, кто живет на дереве; - за растениями-часами; - вороной; - воробьями; - птицами; - голубями; - кузнечиком; - бабочкой белянкой; - гусеницами бабочки бе лянки; - муравьями; | Наблюдения: - за перистыми облаками; - небом; - кучевыми облаками; - почвой; -тенью | «Назови три предмета», «Что это за птица», «Закончи предложение», «Кто знает, пусть продолжит», «Мое облако», «Игра в загадки», «Похож - не похож», «Третий лишний (растения)», «Да - нет», «Найди, что опишу», «Вершки-корешки», «Кто больше знает», «Охотник», «Что растет в лесу», «Загадай, мы отгадаем», «Кто же я?», «Что это | Игры-забавы «Развиваем внимание», «Что изменилось», «Где звук», «Необычные жмурки», «Успей подхватить», «Узнай по звуку». «Удочка», «Птички и кошка», «Гуси-лебеди», «Не оставайся на полу», «Самолет», «Медведь и пчелы», «Кто скорее до флажка», «Сделай фигуру», «Мой веселый звонкий мяч», «Картошка», | • Что быст рее. • Изменение размеров изображе ния с по мощью линз. • Рассмат ривание песка через лупу. • Песчаный конус. | Полив цветника. Прополка грядок на огороде. Уборка в уголке леса. Помощь малышам в прополке грядок. Уборка дорожек возле |
Продолжение табл.
- передвижением насеко мых; - ощущением запахов рас тений; - бабочками. Рассматривание: - подорожника; - березы; - ствола березы; - одуванчиков; - тополиного пуха; - растений на огороде; - лекарственных расте ний; - календулы; - крапивы; - насекомых. Определение погоды по приметам | за насекомое», «Найдите, что опишу», «Кто, что летает», «Кому что нравится», «Расскажи без слов», «Бывает - не бывает» (с мячом), «Скажи, что ты слышишь», «Что это такое», «Что будет, если...» | «Охотник и зайцы», «Хитрая лиса», «Красочки», «Садовник», «Горелки», «Ловишки», «Караси и щука», «Совушка», «Волк во рву», «Не попадись», «Звуковая цепочка», «Волк», «Сороконожка». Русская народная игра «Волк» | • Свойства мокрого песка. • Водопро ницаемость песка и гли ны. • Состояние почвы в за висимости от темпера туры. • Как вода поступает к листьям. • Уличные тени | участка. Помощь малышам в уборке участка. Рыхление земли вокруг растений в огороде. Прополка сорняков в цветочных клумбах | ||
Август | Рассматривание: - растений на огороде; - цветов на клумбе; - деревьев; - травы; - подорожника; - цикория; - календулы; - ивы; - семян растений. Сбор семян растений. Вдыхание запахов расте ний. | Наблюдения: - за ветром; -дождем; - природой после дождя; -облаками; - росой; - погодой; - тучами; - солнцем и долготой дня; - красотой окружающей природы | «Скажи, что ты слышишь», «Когда это бывает», «Что за чем», «Хорошо - плохо», «Что сажают в огороде?», «Цветы», «Кто где живет», «Скажи слово с нужным звуком», «Кто больше слов придумает», «Помнишь ли ты эти стихи...», «Ищи», «Сколько предметов», «Стоп, палочка, остановись», «Так бывает или нет», | Русские народные игры «Иголка, нитка, узелок», «Стадо», «Блуждающий < Наши рекомендации
|