Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой
Вагонное хозяйство делится на две части:
1. Грузовое вагонное хозяйство;
2. Пассажирское вагонное хозяйство.
Основными задачами вагонного хозяйства является обеспечение перевозочного процесса исправными вагонами и соблюдение безопасности движения железнодорожного транспорта.
Для поддержания вагонного парка в исправном состоянии имеются вагонное депо, которые осуществляют плановые ремонты вагонов (капитальный и деповской), выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт в поездах, подготовка вагонов под погрузку и т.д. Управление вагонным депо по ремонту возов, подробно будет рассматриваться в четвертом разделе конспекта лекций.
Для экипировки пассажирских вагонов на дороге создаются пассажирские вагонные депо, например на ВСЖД имеются также депо на станции Иркутск пассажирский, станции Улан-Удэ и станции Северо-Байкальск.
Для ремонта контейнеров на дороге имеются вагонные депо на станции Черемхово, цех по ремонту контейнеров располагается на станции половина.
По своей номенклатуре расходов все расходы по ремонту и текущему содержанию контейнеров переведены в дирекцию по эксплуатации вагонного парка.
На сети ВСЖД есть два рефрижераторных вагонных депо и государственное унитарное предприятие «Реф-Сервис».
На всех дорогах создаются промывочно-пропарочные станции. На ВСЖД промывочно-пропарочная станция находится в составе вагонного депо станции Суховская.
В депо станции Иркутск-сортировочный и станции Нижнеудинск имеются вагонно-колесные мастерские, которые занимаются капитальным ремонтом и созданием новых колесных пар. Также выполняется большой объем работ по ремонту и обточке колесных пар для локомотивов.
Для подготовки вагонов под погрузку на сети создается цех для подготовки вагонов под погрузку.
Для того, чтобы отследить неисправные колесные пары на дороге установлено специальное оборудование.
Структура расходов в вагонном депо примерно следующая:
1) ФОТ занимает 29,4% в общих расходах;
2) Отчисления на социальное страхование 11,1%;
3) Материалы 15,6%;
4) Топливо 0,7%;
5) Электроэнергия 1%;
6) Прочие материальные затраты 3,5%;
7) Амортизация 31,2% (самый затратный элемент);
8) Прочие расходы 3,5%.
2. Структура и порядок разработки плана экономического и социального развития вагонного депо
По структуре план экономического и социального развития вагонного депо включают следующие разделы:
1. Объемные и качественные показатели работы вагонного депо;
2. План по труду;
3. План эксплуатационных расходов;
4. План капитального ремонта основных фондов;
5. План по повышению производительности труда и эффективности работы предприятия.
Грузовое вагонное депо разрабатывает план экономического и социального развития на основе перспективного плана, договоров, заявок грузосоставителей и грузополучателей, состояния вагонного парка, а также основных технико-экономических показателей, доводимых до депо дирекцией по эксплуатации вагонного парка дороги.
Дирекцией по эксплуатации вагонного парка дороги доводятся до депо следующие показатели:
1) основные объемные показатели;
2) качественные показатели;
3) экономические показатели;
4) финансовые показатели.
I. Объемные показатели включают:
1) объем деповского ремонта вагонов компании «РЖД»;
2) объем капитального ремонта вагонов парка компании «РЖД»;
3) количество вагонов, подготовленных под погрузку;
4) количество вагонов, обработанных на ПТО.
II. Качественные показатели включают:
1) нормы простоя вагонов на ПТО;
2) среднесуточный остаток не отремонтированных вагонов;
3) нормы простоя вагонов в деповском капитальном и текущем ремонте.
III. Экономические показатели включают:
1) план эксплуатационных расходов по элементам затрат;
2) фонд оплаты труда в основной деятельности депо;
3) темп роста ПТ от перевозок.
IV. Финансовые показатели включают:
1) план по подсобно-вспомогательной деятельности (ПВО);
2) лимит запасов товаро- материальных ценностей (ТМЦ).
Планирование объемных и качественных показателей вагонного депо
Особенностью вагонного хозяйства является то, что 50% вагонного парка грузовых вагонов находятся на балансе компании РЖД; 45% находятся на балансе дочерних акционеров обществ, т.е. на балансах первой и второй грузовых компаний и остальные грузовые вагоны находятся на балансах частных операторов. Планы капитального и деповского ремонтов определяется центральной дирекцией вагонного хозяйства компании «РЖД» в зависимости от поступления вагонов в ремонт в соответствии с установленными межремонтными сроками.
Центральная дирекция вагонного парка «РЖД» устанавливает количество вагонов, проводивших предыдущий периодический ремонт по видам тяги и оснастки вагонов.
Зная межремонтные сроки, определяется количество вагонов, подлежащих ремонту. Для того чтобы запланировать количество ремонтов вагонов необходимо знать следующие межремонтные сроки.
1. Полувагоны, крытые вагоны, цистерны – ремонтируются капитальным ремонтом 1 раз в 10 лет, деповским ремонтом через 2 года.
2. Цистерны кислотные – ремонтируются капитальным ремонтом через 4 года, деповским 1 раз в два года.
3. Платформы – ремонтируются капитальным ремонтом через 12 лет, деповским ремонтом 1 раз в 2 года.
4. План деповского ремонта определяется по следующей формуле:
, вагонов,
где -количество ремонтных стоил;
- нормативные трудозатраты на ремонт 1 вагона, час;
-годовой фонд рабочего времени.
Все вагонные депо, которые занимаются капитальными ремонтами определены по сети.
План по подготовке вагонов под погрузку определяется исходя из заявок вагонов под погрузку различных видов.
План по безубыточному текущему ремонту вагонов планируется по данным предыдущего года с учетом темпа роста грузооборота.
4. Разработка плана по труду и кадрам вагонного депо
План по труду и кадрам вагонного депо включает три подраздела:
1. Планирование численности работников;
2. Планирование производительности труда;
3. Планирование фонда заработной платы (ФЗП).
1. Планирование численности работников по категориям работающих:
а) В вагонном депо на ПТО работают рабочие следующих специальностей:
1) осмотрщики-автоматчики 8 чел.;
2) слесари 2 чел.;
3) подсобные рабочие 1 чел.;
4) операторы 1 чел.
2. Численность рабочих, занятых в деповском ремонте определяется по следующим формулам:
Явочная:
, чел.
Списочная:
, чел.
Где -коэффициент на замещение.
3. Численность рабочих занятых по подготовке вагонов под погрузку определяются по следующим формулам:
Явочная:
, чел.
Списочная:
, чел.
4. Численность рабочих занятых на промывочно-пропарочных станциях определяется по следующим формулам:
Явочная:
, чел.
Списочная:
, чел.
Рабочие по промывке-пропарке работают по 6 часов в сутки с самыми тяжелыми условиями труда.
5. Контингент по обслуживанию оборудования рассчитывается исходя из количества единиц оборудования и норм обслуживания на каждую единицу.
6. Аппарат управления, ИТР и служащие определяются по типовым штатным расписаниям.
II. Производительность труда по вагонному депо планируется по следующей формуле:
, вагонно-км/чел.
Где -число вагонов;
-трудоемкость по погрузке, выгрузке, подготовке, отправке и т.д., в вагонно-км.;
-эксплуатационная численность работников.
III. Заработная плата всех работников вагонного депо определяется исходя из минимальной базовой заработной платы, установленной в отрасли и тарифных коэффициентов (по 18-ти разрядной тарифной сетке).
Фонд оплаты труда для вагонного депо определяется по формуле:
,
где - среднемесячная заработная плата за декабрь предшествующего периода;
-коэффициент дефлятор (1,18);
-плановая численность эксплуатационного штата.
Среднемесячную заработную плату можно запланировать следующим образом:
, руб. или
непосредственно:
, руб.
Где -тарифная заработная плата (по тарифной сетке);
-доплата за работу в ночное время;
-доплата за работу в праздничное время;
-северный коэффициент (30%);
-премии;
-доплата за класс квалификации;
-доплата за выслугу лет; (отменили);
-доплата по приказу РЖД №948;
-районный коэффициент.
Планирование эксплуатационных расходов вагонного депо
Эксплуатационные расходы в вагонном депо планируются по статьям затрат в разрезе элементов затрат.
1. Расходы по фонду оплаты труда определяются в плане по труду.
2. Сумма отчисления на социальное страхование определяется по формуле:
, руб.
3. Затраты на материалы по эксплуатации определяются по нормам на 1 млн. локомотиво-км общего пробега.
4. Материалы на деповской ремонт вагонов определяется по нормам затрат, разрабатываемых центральной дирекцией вагонного хозяйства компании «РЖД» на каждый тип вагонов по деповскому ремонту. Материалы для остальных видов нужд планируются по динамике предыдущих лет.
5. Затраты на топливо и электроэнергию рассчитываются непосредственно по нормам (если предприятие только начинает работать), либо по динамике прошлых лет (если предприятие уже работает несколько лет).
6. Прочие материальные затраты включают оплату счетов за воду, за услуги других организаций и планируются методом «от достигнутого» с учетом дефлятора цен.
7. Амортизация основных производственных фондов депо рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОПФ) и норм амортизационных отчислений ( ):
, руб.
Амортизация грузовых вагонов рассчитывается в центральной дирекции вагонного хозяйства компании «РЖД» и распределяется между дорогами пропорционально рабочему парку вагонов.
8. Прочие расходы депо (налоги, командировочные и т.д.) планируются по динамике прошлых лет.
Планирование себестоимости работ по вагонному депо
Планирование себестоимости работ по вагонному депо осуществляется по трем измерителям:
1. Себестоимость 1 приведенного вагона прошедшего через ПТО:
, руб/ваг.
Где -эксплуатационные расходы по эксплуатации;
-количество вагонов прошедших через ПТО.
2. Себестоимость 1 промытой цистерны
, руб/ваг.
Где -эксплуатационные расходы промывочно-пропарочной станции;
-количество цистерн, прошедших через промывочно-пропарочную станцию.
3. Себестоимость ремонта 1 вагона прошедшего деповской ремонт (по типам вагонов):
, руб/ваг.
Где -эксплуатационные расходы по деповскому ремонту;
-количество вагонов, прошедших деповской ремонт.
Тема 14