Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте

Тема 12. Организация производства и менеджмент в эксплуатационном локомотивном депо

1. Виды локомотивных депо и управление их эксплуатационной работой

2. Структура основных производственных фондов локомотивного депо

3. Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо

4. Планирование объемных и качественных показателей работы локомотивного депо

Виды локомотивных депо и управление их эксплуатационной работой

Основным назначением эксплуатационных локомотивных депо является своевременное обеспечение поездов исправными локомотивами и моторвагонным подвижным составом, качественное и своевременное обслуживание локомотивов локомотивными бригадами, а также текущее техническое обслуживание локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Локомотивное депо обеспечивает выдачу локомотивов под поезда в соответствии с расписанием движения поездов на основе суточного плана работы.

Все локомотивные депо делятся на две группы:

1. Основное локомотивное депохарактеризуется следующими условиями:

А) имеет приписной парк грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов;

Б) имеет штат приписных локомотивных бригад.

2. Оборотное локомотивное депо характеризуется следующими условиями:

А) имеет приписной парк только маневровых локомотивов;

Б) может иметь присной штат локомотивных бригад;

В) осуществляет экипировку локомотивов (ремонт не осуществляется).

В производственной деятельности локомотивные депо подчиняются непосредственно дирекции тягового подвижного состава, которая руководит эксплуатационной работой по осуществлению перевозочного процесса и несет ответственность за выполнение количественных и качественных показателей использования локомотивов, в том числе за выполнением весовых норм поездов, а также за выполнением участковой и технической скоростей движения поездов; отвечает за качественное использование локомотивов по времени и по мощности, отвечает за нерациональное использование локомотивных бригад.

Структура основных производственных фондов локомотивного депо

Для выполнения своей непосредственной работы локомотивные депо наделяются производственными фондами.

Все производственные фонды делятся на следующие группы:

1) основные фонды;

2) оборотные фонды.

В свою очередь основные фонды делятся на:

1) основные производственные фонды;

2) основные непроизводственные фонды.

Основные производственные фонды (ОПФ) включают в себя:

1) производственные задания;

2) машины и оборудование;

3) подъемно-транспортное и энергетическое оборудование;

4) локомотивы и моторовагонный подвижный состав;

5) транспортирующие устройства;

6) стенды;

7) инструмент и инвентарь.

ОПФ составляют основу производства и непосредственно многократно участвуют в процессе выпуска продукции. ОПФ переносят свою стоимость на себестоимость продукции постепенно, посредством амортизационных отчислений.

Основные непроизводственные фонды (ОНПФ) включают в себя:

1) жилые здания (постройки);

2) спортивные клубы и спортивные сооружения;

3) детские сады и школы;

4) профилактории и т.д.

Оборотные фонды включают:

1) материалы;

2) запасные части;

3) детали;

4) топливо, электроэнергия и смазка.

Стоимость оборотных фондов сразу переходят на себестоимость производственной продукции.

Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо

Эксплуатационные расходы локомотивного депо имеют следующую структуру:

1. Фонд оплаты труда (ФОТ);

2. Отчисления на социальные страхования;

3. Материальные затраты, в том числе:

А) Топливо:

-для тяги тепловозов;

-для производственных нужд.

Б) Электроэнергия:

-для тяги тепловозов;

-для производственных нужд.

В) Материалы;

Г) Прочие материальные затраты;

4) Амортизация основных производственных фондов;

Прочие затраты.

Все расходы делятся на прямые и косвенные:

1. Прямые расходы – которые прямо относятся на конкретные виды работ (виды движения, виды тяги и т.д.).

2. Косвенные расходы – которые распределяются между различными видами работ (видами движения, видами тяги и т.д.) пропорционально соответствующим измерителям.

Специфическими особенностями локомотивного депо является то, что оно имеет несколько видов тяги и видов движения, а поэтому все расходы локомотивного депо учитываются по видам тяги и видам движения.

Планирование объемных и качественных показателей работы локомотивного депо

Дирекцией тяги подвижного состава дороги разрабатываются и доводятся до локомотивного депо следующие показатели:

1) объем тонно-километровой работы брутто по видам движения и видам тяги в границах работы локомотивных бригад;

2) среднесуточная производительность локомотива;

3) техническая скорость движения поездов всего, в том числе:

-по видам тяги – для грузовых поездов;

-по видам сообщений для пассажирских поездов.

4) участковая скорость движения поездов всего, в том числе:

-по видам тяги – для грузовых поездов;

-по видам сообщений для пассажирских поездов.

5) удельные нормы расхода электроэнергии и топлива на 10000 ткм брутто;

6) темп роста производительности труда;

7) удельные затраты на 10 км брутто;

8) фонд оплаты труда (ФОТ);

9) лимиты товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Планирование качественных показателей использования локомотивов.

Качественные показатели использования локомотивов разрабатываются на уровне дирекции тяги подвижного состава дороги. К ним относятся следующие показатели:

1) техническая скорость движения поездов – это среднее расстояние, которое проходит поезд в течение часа без учета стоянок на промежуточных станциях, но с учетом времени на разгон и замедление.

Техническая скорость определяется по формуле:

Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru , км/час.

Где Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru -локомотиво –км во главе поездов (поездо - км);

Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru -поездо-часы в движении.

Пути повышения технической скорости:

1) повысить мощность локомотивов;

2) усилить мощность верхнего строения пути и улучшить качество его состояния;

3) внедрение режимных карт вождения поездов;

4) смягчение профиля пути и т.д.

2. Участковая скорость движения поездов – это среднее расстояние, которое проходит поезд в течение 1 часа с учетом стоянок на промежуточных станциях и с учетом времени на разгон и замедление.

Участковая скорость определяется по формуле:

Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru , км/час.

Где Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru -поездо-часы простоя на промежуточных станциях.

Пути повышения участковой скорости:

1) уменьшить простои на промежуточных станциях;

2) улучшить организацию движения поездов;

3) сократить число промежуточных станций и т.д.

3. Средний вес поездо-бруттоопределяется по следующей формуле:

Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru , тонн/поезд.

Где Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru - тонно-км брутто;

Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте - student2.ru -локомотиво-км во главе поезда.

Повышение среднего веса поезда брутто снижает поездо-км и локомотиво-км (при постоянном объеме перевозок), следовательно сокращается эксплуатационный парк локомотивов, сокращается штат локомотивных бригад, уменьшаются затраты на топливо и электроэнергию, уменьшается количество ремонтов и как следствие сокращаются эксплуатационные расходы и увеличивается прибыль, хотя и отрицательный момент – увеличивается оборот локомотива.

Тема 13

Наши рекомендации