Организация производства и менеджмент на линейных предприятиях по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте
Тема 12. Организация производства и менеджмент в эксплуатационном локомотивном депо
1. Виды локомотивных депо и управление их эксплуатационной работой
2. Структура основных производственных фондов локомотивного депо
3. Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо
4. Планирование объемных и качественных показателей работы локомотивного депо
Виды локомотивных депо и управление их эксплуатационной работой
Основным назначением эксплуатационных локомотивных депо является своевременное обеспечение поездов исправными локомотивами и моторвагонным подвижным составом, качественное и своевременное обслуживание локомотивов локомотивными бригадами, а также текущее техническое обслуживание локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Локомотивное депо обеспечивает выдачу локомотивов под поезда в соответствии с расписанием движения поездов на основе суточного плана работы.
Все локомотивные депо делятся на две группы:
1. Основное локомотивное депохарактеризуется следующими условиями:
А) имеет приписной парк грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов;
Б) имеет штат приписных локомотивных бригад.
2. Оборотное локомотивное депо характеризуется следующими условиями:
А) имеет приписной парк только маневровых локомотивов;
Б) может иметь присной штат локомотивных бригад;
В) осуществляет экипировку локомотивов (ремонт не осуществляется).
В производственной деятельности локомотивные депо подчиняются непосредственно дирекции тягового подвижного состава, которая руководит эксплуатационной работой по осуществлению перевозочного процесса и несет ответственность за выполнение количественных и качественных показателей использования локомотивов, в том числе за выполнением весовых норм поездов, а также за выполнением участковой и технической скоростей движения поездов; отвечает за качественное использование локомотивов по времени и по мощности, отвечает за нерациональное использование локомотивных бригад.
Структура основных производственных фондов локомотивного депо
Для выполнения своей непосредственной работы локомотивные депо наделяются производственными фондами.
Все производственные фонды делятся на следующие группы:
1) основные фонды;
2) оборотные фонды.
В свою очередь основные фонды делятся на:
1) основные производственные фонды;
2) основные непроизводственные фонды.
Основные производственные фонды (ОПФ) включают в себя:
1) производственные задания;
2) машины и оборудование;
3) подъемно-транспортное и энергетическое оборудование;
4) локомотивы и моторовагонный подвижный состав;
5) транспортирующие устройства;
6) стенды;
7) инструмент и инвентарь.
ОПФ составляют основу производства и непосредственно многократно участвуют в процессе выпуска продукции. ОПФ переносят свою стоимость на себестоимость продукции постепенно, посредством амортизационных отчислений.
Основные непроизводственные фонды (ОНПФ) включают в себя:
1) жилые здания (постройки);
2) спортивные клубы и спортивные сооружения;
3) детские сады и школы;
4) профилактории и т.д.
Оборотные фонды включают:
1) материалы;
2) запасные части;
3) детали;
4) топливо, электроэнергия и смазка.
Стоимость оборотных фондов сразу переходят на себестоимость производственной продукции.
Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо
Эксплуатационные расходы локомотивного депо имеют следующую структуру:
1. Фонд оплаты труда (ФОТ);
2. Отчисления на социальные страхования;
3. Материальные затраты, в том числе:
А) Топливо:
-для тяги тепловозов;
-для производственных нужд.
Б) Электроэнергия:
-для тяги тепловозов;
-для производственных нужд.
В) Материалы;
Г) Прочие материальные затраты;
4) Амортизация основных производственных фондов;
Прочие затраты.
Все расходы делятся на прямые и косвенные:
1. Прямые расходы – которые прямо относятся на конкретные виды работ (виды движения, виды тяги и т.д.).
2. Косвенные расходы – которые распределяются между различными видами работ (видами движения, видами тяги и т.д.) пропорционально соответствующим измерителям.
Специфическими особенностями локомотивного депо является то, что оно имеет несколько видов тяги и видов движения, а поэтому все расходы локомотивного депо учитываются по видам тяги и видам движения.
Планирование объемных и качественных показателей работы локомотивного депо
Дирекцией тяги подвижного состава дороги разрабатываются и доводятся до локомотивного депо следующие показатели:
1) объем тонно-километровой работы брутто по видам движения и видам тяги в границах работы локомотивных бригад;
2) среднесуточная производительность локомотива;
3) техническая скорость движения поездов всего, в том числе:
-по видам тяги – для грузовых поездов;
-по видам сообщений для пассажирских поездов.
4) участковая скорость движения поездов всего, в том числе:
-по видам тяги – для грузовых поездов;
-по видам сообщений для пассажирских поездов.
5) удельные нормы расхода электроэнергии и топлива на 10000 ткм брутто;
6) темп роста производительности труда;
7) удельные затраты на 10 км брутто;
8) фонд оплаты труда (ФОТ);
9) лимиты товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Планирование качественных показателей использования локомотивов.
Качественные показатели использования локомотивов разрабатываются на уровне дирекции тяги подвижного состава дороги. К ним относятся следующие показатели:
1) техническая скорость движения поездов – это среднее расстояние, которое проходит поезд в течение часа без учета стоянок на промежуточных станциях, но с учетом времени на разгон и замедление.
Техническая скорость определяется по формуле:
, км/час.
Где -локомотиво –км во главе поездов (поездо - км);
-поездо-часы в движении.
Пути повышения технической скорости:
1) повысить мощность локомотивов;
2) усилить мощность верхнего строения пути и улучшить качество его состояния;
3) внедрение режимных карт вождения поездов;
4) смягчение профиля пути и т.д.
2. Участковая скорость движения поездов – это среднее расстояние, которое проходит поезд в течение 1 часа с учетом стоянок на промежуточных станциях и с учетом времени на разгон и замедление.
Участковая скорость определяется по формуле:
, км/час.
Где -поездо-часы простоя на промежуточных станциях.
Пути повышения участковой скорости:
1) уменьшить простои на промежуточных станциях;
2) улучшить организацию движения поездов;
3) сократить число промежуточных станций и т.д.
3. Средний вес поездо-бруттоопределяется по следующей формуле:
, тонн/поезд.
Где - тонно-км брутто;
-локомотиво-км во главе поезда.
Повышение среднего веса поезда брутто снижает поездо-км и локомотиво-км (при постоянном объеме перевозок), следовательно сокращается эксплуатационный парк локомотивов, сокращается штат локомотивных бригад, уменьшаются затраты на топливо и электроэнергию, уменьшается количество ремонтов и как следствие сокращаются эксплуатационные расходы и увеличивается прибыль, хотя и отрицательный момент – увеличивается оборот локомотива.
Тема 13