Оценка конкурентоспособности предприятия с использованием матричного и экономико-математического методов моделирования.
Для оценки конкурентоспособности предприятия в мировой практике используются матричный и методы экономико-математического моделирования. При оценке конкурентоспособности предприятия выполняется анализ важнейших параметров предприятия относительно выбранных стандартов, мировых или отраслевых.
Матричный метод, разработанный в 70-х годах широко используется и в настоящее время для оценки конкурентоспособности предприятий и отраслей. В основе этого метода лежит матрица двух параметров:
-темпа роста емкости рынка;
-доля предприятия на рынке.
Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают наибольшую долю на рынке. Матричный метод позволяет оценить конкурентоспособность не только своего предприятия, но и своих соперников и выбрать стратегию поведения на рынке.
Показателями конкурентоспособности входящими в матрицу являются:
1. Коэффициент отношения прибыли предприятия к его фондовооруженности:
,
где - прибыль предприятия;
- фондовооруженность предприятия;
-численность персонала предприятия;
- стоимость основных фондов, тыс.руб.
2. Коэффициент отношения прибыли предприятия и прибыльной емкости рынка: ,
где - прибыль рынка, т.е. прибыль всех предприятий на данном рынке.
3. Коэффициент отношения валового дохода предприятия в расчете на одного работника и среднего значения соответствующего дохода отрасли:
,
где -доход i-го предприятия;
- доход отрасли.
При оценке конкурентоспособности товара и производства методами экономико-математического моделирования необходимо установить перечень технико-экономических показателей, которое определяется на основе фактического анализа и использования методов корреляции и регрессии. Для отбора наиболее существенных производственных факторов производится их парная корреляция, на основе которой устанавливается степень взаимосвязи между отдельными производственными факторами, дублирующие друг друга. В результате корреляционного и технико-экономического анализа в технико-экономическую модель конкурентоспособности товара и производства включаются факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на уровень конкурентоспособности. К таким факторам для оценки конкурентоспособности товара и производства отнесены: цена, объем реализации, показатели и т.п. Затем устанавливается форма связи между выбранными параметрами и уровнем конкурентоспособности, т.е. устанавливается закономерность ее изменения. Формы связи могут принимать:
-линейную корреляционную зависимость;
-нелинейную корреляционную зависимость;
-степенную зависимость;
-логарифмическую зависимость и др.
Правильный выбор формы связи позволяет получить аналитическую функцию, соответствующую экономико-математической модели, рассмотрим на примере.
ЗАДАНИЕ 1
Исходные данные для расчета приведены в табл.1
Причем совокупность предприятий, входящих в отрасль могут быть сформированы следующим образом:
Вариант 1-четные номера предприятий;
Вариант 2- нечетные номера предприятий;
Вариант 3- первые 10 номеров предприятий.