Раздел II. Анализ и прогнозирование объемов грузовых и пассажирских перевозок на предприятиях железного транспорта
Раздел II. Анализ и прогнозирование объемов грузовых и пассажирских перевозок на предприятиях железного транспорта
Тема 7.
Методы прогнозирования (планирования) объемов производства
В стратегическом маркетинге
1. Методы прогнозирования (планирования) объемов производства в стратегическом маркетинге.
2. Стратегическая сегментация рынка и позиционирование товаров.
3. Определение стратегии выбора каналов товародвижения и сбыта товара.
1. Методы прогнозирования (планирования) объемов производства в стратегическом маркетинге.
Прогнозирование – это научно обоснованное предвидение возможных изменений работы организации в будущем, ее альтернативных путях развития. Прогнозирование тесно связано с планированием. Однако, если план содержит в основном однозначные характеристики (показатели) работы организации в ближайшие сроки (год), то прогноз носит перспективный вероятностный характер и предполагает последовательную возможность внесения существенных корректировок показателей.
При разработке прогнозов должны соблюдаться следующие принципы:
1) Системность;
2) Комплектность;
3) Непрерывность;
4) Вариантность;
5) Адекватность;
6) Оптимальность.
В условиях рыночной конкуренции и неустойчивости мировой экономической конъюнктуры долгосрочное планирование имеет большое значение. Побеждает та сторона, та отрасль или компания, которая наиболее точно приблизится в своих прогнозах к реальным потенциальным потребностям общества в соответствующих товарах и услугах в перспективе. Погоня за сиюминутною прибылью часто приводит к разорению и банкротству производителей. При этом очень важно спрогнозировать приоритеты в производстве товаров и услуг.
Основными приоритетными направлениями в прогнозах производства являются:
1. Повышение качества продукции и услуг.
2. Снижение удельных затрат на производство продукции.
3. Экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества продукции.
4. Повышение уровня автоматизации производства и рост производительности труда (ПТ).
5. Улучшение показателей эргономики производства.
Установлено, что при 100-бальной оценке труда, перечисленных выше пропорций (приоритетов) производства их зависимость имеет следующие соотношения 45:15:25:10:5 по отношению от большего к меньшему размеру этих показателей, т.е. повышение качества – 45 баллов, снижение затрат - 15 баллов, экономия ресурсов – 35 баллов и т.д.
Существует большое количество методов прогнозирования, наиболее важными из которых являются:
1) Методы экстраполяции, когда прогноз строится на основе тенденции – поведения объекта в прошлом;
2) Параметрические методы, когда прогноз определяется на основе зависимостей между параметрами объекта и его тенденциями получения полезного эффекта (с помощью регрессии);
3) Балансовый метод, когда предусматривается разработка продуктового межотраслевого, а затем транспортно-экономического балансов;
4) Экспертные методы, когда группа высококвалифицированных экспертов оценивает перспективы объекта по определенным баллам с помощью установленной средней оценки;
5) Нормативный метод, при котором устанавливаются перспективные нормативы качества товара и объемов его производства;
6) Экспериментальные методы, при которых создаются исполнительные экспериментальные производства новых товаров и возможные перспективы их продаж;
7) Индексный метод предусматривает приведение настоящих показателей к будущим с помощью индексов по формуле:
,
где - прогноз объемов производства;
- базисный (исходный) объем производства;
При этом процесс прогнозирования спроса на продукцию предприятия определяется с помощью индексов, приведенных в формуле:
- определение доли рынка по объему продаж данной продукции в перспективе;
- определение динамики спроса на основе анкетного спроса потребителей;
- определение уровня конкуренции и тенденции развития производства у конкурентов;
- анализ качества товара и динамики перспектив его повышения;
- анализ динамики цен на аналогичную продукцию и его заменители;
- изучение тенденции экономической конъюнктуры на внутреннем и международном рынках в области производства и потребления данного товара.
Балансовый метод и разработка продуктового и стоимостного межотраслевого баланса представляет собой взаимосвязь производства отраслей (уголь – металлургия – энергетика - транспорт) в матричной форме. Они являются основой разработки общих и региональных транспортно-экономических балансов по различным видам продукции, которые в свою очередь становятся основой разработки текущих и стратегических планов перевозок грузов.
На железнодорожном транспорте изучают динамику размещения производительных сил, транспортно-экономических связей и объемы перевозок ( ) в текущем периоде, затем определяют коэффициенты грузов ( ) по родам грузов по формуле:
,
где -прогнозируемый объем производства;
На основе прогнозируемых объемов производства ( ) конкретной продукции можно спрогнозировать спрос на ее перевозку по формуле:
,
прогноз грузооборота осуществляют с учетом динамики изменения средней дальности ( ) перевозок грузов:
, ткм.
В макроэкономическом плане прогноз объемов перевозочной работы ( ) можно определить за счет обширных маркетинговых обследований экономики рынков тяготения железных дорог и динамики возможного валового продукта (ДВВП) по формуле:
, т,
где -отчетный объем транспортной работы за соответствующий предплановый период.
Коэффициент корреляции изменения ВВП и РЖД в России составляет 95-96%.
При прогнозировании перевозок по железным дорогам часто используются также экспертные оценки развития грузообразующих отраслей и демографических изменений в регионах, динамики подвижности населения и уровня жизни, развитие международных связей, транспортной инфраструктуры и другие факторы.
2. Стратегическая сегментация рынка и позиционирование товаров
Для достижения более высокой конкурентоспособности организации надо хорошо знать своих потребителей, а для этого надо разделить их на определенные сегменты, определить свою нишу на рынке и затем позиционировать свою продукцию на этих рынках.
Сегментацией рынка называют группировку потребителей по определенным признакам и их отношениям к ценам и качеству товара (услуги).
Основными критериями сегментации являются деление потребителей по родам потребляемых товаров, по их качеству, способам потребления и по уровню конкуренции на рынке. При этом используются географические, социальные, демографические, поведенческие, социально-культурные и другие признаки сегментации.
В отличие от тактического маркетинга при стратегическом маркетинге (см) все эти признаки целевых сегментов рассматриваются в динамике и на долговременную перспективу.
После выбора целевых стратегических сегментов компания производит планирование товаров в каждом сегменте, имея в виду установление места продаж, объемов, сроков и видов поставок своих товаров. При этом также предусматривается возможность внедрения новых технологий сбыта товаров, повышение их дизайна, строительства новых торговых площадок, совершенствование дилерской системы и оптимизация каналов товародвижения и сбыта.
В целях стимулирования продаж разрабатывается стратегия рекламной политики и системы целевого стимулирования сбыта за счет внедрения скидок, надбавок за качество, организация выставок, ярмарок и т.д.
3. Определение стратегии выбора каналов товародвижения сбыта товара.
Успешная работа компании в значительной мере зависит от правильной организации товародвижения и сбыта товара. В большинстве случаев крупные компании не могут сами контролировать сбыт, для этого используется система сбытовых посредников. Сбытовики как правило, лучше знают потребности в конкретных регионах и поэтому работают в качестве партнеров компании, получая за это сбытовую надбавку к цене продукции. Посредники заключают договора с потребителями на поставки товаров, осуществляют непосредственные поставки и продажи, организуют рекламу товаров и стимулирование сбыта.
К каналам товародвижения относятся также сеть промежуточных баз и складов для хранения и сортировки продукции. Непосредственную поставку товаров потребителям осуществляют специальные структуры материально-технического снабжения с использованием различных видов транспорта.
Фактически производители передают право собственности на товар посредникам, которые могут регулировать ценовую политику в своих интересах, особенно при ослаблении или вовсе отсутствующей конкуренции. Поэтому очень важно определить эффективные условия и каналы сбыта, и оптимальное качество посредников. При возможности компании сами организуют прямые продажи товаров по более низким ценам.
Обоснование стратегии выбора каналов товародвижения и сбыта является одной из важных задач стратегического маркетинга.
На транспорте к каналам «товародвижения» относятся операторские и транспортно-экспедиторские компании и фирмы. По существу они должны быть партнерами транспортных организации и способствовать улучшению качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Однако на практике это не всегда так бывает. Слишком много посредников увеличивают стоимость транспортных услуг. Поэтому целесообразно определять оптимальную и эффективную систему продаж транспортной продукции. Для этого необходимо определить экономическую целесообразность количества таких экспедиторов. Критерием эффективности транспортно-экспедиторской деятельности является прирост прибыли транспорта и повышение качества транспортного обслуживания при прямом и посредническом обслуживании клиентуры, т.е. по формуле:
, руб,
где , - объемы грузооборота при прямом и экспедиторском обслуживании клиентуры соответственно в сопоставимых условиях;
- средняя доходная ставка транспорта в i-ом периоде;
- разница в расходах транспорта при прямом и экспедиторском обслуживании клиентуры;
- изменение общего показателя качества при прямом и экспедиторском обслуживании.
На основе этих расчетов можно определить оптимальное количество экспедиторских организации. Так как 100% акции железнодорожного транспорта по существу находятся в государственной собственности, то повышение его прибыли за счет оптимальной организации транспортно-экспедиторского обслуживания приносит общественную пользу для улучшения транспортного обслуживания экономики и населения страны. И (наоборот) напротив, снижение этой прибыли или ее отсутствие при наличии самостоятельных экспедиторов, которые впрочем, ее, обычно, всегда имеют, явно не эффективно с государственных позиции. Возможная эффективность использования посредников на транспорте, как правило, достигается только при существенном повышении общего уровня качества транспортного обслуживания ( ). Во всяком случае, более правильным было поставить операторов-экспедиторов в равные условия с поставщиками инфраструктуры в области использования методов ценообразования, либо при соответствующем государственном регулировании платежей и налогов. Должен соблюдаться принцип: все что хорошо для экспедиторов (по ценам и услугам) т.е. должно быть адекватно для железнодорожников и для клиентуры. Как правило, экспедитор-оператор наиболее эффективен при мультимодельных (смежных) перевозках, а также при мелкооптовых поставках и международных транспортных связях. При перевозках массовых грузов (уголь, руда, лес, нефтепродукты и т.д.) эффективнее прямые продажи транспортных услуг железными дорогами через систему фирменного транспортного обслуживания (СФТО).
Тема 8
ЗАДАНИЕ 1
Исходные данные для расчета приведены в табл.1
Причем совокупность предприятий, входящих в отрасль могут быть сформированы следующим образом:
Вариант 1-четные номера предприятий;
Вариант 2- нечетные номера предприятий;
Вариант 3- первые 10 номеров предприятий.
ТАБЛИЦА 1
Номер предприятия | Фосi тыс.руб. | Хi чел. | Дi тыс.руб. | ∑Дi тыс.руб. | Пi млн.руб. |
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности i-го товара определяется по формуле:
,
где -количество параметров включенных в группу j;
-уровень доверия j-го товара.
Уровень доверия по группе показателей определяется по данным экспертных оценок и устанавливается в пределах 0,7-0,9.
Относительный показатель конкурентоспособности определяется как для товара собственного производства ( ), так и для товара конкурентного товаропроизводителя ( ).
Тогда, если исследуемый товар может быть включен в план производства. В противном случае данный товар не должен включатся в план производства или же на основе этого анализа разрабатывается план организационно-технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара с целью включения его в план выпуска. В этом случае новый интегральный показатель относительной конкурентоспособности определяется по формуле:
,
где -параметры имеющихся ( ) от внедрения плана организационно-технических мероприятий;
и -относительная величина интегрального показателя конкурентоспособности i-ой номенклатуры товара до и после осуществления плана мероприятий.
При этом, новый уровень доверия ( ) рассчитывается по формулам:
-если j-ый параметр товара прямо пропорционален уровню доверия:
,
где - относительная величина прироста (+) или сокращения (-) уровня доверия j-ого параметра i-ой продукции, т.е.
,
где -фактическое отклонение j-ого параметра в долях единицы, т.е. - отношение фактической величины параметра после и до внедрения плана мероприятий;
-если j-ый параметр обратно пропорционален уровню доверия:
;
Оценка конкурентоспособности может быть выполнена по показателю конкурентоспособности ( ), характеризующего технические и экономические параметры:
,
где - индекс технических параметров, индекс качества;
,
где -коэффициент значимости (весомости) параметра;
-относительный параметр качества;
-значение параметра оцениваемой конструкции;
-значение параметра аналогичной конструкции конкурирующей фирмы.
Индекс экономических параметров, индекс цен ( ) определяется по формуле:
,
где - затраты в процессе эксплуатации оцениваемой конструкции;
- затраты в процессе эксплуатации конструкции конкурента.
Затраты и представляют собой суммарные затраты за весь срок службы исследуемой конструкции. Рассмотрим на примере.
ЗАДАНИЕ 2
Исходя из производственных возможностей предприятие может выпускать пять наименований продукции: А1, А2, А3, А4, А5. Конкурирующая организация выпускает аналогичную продукцию: В1, В2, В3, В4, В5. Интегральный показатель соответствующих товаров равен: ОКС 1 = 0,172; ОКС2 = 0,176; ОКС3 = 0,218; ОКС4 = 0,245; ОКС5 = 0,318; соответственно у конкурента: ОКС1 = 0,182; ОКС2 = 0,186; ОКС3 = 0,126; ОКС4 = 0,245; ОКС5 = 0,29;
Так как по условию задания уровень относительной конкурентоспособности товара А2 ниже чем у конкурента В2, то предполагается разработать организационно-технические мероприятия по повышению надежности и снижению эксплуатационных расходов на данную продукцию. В результате объем реализации вырастет на 15%, цена снизится за счет снижения затрат на производство на 10%. Данные для расчета эффективности мероприятий приведены в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2
Показатели | До внедрения | После внедрения |
Цена единицы продукции, руб. | ||
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
Годовой объем реализации, шт. | ||
Прибыль от реализации единицы продукции, руб. | ||
Прибыль от реализации годового объема, тыс.руб. | ||
Капитальные вложения, тыс.руб. | - | |
Срок окупаемости |
Определить уровень конкурентоспособности товара А2 после внедрения организационно-технических мероприятий и срок окупаемости капитальных вложений, если предприятие берет деньги в кредит, ставка за пользование кредита – 10%, уровень доверия мероприятия по обеспечению роста надежности составит 0,85, а уровень доверия мероприятия по обеспечению сокращения эксплуатационных расходов равен 0,87.
ЗАДАНИЕ 3
Определить конкурентоспособность нового полувагона по сравнению с существующим, параметры, характеризующие технические и экономические показатели, которые приведены в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Параметры | Коэффициент значимости параметров | Значение параметров | ||
для базового образца | для нового образца | для идеальной конструкции | ||
Грузоподъемность | 0,5 | 47,5 | ||
Удельный объем кузова, м3/т | 0,1 | 1,2 | 1,2 | 1,4 |
Производительность вагона ткм.нт/сут. | 0,3 | |||
Технический коэффициент тары, т | 0,1 | 0,47 | 0,45 | 0,43 |
Цена вагона, тыс.руб. | 0,3 | |||
Эксплуатационные затраты за срок службы, тыс.руб. | 0,7 |
ЗАДАНИЕ 4
Определить конкурентоспособность товара, выпускаемого фирмами А, В и С по основным потребительским критериям: удобство, цена, мода. Весомость и бальная оценка по каждому критерию рассматриваемых вариантов приведены в таблице 4.
ТАБЛИЦА 4
Критерий | Весовой коэффициент критерия | Балльная оценка товаров | ||
А | В | С | ||
Удобство | 0,3 | |||
Качество | 0,5 | |||
Цена | 0,1 | |||
Мода | 0,1 |
На основе цены и качества с помощью параметрического метода определить конкурентоспособность обогревателей модели А и обогревателей конкурирующих фирм моделей А, В, С, D. Исходные данные приведены в таблице 5.
ТАБЛИЦА 5
Показатель | Вес показателя, % | Модель А | Модель В | Модель С | Модель D |
Диапазон режимов работы | |||||
Безопасность эксплуатации | |||||
Мощность | |||||
Качество обогрева | |||||
Средний балл |
ЗАДАНИЕ 1
Определить емкость рынка промышленных товаров А, В, С, если изделие А реализует три предприятия, изделие В- два предприятия, изделие С- четыре предприятия. Недельный запас на рынке:
-Изделия А1 – 2000 штук; А2 – 1800 штук; А3 – 600 штук;
-Изделия В1 – 900 штук; В2 – 600 штук; В3 – 300 штук;
-Изделия С1 – 300 штук; С2 – 400 штук; С3 – 600 штук; С4 – 1000 штук.
Цена изделий соответственно, А – 50 тыс.руб., В – 80 тыс.руб., С – 120 тыс.руб.
ЗАДАНИЕ 2
Используя уравнение регрессии
и приведенные в таблице 6 данные о сбыте изделия с 2011г. По 2020г., сделать прогноз емкости рынка на 2020 г. Выполнить оценку точности прогноза.
ТАБЛИЦА 6
№ | Год | Объем реализации, шт. |
ЗАДАНИЕ 3
Определить математическое ожидание емкости рынка и выбрать наиболее эффективный вариант выпуска продукции, максимизирующий прибыль. Если известно, что цена единицы изделия остается неизменной, а вероятности возможных емкостей рынка, соответственно, равны: Р1 = 0,1; Р2 = 0,2; Р3 = 0,5; Р4 = 0,2. Ожидаемая прибыль при осуществлении различных вариантов объема выпуска приведена в таблице 7.
ТАБЛИЦА 7
№ | Объем выпускаемой продукции, тыс.шт. | Емкость рынка, тыс.шт. | |||
ЗАДАНИЕ 4
Известны результаты маркетинговых исследований состояния спроса на расходомеры на данном региональном рынке в текущем году. Производство и доставку расходомеров на рынок осуществляет четыре предприятия с общим объемом производства расходомеров 500 тыс. штук в год. Установлена динамика изменения спроса на данный товар, которая выражена в среднегодовом приросте спроса на 4%. Фирма «МЦ-ВОСТОК», выполняющая маркетинговые исследования, планирует со следующего года выйти на рынок такого же типа расходомеров, но более конкурентоспособного и удовлетворить весь прирост спроса за счет большой конкурентоспособности своих расходомеров.
Определить емкость данного регионального рынка в предстоящем году и оценить долю рынка новой фирмы.
ЗАДАНИЕ 5
Фирма, действующая на российском рынке, планирует открыть новый снабженческо-сбытовой филиал в регионе с числом потребителей продукции 1000 предприятий. Субъективная вероятность числа возможных пользователей снабженческо-сбытового филиала в месяце следующая:
ТАБЛИЦА 8
Число потребителей в месяц, Ni, шт. | Вероятность того, что число потребителей равно Ni , Р(Ni) |
N1 = 1000 | 0,2 |
N2 = 2000 | 0,5 |
N3 = 3000 | 0,3 |
Стоимость одной сделки на приобретение продукции одним предприятием составляет 1000 рублей, а доход от посещения филиала одним предприятием составляет 10000 руб. Расходы снабженческо-сбытового филиала планируются на уровне 2,2 млн. руб. в месяц. Определить ожидаемую оценку прибыли в случае открытия нового филиала в регионе.
7. Определение политики ценообразования на предприятии
Цена является важнейшим элементом исследований в производственном менеджменте. В области ценовой политики предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, а пытаются сами определить цены выгодные как для потребителей так и для себя. Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения:
-Предприятие - оптовая торговля;
-Оптовая торговля - розничная торговля;
-Розничная торговля - потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют и виды цен:
-Оптовые цены предприятия (отпускные цены);
-Оптовые цены промышленности (торговли) и закупочные цены сельского хозяйства;
-Розничные цены.
При этом каждый последующий вид цены включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, оптовая цена предприятия – это цена с которой товар выходит с предприятий и включает себестоимость (C) и прибыль предприятия (R) т.е.
,
где .
Внешние факторы по отношению к предприятию могут влиять на процесс ценообразования в трех направлениях:
-Уменьшить свободу предприятия в установлении цены;
-Не оказывать заметного влияния на свободу ценообразования;
-Значительно расширить эту свободу.
Таким образом, первый этап ценообразования определяет границы свободы предприятия в установлении цены на предприятии.
Основными методами ценообразования являются:
-Затратный метод;
-Агрегатный метод;
-Параметрический метод;
-На основе текущих цен;
-На основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Параметрический метод ценообразования имеет две разновидности:
-Метод удельной цены, когда цена определяется на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества (мощность, производительность и т.д.), в этом случае цена нового изделия равна:
,
где , - соответственно, цена базового и нового изделия;
, - соответственно, значение основного параметра нового и базового изделия.
- Бальный метод основан на экспертных оценках значения наиболее важных параметров качества изделия для потребителя:
,
где и - соответственно, сумма баллов базовой и новой продукции.
ЗАДАНИЕ 1
Предприятие выходит на рынок с усовершенствованным товаром. Аналогичную продукцию представляют на этот рынок еще три предприятия. Производственная помощь предприятия 600 тыс. единиц в год. Цена единицы товара, себестоимость его изготовления, условно- постоянные затраты предприятия, а также ценовая эластичность спроса на товар приведены в таблице 9.
ТАБЛИЦА 9
Показатель | Значение по вариантам | |||
Цена единицы товара, руб. | ||||
Ценовая эластичность | 1,9 | 1,95 | 2,1 | |
Себестоимость единицы товара в части зависящих затрат, руб. |
Определить наиболее выгодный объем производства и реализации товара. Используя метод безубыточности, выбрать вариант цены товара. Обосновать и принять решение по увеличению доли рынка предприятия на основе ценовой конкуренции.
ЗАДАНИЕ 2
Предприятие заключает контракт на поставку продукции производственно-технического назначения. Цена на продукцию определятся на момент подписания контракта. Выполнить корректировку расчетной цены за единицу продукции на момент подписания с учетом инфляции. Разработать возможные варианты наценок и скидов, используемые в условиях рыночных отношений. Исходные данные приведены в таблице 10.
ТАБЛИЦА 10
Показатели | Значения по вариантам | |||
Расчетная цена на момент заключения контракта, руб. | ||||
Среднемесячный уровень инфляции, % | 2,5 | 2,7 | 2,9 | 3,1 |
Число месяцев с момента подписания контракта | ||||
Доля в цене материальных затрат | 0,36 | 0.37 | 0,38 | 0,39 |
Доля в цене зарплаты и начислений на нее | 0,44 | 0,43 | 0,42 | 0,41 |
ЗАДАНИЕ 3
Предприятие реализует свои товары через оптовых посредников. С целью достижения максимальной прибыли и увеличения доли рынка определить:
-Наиболее выгодный для предприятия уровень розничной цены и объем продаж, соответствующих этой цене;
-Определить новую долю рынка, которую может завоевать предприятие при оптимальной цене;
-Определить дополнительную прибыль предприятия при новом уровне цен. Исходные данные приведены в таблице 11.
ТАБЛИЦА 11
Показатели | Значение показателя по вариантам | |||
Себестоимость единицы товара в части зависящих расходов, тыс.руб. | ||||
Условно постоянные затраты, млн.руб. | ||||
Доля рынка фирмы в исходном году, % | ||||
Эластичность спроса, тыс.шт./тыс.руб. | 0,48 | 0,49 | 0,50 | 0,51 |
Наценка фирмы при реализации в исходном году, % |
Уровень наценки оптовых посредников на отпускную цену предприятия составляет 70%, а уровень наценки розничных торговых организации – 20%.
ЗАДАНИЕ 4
Рассмотреть альтернативные стратегии ценообразования предприятия «МЦ-ВОСТОК» по выпуску новой модели ролико-лопостных расходомеров. Выбрать стратегию, обеспечивающую наибольшую прибыль предприятию. Исходные данные приведены в таблице 12.
ТАБЛИЦА 12
ТЕМА 9
Разработка стратегии ценообразования на товары и услуги на предприятиях железнодорожного транспорта
1. Сущность и виды цен на рынке
2. Методы прогнозирования цен
3. Выбор стратегии ценообразования
Методы прогнозирования цен
В стратегическом маркетинге используются различные противозатратные методы ценообразования на товары и услуги.
К затратному относится метод определения цены по принципу «себестоимость плюс прибыль»:
,
где -себестоимость единицы товара;
-принимаемый уровень рентабельности, %;
Получается, чем выше затраты, тем выше цена, т.е. для производителей отсутствует мотивация снижения затрат (кроме госрегулирования).
К противозатратному методу ценообразования относятся метод ценообразования, показанный на Рис. 6.1.
Обычно величина спроса ( ) выражается отрицательным числом. Так если повышение цены на 1% приводит к сокращению объема продаж на 0,5%, то ( ) будет равно 0,5/1. Спрос считается эластичным при ( ) равным от 0 до 1.
Как показал анализ на железнодорожном транспорте спрос на перевозки грузов имеет слабую эластичность. Большое влияние тарифов на пассажирские перевозки. Это связано с уровнем конкуренции на транспортном рынке.
Известно, что на рынке чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. Очевидно, что железнодорожный транспорт, обслуживая массовые перевозки топливно-сырьевых и др. грузов, действует в экономически целесообразном секторе транспортного рынка. В этих условиях установление тарифов должно осуществляться с учетом государственных интересов в т.ч. путем ограничения предельных уровней цен на транспортные услуги железных дорог. Правда государство должно компенсировать реальные потери отрасли за счет налоговых льгот и инвестирования крупных транспортных проектов.
При разработке стратегии ценообразования часто используются также экспертные методы установления цены. При этом цены экспертов (их должно быть не менее 5 и они должны быть независимыми) определяются по формуле:
,
где -цены экспертов;
-количество экспертов.
При установлении предельных (лимитных) цен на новый товар или услугу обычно учитывают полезный коэффициент этой организации по сравнению с лучшими действующими образцами. Целесообразно также учитывать индекс снижения затрат у потребителей (например, внетранспортный эффект). При определении цен организации необходимо их сравнение на аналогичную продукцию у конкурентов.
Обязательные этапы установления стратегических цен – следующие:
1) Глубокие маркетинговые исследования конъюнктуры рынка и спроса;
2) Прогнозирование организационно-технического развития производства и транспорта;
3) Анализ со<