Технологичность деталей и сборочных единиц.
Технологичность деталей и сборочных единиц.
Технологичность конструкции -это совокупность свойств изделия, которые обеспечивают его изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии. Целью обеспечения технологичности является повышение производительности труда и качества изделия при одновременном снижении затрат на производство и ТО.
Требования к технологичности деталей: д. должны иметь как можно более простую форму, конструкция детали по возможности должна состоять из стандартных и унифицированных элементов, д. должны изготавливаться из стандартных и унифицированных заготовок с применением стандартных технологических процессов, выбор необходимых технологических баз и простановка размеров должны осуществляться с учётом способа изготовления детали; Физико-механические, химические свойства материалов должны соответствовать требованиям жёсткости и износостойкости; рациональный выбор параметров обрабатываемой поверхности; заготовка детали должна быть получена рациональным способом с учётом объёма выпуска.
Требования к технологичности сборочной ед. предусматривают разбивку на три группы: 1) требования к компоновке и составу сб.ед; 2) требования к конструкции соединений составных частей;3) требования к точности и методам сборки. 1):сб.ед должна расчленяться на рациональное число составных частей; сборка не должна предусматривать сложного оборудования; конструкция должна предусматривать базовую составную часть. 2): количество мест соединений должно быть минимальным; изделие должно быть собираемым. 3): назначение натягов и зазоров в сопряжении должны обеспечить нормальное функционирование; точность сборки должна учитывать трудоёмкость и затраты
3.3 Виды изделий при конструировании. Структурная схема изделияПри конструировании изделий следует различать следу-ющие его возможные виды:
1. Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марки материала без применения сборочных операций.
2. Сборочная единица –это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочны-ми операциями (свинчиванием, спайка, клепка, сшивка, опрессовкой).
2. Комплекс –это 2 или более изделий не соединенных на предприятии. Изготовление сборочной операциями на предназначенной для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.
4. Комплект –это 2-а или более изделий не соединенных сборочными операциями, но представляющие собой набор изделий имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера.
Структурная схема изделия при разработке конструкторской документации.
Изделие(4 стрелки вниз)
1 стрелка. - деталь
2 стрелка. – сб. единица – сб.ед. –детали – комплекты.
3 стрелка. – комплекс – комплексы – сб.ед. – детали – комплекты.
4 стрелка. – комплект –сб.ед. – детали – комплекты.
Основные этапы конструирования. Характеристика этапов.
1)Техническое задание(ГОСТ15.001-73). Составляется заказчиком изделия и устанавливается наиболее общие требования к изделию, о его разработке и изготовлении.
Тех. задание содержит: 1) наименование и область применения изделия; 2) основание для разработки;
3) источники для разработки; 4)технические требования,
включая: требования к составлению и конструкции изделия; к надежности и технологичности; 5)порядок контроля и приемки.
2) Техническое предложение– это совокупность конструкторских документаций содержащих техниче-ские и технико-экономические обоснования целесообр-азности разработки и изготовления изделия.
3) Эскизный проект –конструкторские документы, дающие наиболее общие представления об устройстве и принципе действия изделия.
4) Технический проект – совокупность контр. Документов, которые содержат окончательное техническое решение, дают полное представление об устройстве и принципе действия разрабатываемого изделия и являются исходными данными для разработки рабочей документации.
Разработка конструкторской документации.
На основании данных технического проекта выполняются технические документы (спецификации, сб. чертежи, рабочие чертежи).
Онулирование лицензии.
Лицензия может быть онулирована только через суд.
Причины онулирования лицензии:
1)неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течении 3 месяцев;
2)в случае если лицензиат не устранил нарушения повлекши за собой приостановление действия лицензии.
3)если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нанесение ущерба правам, здоровью, и интересам граждан, обороне и безопасности государства и культурному наследию страны.
Основные регулировки ТНВД.
ТНВДпредназначен для равномерной подачи строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в определённый момент и в течении определённого промежутка времени под высоким давлением.
Регулируется начальный угол опережения подачи топлива. Рабочий угол опережения подачи. Количество топливоподачи.
Принцип работы ЭСУД.
С датчиков, встроенных в двигатель, снимается информация о режиме работы двигателя. Эти сигналы интерфейсом блока управления преобразуются из аналоговой формы в цифровую, затем эти сигналы в цифровой форме поступают в процессор, где они сравниваются со значениями, заложенными в память блока управления. Процессор выдаёт регулирующий сигнал на исполнительные устройства. Для систем зажигания- это транзисторный коммутатор, для системы впрыска топлива –т форсунки (основные и пусковые) и электробензонасос.
Автомобильные бензины.
Предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сго-рания с принудительным воспламенением (от искры).
Эксплуатационные требования: хорошая испаря-емость, позволяющая получить однородную топливо-воздушную смесь оптимального состава при любых температурах; групповой углеводородный состав, обе-спечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.
В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084–77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторно-му методу, для последних - по исследовательскому. В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-91”, “Премиум-95”, “Супер-98”.
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, крекинга и гидрокрекинга, и других тех. процессов.
Дизельное топливо
Нефтяная фракция основу, которой составляет углеводороды с температурами кипения 200-350О С. Выглядит диз. топл. Как более вязкая, чем бензин про-зрачная жидкость желтого или светлоокоричневого цвета в зависимости от содержания смол.
Эксплуатационные требования:
- хорошая прокачиваемость (как условие бесперебойной и надежной работы ТНВД);
- обеспечение тонкого распыла и хорошего смесеобра-
зования;
- мягкий пуск двигателя;
- полное сгорание топлива и мягкая работа двигателя;
-предотвращение нагарообразования на клапанах, поршнях и поршневых кольцах, зависания игл и закоксовывание распылителей форсунок;
- отсутствие коррозионного воздействия на детали;
- высокая хим. стабильность.
Свойства диз. топлив
- цетановое число;
- вязкость и плотность;
- низкотемпературные свойства;
-фракционный состав и испаряемость;
- противокоррозионные свойства и стабильность;
- наличие механических примесей и воды;
- удовлетворение экологических требований.
Цетановое число – это показатель воспламеняемости диз. топлива, численно равный объемному проценту
цетана в эталонной смеси, которая в условиях испытаний равноценна по воспламеняемости эталонному топливу.
В эталонную смесь входит цетан и α-метилнафталин. Если смесь состоит из 30% цетана и 70% α-метилнафта-лина то считается что её цетановое число равно 30. По ГОСТ 305-82 цетановое число диз. топлива должно быть
не менее 45.
Вязкость. Для топлив различных марок оптимальное значение лежит в пределах 1,5-6,0 мм2/с. Понижение
или повышение вязкости приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры, а так же процессов смесеобразования и сгорания рабочей смеси.
Плотностьдиз. топлив нормируется при tО = + 20О С:
- для летнего топлива не более 860 кг/м2;
- для зимнего топлива не более 840 кг/м2;
- для арктического топлива 830 не более кг/м2.
Низкотемпературные свойствадиз. топлив, характери-зуемые температурами помутнения и застывания, оце-нивают, устанавливая предельно низкую температуру окр. среды, при которой его подача из топливного бака
к двигателю происходит бесперебойно.
Температура помутнения– t-ра, при которой топливо теряет прозрачность в результате выпадения кристаллов
Н-парафиновых углеводородов или микрокристаллов льда, но не теряет текучести.
Температура застывания - t-ра при, которой диз. топливо не обнаруживает текучести при наклоне под углом 45О в течение 1 мин.
Ассортимент диз. топлив
В зависимости от условий применения по ГОСТ 305-82, производят диз. топлива трёх марок: Л (летнее),
З (зимнее) и А (арктическое).
3.22 Охлаждающие жидкости, используемые в двигателях при зимней эксплуатации автомобиля:
Требования:Эффективно отводить тепло (т.е. иметь большую теплоёмкость и небольшую вязкость); иметь высокие температуры кипения и теплоту испарения; обладать низкой температурой кристаллизации; не образовывать отложения в системе охлаждения; не вызывать коррозии метал. деталей и не разрушать резиновые детали системы охлаждения; не вспениваться в процессе работы; быть дешевыми, пожаробезопасными и безвредными для здоровья.
В качестве таких жидкостей могут быть использованы смеси воды со спиртами, смеси углеводородов и ряд других смесей. В настоящее время широко применяются водные растворы этиленгликоля. Смеси этиленгликоля с водой имеют более низкую температуру застывания по сравнения с температурой застывания каждого компонента смеси. Пример Тосол-40 (т замерз.<400)
срок эксплуатации 2 года. Более длительные сроки эксплуатации способствуют возникновению дефектов на поверхности деталей.
3.23 Коэффициент избытка воздуха. Значение КИВ для дизельных двигателей, карбюраторных двигателей. Влияние величины КИВ на мощность и экономичность двигателя.Отношение действительного расхода воздуха к теоретически необходимому. Для карб. бенз. ДВС при ном. мошьности-0,8-0,96, для бензинового ДВС с впрыском-0,85-1,30, для дизелей -1,5-1,7.
Для получения максимальной мощности необходимо смесь обогащать до определённого значения, для получения максимальной экономичности смесь необходимо обеднять до определенного значения.
3.24 Что называется нормальной рабочей смесью, богатой или бедной рабочей смесью? Что понимают под мощностной или экономической рабочей смесью? Смесь переменного состава обеспечивающая получение максимальной мощности при любой нагрузке двигателя. Экономическая смесь – смесь переменного состава при различных нагрузках на двигателе обеспечивающая получение максимум экономичности на любых нагрузках. Богатая рабочая смесь – смесь где коэффициент избытка воздуха менее 1, бедная более 1, нормальная равна 1.
3.25 Нарушения процесса горения в карбюраторных двигателях. Детонационное сгорание,
преждевременное воспламенение, последующее воспламенение.Способы уменьшения детонации – октановое число топлива, - температурный режим двигателя, - скоростной режим двигателя, нагрузка на двигатель, - угол опережения зажигания. Преждевременное воспламенение топлива – воспламенение искры до искры, сопровождается глухими стуками на общем фоне шума двигателя. Последующее воспламенение – имеет место у двигателей с высокой степенью сжатия и большим запасом мощности. В двигателях загруженных на 15-20% (в городской черте) происходит неполное сгорание топлива из-за понижения t сгорания топлива и отложению нагара, температура рабочего тела доходит до 3000 и приводит к растрескиванию нагара, нагар во взвешенном состоянии является дополнительным источником воспламенения, скорость сгорания увеличивается в 5-6 раз это приводит к жесткой работе двигателя и большей теплоотдачи в стенки камеры сгорания и прогоранию днища поршней.
3.26 Токсичность отработавших газов. Токсические компоненты отработавших газов.CO,CH,NOx, Образуются концерагенные вещества бенз-пирен вызывающий раковые заболевания абсорбирующий на саже. Способы снижения токсичности: - улучшение качества протекания рабочего процесса, - постановка нейтрализаторов (пламенных, химических, каталических)
Требования к геометрическим и весовым параметрам автомобилей.
Для обеспечения активной безопасности АТС эксплуатируемых на дорогах общего пользования во всех странах вводятся ограничения допустимых размеров. Ширина 2.5 м, но 1) зеркала на гибких кронштейнах 2) эластичные накладки на боковины кузова 3) эластичная часть брызговиков 4) деформируемые части колеса 5) средства повышения проходимости ( цепи) 6) средства крепления груза в кузове 7) боковые повторители, световозвращатели 8) изотермические или рефрижираторные кузова. Высота: на дорогах с твердым покрытием с 1 по 3 категории 4м на дорогах общего пользования 4 и 5 категории 3,8м. Длина: независимо от количества опорных мостов и осей 12 м седельные тягачи или сцепного поезда 20 м. Весовые параметры автомобилей: сухая масса - под этим параметром понимается вес и масса без учета запасного колеса, инструмента и нестандартных элементов больших заправочных баков, запасных частей, Снаряженная масса – вес или масса законченной конструкции автомобиля но без водителя пассажиров и полезной нагрузки, полная масса – вес или масса АТС обеспечивающих расчетную прочность надежность авто в определенных условиях эксплуатации, Номинальная грузоподъемность или пассажировместимость АТС – максимально возможная полезная нагрузка обеспечивающая расчетную прочность надежность и долговечность. коэффициент тары.
Технологичность деталей и сборочных единиц.
Технологичность конструкции -это совокупность свойств изделия, которые обеспечивают его изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии. Целью обеспечения технологичности является повышение производительности труда и качества изделия при одновременном снижении затрат на производство и ТО.
Требования к технологичности деталей: д. должны иметь как можно более простую форму, конструкция детали по возможности должна состоять из стандартных и унифицированных элементов, д. должны изготавливаться из стандартных и унифицированных заготовок с применением стандартных технологических процессов, выбор необходимых технологических баз и простановка размеров должны осуществляться с учётом способа изготовления детали; Физико-механические, химические свойства материалов должны соответствовать требованиям жёсткости и износостойкости; рациональный выбор параметров обрабатываемой поверхности; заготовка детали должна быть получена рациональным способом с учётом объёма выпуска.
Требования к технологичности сборочной ед. предусматривают разбивку на три группы: 1) требования к компоновке и составу сб.ед; 2) требования к конструкции соединений составных частей;3) требования к точности и методам сборки. 1):сб.ед должна расчленяться на рациональное число составных частей; сборка не должна предусматривать сложного оборудования; конструкция должна предусматривать базовую составную часть. 2): количество мест соединений должно быть минимальным; изделие должно быть собираемым. 3): назначение натягов и зазоров в сопряжении должны обеспечить нормальное функционирование; точность сборки должна учитывать трудоёмкость и затраты
3.3 Виды изделий при конструировании. Структурная схема изделияПри конструировании изделий следует различать следу-ющие его возможные виды:
1. Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марки материала без применения сборочных операций.
2. Сборочная единица –это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочны-ми операциями (свинчиванием, спайка, клепка, сшивка, опрессовкой).
2. Комплекс –это 2 или более изделий не соединенных на предприятии. Изготовление сборочной операциями на предназначенной для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.
4. Комплект –это 2-а или более изделий не соединенных сборочными операциями, но представляющие собой набор изделий имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера.
Структурная схема изделия при разработке конструкторской документации.
Изделие(4 стрелки вниз)
1 стрелка. - деталь
2 стрелка. – сб. единица – сб.ед. –детали – комплекты.
3 стрелка. – комплекс – комплексы – сб.ед. – детали – комплекты.
4 стрелка. – комплект –сб.ед. – детали – комплекты.