Методика расчета показателей работы автотранспорта
Размер автопарка характеризует среднесписочное число автомобилей (Асс)
, где
– сумма пребывания автомобиле-дней в хозяйстве;
Д – продолжительность анализируемого периода
Среднегодовая грузоподъёмность всего парка в автомобиле-тоннах:
, где
– суммарное количество автомобиле-тонно-дней в хозяйств
Грузоподъёмность среднесписочного автомобиля:
Техническое состояние автопарка характеризуется коэффициентом технической готовности парка
, где
– сумма автомобиле-дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии
От технической готовности автомобилей прежде всего зависит выпуск их на линию, что выражается коэффициентом выпуска автомобилей на линию:
, где
АДв – суммарное количество автомобиле-дней на линии. Сюда включены автомобиле-дни на линии независимо от количества часов работы в наряде.
Во время работы в наряде автомобили могут быть использованы интенсивно или же иметь длительные простои. Коэффициент использования рабочего времени в наряде исчисляется делением времени нахождения автомобилей в движении ко времени пребывания их в наряде:
, где
Тдв – время нахождения автомобиля в движении, ч;
Тн – время нахождения автомобиля в наряде, ч.
, где
аф – коэффициент использования годового фонда рабочего времени;
Тнф – нормативное рабочее время одного автомобиля, берется из производственного календаря.
Среднюю продолжительность рабочего дня можно определить по формуле:
Среднесуточный пробег автомобилей исчисляют по формуле:
, где
∑L – общий пробег автомобилей за анализируемый период, км.
Коэффициент использования пробега определяют делением пробега автомобилей с грузом на общий пробег:
, где
∑Lг – суммарный пробег автомобилей с грузом, км.
Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:
, где
∑P – объём транспортных работ, т-км
∑Q – вес перевезенных грузов, т.
Статический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его загрузке:
, где
∑Qп – вес перевезенных грузов на прицепах, т;
∑Qв – возможный объём перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей. Определяется умножением грузоподъёмности среднесписочного автомобиля на число рейсов с грузом:
, где
n – число рейсов
gcc – грузоподъёмность среднесписочного автомобиля
Динамический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его движении
, где
Рп – объём транспортной работы на прицепах, т-км;
Рв – возможный объём транспортной работы при осуществлении всех перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей, т-км.
, где
- пробег с грузом, км
Среднюю техническую скорость исчисляют делением общего пробега автомобилей на время нахождения их в движении
Средняя эксплуатационная скорость представляет частное от деления общего пробега на суммарное время нахождения в наряде всего автопарка:
Все перечисленные показатели прямо или косвенно влияют на производительность автопарка. С увеличением коэффициентов выпуска автомобилей на линию, использования рабочего времени, пробега и грузоподъёмности повышается производительность автопарка. Чем выше техническая и эксплуатационная скорость, тем больше среднесуточный пробег, тем производительнее работает автопарк. Следовательно, производительность автомобилей является одним из обобщающих показателей работы автопарка. Чаще всего производительность автомобилей выражается выработкой в тоннах, тонно-километрах на одну среднесписочную автомобиле-тонну за анализируемый период.
Годовая выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну исчисляется по формуле:
Выработка в расчете на один среднесписочный автомобиль определяется по формуле:
Одним из важнейших обобщающих показателей работы автопарка является себестоимость одного тонно-километра:
, где
∑S – всего затрат по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей), руб
Результаты расчетов заносим в таблицу 2
Таблица 2- Технико-экономические показатели использования грузовых автомобилей на предприятии.
Показатели | Базисный | Отчетный | Отчетный в % к базисному |
Среднесписочное число автомобилей, шт. | |||
Среднегодовая грузоподъемность всего парка, т. | |||
Грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т. | |||
Коэффициент технической готовности автопарка | |||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | |||
Коэффициент использования рабочего времени | |||
Коэффициент использования пробега | |||
Статический коэффициент использования грузоподъемности | |||
Динамический коэффициент использования грузоподъемности | |||
Средняя продолжительность рабочего дня | |||
Среднесуточный пробег автомобилей, км. | |||
Среднее расстояние перевозки 1 т. груза, км. | |||
Средняя техническая скорость, км/ч. | |||
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч. | |||
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну: | |||
т | |||
т-км | |||
Себестоимость 1 т-км, руб. |
К таблице 2 дать выводы по использованию грузовых автомобилей на предприятии. Рассмотреть, как изменился за два года коэффициент технической готовности, с чем это связано; как изменение коэффициента технической готовности повлияло на изменение коэффициента выпуска на линию. Как изменился коэффициент использования фонда рабочего времени. О чем говорит изменение коэффициента использования пробега. Как увеличилась или уменьшилась производительность автопарка, от каких показателей она зависит. Как влияют на нее техническая и эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег автомобилей. Каким образом перечисленные показатели повлияли на себестоимость одного тонно-километра.
Выводы:
Практическое занятие № 3