Методика расчета показателей работы автотранспорта

Размер автопарка характеризует среднесписочное число автомобилей (Асс)

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru – сумма пребывания автомобиле-дней в хозяйстве;

Д – продолжительность анализируемого периода

Среднегодовая грузоподъёмность всего парка в автомобиле-тоннах:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru – суммарное количество автомобиле-тонно-дней в хозяйств

Грузоподъёмность среднесписочного автомобиля:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Техническое состояние автопарка характеризуется коэффициентом технической готовности парка

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru – сумма автомобиле-дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии

От технической готовности автомобилей прежде всего зависит выпуск их на линию, что выражается коэффициентом выпуска автомобилей на линию:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

АДв – суммарное количество автомобиле-дней на линии. Сюда включены автомобиле-дни на линии независимо от количества часов работы в наряде.

Во время работы в наряде автомобили могут быть использованы интенсивно или же иметь длительные простои. Коэффициент использования рабочего времени в наряде исчисляется делением времени нахождения автомобилей в движении ко времени пребывания их в наряде:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Тдв – время нахождения автомобиля в движении, ч;

Тн – время нахождения автомобиля в наряде, ч.

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

аф – коэффициент использования годового фонда рабочего времени;

Тнф – нормативное рабочее время одного автомобиля, берется из производственного календаря.

Среднюю продолжительность рабочего дня можно определить по формуле:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Среднесуточный пробег автомобилей исчисляют по формуле:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

∑L – общий пробег автомобилей за анализируемый период, км.

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега автомобилей с грузом на общий пробег:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

∑Lг – суммарный пробег автомобилей с грузом, км.

Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

∑P – объём транспортных работ, т-км

∑Q – вес перевезенных грузов, т.

Статический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его загрузке:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

∑Qп – вес перевезенных грузов на прицепах, т;

∑Qв – возможный объём перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей. Определяется умножением грузоподъёмности среднесписочного автомобиля на число рейсов с грузом:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

n – число рейсов

gcc – грузоподъёмность среднесписочного автомобиля

Динамический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его движении

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Рп – объём транспортной работы на прицепах, т-км;

Рв – возможный объём транспортной работы при осуществлении всех перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей, т-км.

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru - пробег с грузом, км

Среднюю техническую скорость исчисляют делением общего пробега автомобилей на время нахождения их в движении

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Средняя эксплуатационная скорость представляет частное от деления общего пробега на суммарное время нахождения в наряде всего автопарка:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Все перечисленные показатели прямо или косвенно влияют на производительность автопарка. С увеличением коэффициентов выпуска автомобилей на линию, использования рабочего времени, пробега и грузоподъёмности повышается производительность автопарка. Чем выше техническая и эксплуатационная скорость, тем больше среднесуточный пробег, тем производительнее работает автопарк. Следовательно, производительность автомобилей является одним из обобщающих показателей работы автопарка. Чаще всего производительность автомобилей выражается выработкой в тоннах, тонно-километрах на одну среднесписочную автомобиле-тонну за анализируемый период.

Годовая выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну исчисляется по формуле:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Выработка в расчете на один среднесписочный автомобиль определяется по формуле:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru

Одним из важнейших обобщающих показателей работы автопарка является себестоимость одного тонно-километра:

Методика расчета показателей работы автотранспорта - student2.ru , где

∑S – всего затрат по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей), руб

Результаты расчетов заносим в таблицу 2

Таблица 2- Технико-экономические показатели использования грузовых автомобилей на предприятии.

Показатели Базисный   Отчетный   Отчетный в % к базисному
Среднесписочное число автомобилей, шт.      
Среднегодовая грузоподъемность всего парка, т.      
Грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т.      
Коэффициент технической готовности автопарка      
Коэффициент выпуска автомобилей на линию      
Коэффициент использования рабочего времени      
Коэффициент использования пробега      
Статический коэффициент использования грузоподъемности        
Динамический коэффициент использования грузоподъемности      
Средняя продолжительность рабочего дня      
Среднесуточный пробег автомобилей, км.      
Среднее расстояние перевозки 1 т. груза, км.      
Средняя техническая скорость, км/ч.      
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч.      
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну:      
т      
т-км      
Себестоимость 1 т-км, руб.      

К таблице 2 дать выводы по использованию грузовых автомобилей на предприятии. Рассмотреть, как изменился за два года коэффициент технической готовности, с чем это связано; как изменение коэффициента технической готовности повлияло на изменение коэффициента выпуска на линию. Как изменился коэффициент использования фонда рабочего времени. О чем говорит изменение коэффициента использования пробега. Как увеличилась или уменьшилась производительность автопарка, от каких показателей она зависит. Как влияют на нее техническая и эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег автомобилей. Каким образом перечисленные показатели повлияли на себестоимость одного тонно-километра.

Выводы:

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации