Система организации проведения технических ревизий (проверок) и технического аудита системы менеджмента безопасности движения
1. Технические ревизии (проверки) по вопросам обеспечения безопасности движения поездов (далее – технические ревизии) и технический аудит системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД» являются одними из основных форм осуществления контроля организации обеспечения безопасности движения поездов и составными частями профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте.
2. Цель технической ревизии состоит в комплексной оценке уровня организации обеспечения безопасности движения в подразделениях железной дороги, эффективности организационно-технических мер, принимаемых в этой области, в том числе с личным участием работников руководящего состава подразделений, выявлении несоответствий в организации процессов, связанных с безопасностью движения, в содержании и техническом обслуживании технических средств, ведении документации, а также совместном с руководителями этих подразделений определении программы действий по устранению выявленных несоответствий с последующим контролем её выполнения.
3. Техническая ревизия дирекций дорожного подчинения и входящих в их состав структурных подразделений проводится ежегодно с проверкой устранения выявленных несоответствий работниками аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги.
4. Аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги разрабатывается годовой план проведения технических ревизий и контрольных проверок дирекций дорожного подчинения, функциональных филиалов и входящих в их состав структурных подразделений, который утверждается начальником железной дороги.
5. Дирекции дорожного подчинения, функциональные филиалы и входящие в их состав структурные подразделения информируются о запланированных технических ревизиях и контрольных проверках за 10 дней.
6. Технические ревизии и контрольные проверки структурных подразделений дирекций дорожного подчинения проводятся комиссиями под руководством заместителя начальника железной дороги – главного ревизора по безопасности движения поездов (или его заместителя), в состав которых входят работники аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, а также руководители и специалисты дирекций дорожного подчинения и функциональных филиалов. Персональный состав этих комиссий утверждается начальником железной дороги.
7. Работа комиссий осуществляется в присутствии причастных руководящих работников управления железной дороги, дирекций дорожного подчинения, функциональных филиалов и входящих в их состав структурных подразделений. Состав комиссий определяется руководителями железной дороги и причастных дирекций.
8. В ходе технической ревизии члены комиссий применяют в необходимых случаях запретные меры, предъявляют требования к соответствующим руководителям в части оперативного устранения выявляемых несоответствий, угрожающих безопасности движения поездов, и контролируют их выполнение. По фактам неудовлетворительного знания руководителями и непосредственными исполнителями, связанными с безопасностью движения, нормативных актов и документов по безопасности движения вносятся предложения об их внеочередных испытаниях в соответствующих комиссиях по испытаниям.
9. Итоги технической ревизии и контрольной проверки оформляются актом произвольной формы, который подписывается руководителем и всеми членами комиссии. Акт технической ревизии вручается начальнику проверяемого структурного подразделения дирекции дорожного подчинения или функционального филиала.
10. Результаты разборов оформляются протоколами и изданием соответствующих приказов.
11. По результатам технических ревизий разрабатываются и утверждаются мероприятия по устранению, устанавливается контроль устранения выявленных несоответствий.
12. Технический аудит системы менеджмента безопасности движения – это независимая экспертиза, осуществляемая путём проведения плановых, внеплановых, комплексных и тематических проверок системы менеджмента безопасности движения, проводимая с целью оценки технического состояния объектов железнодорожного транспорта и направленная на повышение уровня безопасности движения.
Порядок проведения технического аудита системы менеджмента безопасности движения и требования к «аудиторам» при проведении технического аудита должны соответствовать стандартам ОАО «РЖД»:
СТО РЖД 1.05.514.1-2009 «Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения»;
СТО РЖД 1.05.514.2-2009 «Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам».
Проведение технического аудита направлено на:
улучшение деятельности структурных подразделений и предприятий;
раннее выявление проблем;
предотвращение проблем;
поиск коренных причин проблем;
определение рисков и управление ими.
Ответственным за организацию аудита, проведение аудита, разработку и выполнение корректирующих и предупреждающих действий при техническом аудите первого уровня является руководитель подразделения (владелец процесса). При аудите первого уровня аудиторами являются сами владельцы процессов.
13. Технический аудит первого уровня включает следующие этапы:
13.1. Подготовительный этап;
13.2. Этап проведения технических аудитов процессов, связанных с вопросами обеспечения безопасности движения, в линейных структурных подразделениях служб, дирекций, филиалов;
13.3. Этап проведения технического аудита системы менеджмента безопасности движения дирекций дорожного подчинения или функциональных филиалов;
13.4. Этап разработки и выполнения корректирующих и предупреждающих действий по результатам проверки;
13.5. Этап проведения контрольных проверок и повторных (надзорных, инспекционных) технических аудитов.
14. Технический аудит процесса основан на:
14.1. Анализе документов, регламентирующих процесс;
14.2. Проведении интервьюирования сотрудников, участвующих в процессе;
14.3. Анализе полученной информации о деятельности, в частности, по корректирующим и предупреждающим действий, проводимым в процессе.
15. Технический аудит процесса по времени проведения разделяется на:
15.1. Плановый аудит (проводится в соответствии с установленным графиком проверок);
15.2. Внеплановый аудит (проводится по требованию владельца процесса либо вышестоящего руководителя).
Годовой план проведения аудита структурных подразделений дирекций дорожного подчинения или функциональных филиалов утверждается руководителем соответствующей дирекции, с учётом 100 % охвата в течение года всех цехов, отделений, участков, околотков, входящих в структурное подразделение.
16. Для воспроизводимости процесса аудита, технический аудит должен проводиться компетентными лицами, основные требования к аудиторам:
16.1. Компетентность по оцениваемым вопросам;
16.2. Соответствующее обучение и производственный опыт;
16.3. Способность работать в группе аудиторов (в команде);
16.4. Профессионализм и самостоятельность мышления;
16.5. Объективность в принятии решения;
16.6. Умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях;
16.7. Хорошие аналитические способности;
16.8. Способность к убеждению.
17. Аудиторы при проведении технического аудита несут ответственность за:
17.1. Объективность и беспристрастность процесса внутреннего технического аудита;
17.2. Сбор и анализ доказательств, необходимых для оценки соответствия проверяемой деятельности (системы) критериям аудита;
17.3. Ведение и сохранение записей в ходе аудита;
17.4. Сохранение конфиденциальности.
_____________
Приложение № 25
к приказу
от «10» января 2012 г. № 1/Н