Участок уборочно-моечных работ
Участок уборочно-моечных работ (УМР) предназначен для удаления за- грязнений, возникших в процессе хранения, транспортировки и эксплуатации автомобилей, в целях придания ему эстетичного вида и соблюдения санитарно- гигиенических и экологических норм.
На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:
Ø внешняя мойка кузова автомобиля как ручная, так и механизированны- ми техническими средствами (мойка осуществляется с применением синтетических моющих средств);
Ø мойка двигателя и подкапотного пространства автомобиля в случае предполагаемого ремонта его систем и деталей;
Ø мойка колёс автомобиля;
Ø мойка днища автомобиля;
Ø уборка и чистка салона автомобиля;
Ø обтирочные работы и сушка;
Ø полировка лакокрасочного покрытия кузова в целях восстановления блеска;
Ø очистка и фильтрация сточных вод для повторного использования их в производстве.
Мойка кузова автомобиля улучшает условия труда при выполнении тех- нологических операций ТО и ТР и способствует уменьшению активной корро- зии от соли и других агрессивных сред при постановке автомобиля в гараж или на стоянку.
На крупных и больших СТО мойка автомобилей выполняется обычно ме- ханизированным способом с применением высокопроизводительных туннель- ных и портальных струйно-щеточных установок. Посты участка специализи- руются по видам работ: мойки, сушки, уборки салона, полировки кузова и ухо- да за лакокрасочным покрытием. Посты участка, как правило, располагаются в линию, движение автомобиля может осуществляться как своим ходом, так и при помощи конвейера.
На малых и средних СТО преобладают участки ручной мойки автомоби- лей. При этом все работы выполняются на одном или нескольких универсаль- ных постах.
Годовой объём уборочно-моечных работ для городской СТО, выпол- няющей кроме технологической и коммерческую мойку автомобилей, рассчи- тывается по формуле:
|
= NСТО × d
×tУМР ,
где d - число заездов на СТО одного автомобиля в год для проведения
УМР, принимается по табл. 3.4 или вычисляется по формуле:
d = LГ /H , здесь LГ - годовой пробег, Н - средний пробег автомо-
биля между проведением УМР, принимается в пределах от 800 до 1000 км.
tУМР
- средняя трудоёмкость УМР, принимаем
tУМР
= 0,5
чел. - ч.-
для легковых автомобилей и томобилей и автобусов.
tУМР
= 1,0
чел. - ч.
- для грузовых ав-
|
|
где СУМР
ДОР УМР
СУМР СТОi
× Д РАБ
× tУМРi ,
NСТОi
- суточное число автомобиле-заездов на СТО для проведения
УМР по видам автомобилей, вычисляется по следующей формуле:
N СУМР
r
= УМРi
× И Д
,
СТОi
где
И Д - интенсивность движения, авт./сут. принимается по табл. 5.2. (Приложение 5) в зависимости от заданной категории дороги;
|
центах от интенсивности движения автомобилей, принимается по табл. 2.4.
Число рабочих постов косметической мойки транспортных средств, обору- дованных механизированными моечными установками, определяется по фор- муле:
Х = NССМ
|
ОКР
ТО × HO
|
где
NССМ
- суточное число заездов автомобилей на участок для выполне- ния уборочно-моечных работ;
ТО
НО
|
|
- суточная продолжительность работы моечного оборудования,
час;
- часовая производительность оборудования, принимается в зави- симости от типа моечной установки по табл. 2.27 [15];
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на по-
сты УМР, для СТО имеющих до 10 включительно рабочих постов принимается равным 1,3 – 1,5, от 11 до 30 – 1,2-1,3, более 30 по-
стов – 1,1–1,2;
- коэффициент использования рабочего времени поста, для участ-
ка УМР принимается равным 0,9.
Таблица 2.27
Производительность портальных установок для мойки транспортных средств.
Тип автомобиля | Производительность оборудо- вания, авт./час |
Легковые автомобили | 10-12 (20-24*) |
Автобусы | 8-10 (16-20*) |
Грузовые автомобили | 8-10 (16-20*) |
вок.
Примечание:* Приведена производительность для двухпортальных моечных устано-
Участок УМР целесообразно располагать рядом с участком приёмки-
выдачи автомобилей в связи с необходимостью соблюдения последовательно- сти производственного процесса. При выполнении СТО коммерческой мойки автомобилей без их последующего заезда на сервисное предприятие участок удобно разместить в отдельно стоящем корпусе.
Примеры участков УМР для СТО легковых автомобилей различной мощ- ности с расположением вспомогательных помещений и обозначением стацио- нарного технологического оборудования применяемого на участке приведены на рис. 8.6, 8.7(Приложение 8). На рис. 8.11 (Приложение 8) для общего озна- комления показана линия коммерческой мойки автомобилей на крупной СТО с использованием мойки автомобилей туннельного типа.