Роль и место транспорта в общественном разделении труда. Особенности транспортной продукции. Структурно-функциональная характеристика транспорта.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)
Дисциплина ОП.04 Транспортная система России
АТЭМК2. РТхх17. 000
Студента группы ЗЭ-31,32 ФИО
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №1Роль и место транспорта в общественном разделении труда. Особенности транспортной продукции. Структурно-функциональная характеристика транспорта Исторический анализ развития различных видов транспорта………………………….. | |
Практическое занятие №2Определение сферы использования различных видов транспорта. Элементы транспортной системы……………………………………………………………………… | |
Практическое занятие №3Транспортная сеть. Проведение анализа элементов системы путей сообщения. ………………………………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №4Структура транспортно-экспедиционных услуг……………………... | |
Практическое занятие №5Преимущества и недостатки автомобильного транспорта…………... | |
Практическое занятие №6Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта……….. | |
Практическое занятие №7Показатели, характеризующие деятельность флота и портов. Преимущества и недостатки водного вида транспорта………………………………………………. | |
Практическое занятие №8Сравнительная характеристика по видам транспорта……………….. | |
Практическое занятие №9Индивидуальные задания по вариантам по темам: «Назначение транспорта», «Виды транспорта». Тестовое задание…………………………………………………. | |
Практическое занятие №10Выявление потребностей клиентуры в транспортном обслужива-нии и подходов к их удовлетворению. Решение задач по определению пакетных и контейнер-ных перевозок.…………………………………………………………………………………………... | |
Практическое занятие №11Сферы применения различных видов транспорта…………………... | |
Практическое занятие №12Определение значения равномерности грузопотока. Критерии выбора доставки…………………………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №13Индивидуальные задания по вариантам по темам: «Процессы и подпроцессы доставки грузов»…………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №14Построение структуры управления, функции и полномочия подразделений по видам транспорта, факторы конкурентоспособности перевозок……………….. | |
Практическое занятие №15Дифференцированный зачёт………………………………………….. | |
ОТМЕТКИ выполнения самостоятельных работ…………………………………………………. | |
Литература………………………………………………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по ОП.04 «Транспортная система России» методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» предназначена для аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования. Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной проработки студентами учебных тем, набор мини-тестов, практических заданий и задач по всем темам ОП.04 «Транспортная система России».
Рабочая тетрадь является составной частью комплекта контрольно-оценочных средств по ОП.04 «Транспортная система России» и предназначена для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Применение данной рабочей тетради даёт возможность студентам сэкономить время на подготовку к дифференцированному зачёту, систематизировать знания по курсу, помогает подготовиться к занятиям по темам. Преподавателю рабочая тетрадь даёт возможность провести проверку степени усвоения теоретических и практических знаний и умений студентами, оценить всех студентов по каждой теме.
Общие методические указания для студента:
- в своём конспекте или изготовить бумажный вариант рабочей тетради формат А-4 (копировать с электронного варианта можно на листах с двух сторон);
- листы тетради должны быть скреплены в папку, записи и расчеты выполнять аккуратно авторучкой;
- прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо изучить теоретический материал темы, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению практической или самостоятельной работы;
- проверка и выставление оценки производится после защиты заданий (ответов на вопросы);
- тетрадь является отчётным документом и хранится в течение учебного года.
Составитель преподаватель ЦК №11
Мельникова Е.П.
Практические занятия №1
Структурно-функциональная характеристика транспортной системы.
3.1. Постойте структурную схему транспортной системы.
3.2. Дайте характеристику транспорту общего и необщего пользования:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №2
Определение сферы использования различных видов транспорта.
Практическое занятие №3
Транспортная сеть.
Практическое занятие №4
Практическое занятие №9
Тестовое задание: «Назначение транспорта», «Виды транспорта».
Цель работы:
- знать назначение транспорта и сферы рационального использования в транспортной системе России;
- уметь организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Ответить на вопросы теста:
1. Выберите правильную последовательность транспорта в системе обращения:
1. Производство – погрузка – экспедиция – выгрузка – потребление;
2. Погрузка – производство – экспедиция – потребление – выгрузка;
3. Производство – экспедиция – погрузка – выгрузка – потребление;
4. Потребление – экспедиция – производство – погрузка – выгрузка.
2. Количество подсистем в транспортной системе:
1. Четыре;
2. Три;
3. Две;
4. Одна.
3. Магистральный транспорт относится к транспорту:
1. Общего пользования;
2. Необщего пользования;
3. Круглогодичного пользования;
4. Внутреннего пользования.
4. К особенностям железнодорожного транспорта относятся:
1. регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами;
2. большая маневренность и подвижность;
3. высокая скорость доставки грузов;
4. возможность доставки грузов малыми партиями;
5. низкие затраты на пути сообщения.
5. К особенностям автомобильного транспорта относятся:
1. высокая провозная и пропускная способность;
2. низкая энергоёмкость и стоимость перевозок;
3. возможность перевозки без перегрузки и промежуточного складирования;
4. значительная экологическая нагрузка на окружающую среду;
5. сравнительно высокая себестоимость.
6. К особенностям водного транспорта относятся:
1. низкие затраты на пути сообщения;
2. высокая себестоимость перевозок;
3. небольшая провозная способность;
4. ограничение возможности перевозок периодом навигации;
5. сравнительно малый расход топлива.
7. К особенностям воздушного транспорта относятся:
1. низкая энергоемкость и стоимость перевозок;
2. высокая скорость доставки грузов;
3. минимальное время нахождения груза в пути;
4. высокая себестоимость перевозок;
5. небольшая провозная способность.
8. Критерию «Максимума провозной способности транспорта» в наибольшей степени отвечает:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
9. Критерию «Готовности к перевозке в произвольный момент времени» в наибольшей степени отвечает:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
10. Критерию «Минимум затрат на перевозки» в наибольшей степени отвечает:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
11. Критерию «Минимум времени нахождения в пути» в наибольшей степени отвечает:
1. автомобильный транспорт
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
12. Критерию «Минимум времени в пути» в наименьшей степени отвечает при высокой регулярности перевозок:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
13. Критериям «Максимум провозной способности транспорта» и «Минимум затрат на перевозку» в наименьшей степени отвечает при высокой готовности к перевозке в произвольный момент времени:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
14. Критериям «Готовность в произвольный момент времени» и «Минимум риска несвоевременной доставки» в наименьшей степени отвечает:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
15. Критерию «Максимум провозной способности транспорта» в наименьшей степени отвечает при самой высокой скорости доставки груза:
1. автомобильный транспорт;
2. железнодорожный транспорт;
3. водный транспорт;
4. воздушный транспорт.
Практическое занятие №10
Критерии выбора доставки.
Цель работы:
- знать критерии выбора доставки;
- уметь организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Ответить на вопросы:
1. Виды планирования перевозок, критерии выбора доставки.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что учитываю коэффициенты неравномерности перевозок?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы теста «Критерии выбора транспортировки»:
1. Что не определяет выбор перевозчика в цепи поставок:
1. определение вида транспорта;
2. выбор оператора перевозки (транспортно-экспедиционного предприятия);
3. выбор типа транспортного средства;
4. назначение водителя, управляющего транспортным средством.
2. Выбор способа транспортного обеспечения наиболее часто производят по следующим критериям:
1. принадлежность транспортного средства;
2. минимум затрат на перевозку;
3. привлекательность транспорта по желанию клиента;
4. по видам сообщения.
3. Выбор способа транспортного обеспечения наиболее часто производят по следующим критериям:
1. минимальное время доставки;
2. по провозной и пропускной способности;
3. организационно-правовая форма деятельности перевозчика;
4. по видам сообщения.
4. Выбор способа транспортного обеспечения:
1. всегда производят по нескольким критериям;
2. осуществляют, используя только один критерий;
3. в зависимости от условий перевозки производят либо по одному, либо по нескольким критериям;
4. осуществляют исходя из пожеланий клиента.
5. Упрощая задачу выбора способа транспортного обеспечения, обычно многообразие возможных критериев оценивают с точки зрения:
1. вместимости транспортных средств;
2. суммарных затрат на доставку;
3. количества транспортных услуг в процессе доставки;
4. расстояния перевозки.
6. Низкая надежность транспортировки может быть оценена клиентом:
1. по времени прибытия;
2. превышением расхода топлива по отношению к норме;
3. недоиспользованием вместимости транспортного средства;
4. затратами на транспортировку.
7. Соответствие выбранного вида транспорта критерию минимума времени доставки может быть оценено:
1. затратами из-за ожидания прибытия;
2. максимально возможной скоростью транспортного средства, установленной его техническими характеристиками;
3. длительностью нахождения в пути;
4. затратами из-за прибытия позже, чем это требуется потребителю.
8. Для выбора способа транспортного обеспечения:
1. в зависимости от обстоятельств можно применять либо количественные, либо качественные оценки;
2. используют только экономические показатели;
3. всегда используют только качественные оценки типа «больше-меньше», «дороже-дешевле»;
4. проводится детальный расчет значения критериев для анализируемых вариантов.
9. Перечень факторов, учитываемых компаниями при выборе перевозчика:
1. не может быть менее двух или трех факторов (показателей);
2. базируется только на стоимости перевозки;
3. может насчитывать от одного до нескольких десятков факторов;
4. не должен превышать пяти наименований.
10. Конкуренцию различных видов транспорта между собой можно охарактеризовать:
1. как острую, поскольку предложение на рынке транспортных услуг постоянно превышает спрос;
2. как высокую в связи с наличием большого количества компаний, организующими транспортный процесс;
3. как относительно слабую в связи с тем, что у каждого вида транспорта имеются свои рациональные сферы использования;
4. как подверженную сезонным колебаниям в зависимости от активности потребительского спроса.
11. Конкуренцию друг другу при перевозке грузов чаще составляют:
1. автомобильный и железнодорожный транспорт;
2. водный и железнодорожный транспорт;
3. воздушный и железнодорожный транспорт;
4. автомобильный и воздушный транспорт.
12. Конкуренция между воздушным и автомобильным транспортом обычно проявляется:
1. на расстояниях перевозки до 1000-1500 км;
2. при ограничении экологической нагрузки на окружающую среду;
3. при организации массовых перевозок;
4. по скоростным параметрам.
13. Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом обычно проявляется:
1. по скоростным параметрам;
2. при ограничении экологической нагрузки на окружающую среду;
3. при организации массовых перевозок;
4. на расстояниях перевозки до 1000-1500 км.
14. Конкуренция между железнодорожным и речным транспортом обычно проявляется:
1. при перевозках скоропортящихся и ценных грузов;
2. при ограничении экологической нагрузки на окружающую среду;
3. при перевозке массовых и малоценных грузов;
4. на расстояниях перевозки до 1000-1500 км.
15. На массовых и регулярных перевозках на дальние расстояния предпочтительнее использовать:
1. авиационный транспорт;
2. автомобильный транспорт;
3. водный (морской и речной) транспорт;
4. железнодорожный транспорт.
16. Для перевозки малоценных массовых грузов предпочтительнее использовать:
1. водный (морской и речной) транспорт;
2. автомобильный транспорт;
3. воздушный транспорт;
4. железнодорожный транспорт.
17. Для мелкопартионных перевозок предпочтительнее использовать:
1. железнодорожный транспорт;
2. воздушный транспорт;
3. водный (морской и речной) транспорт;
4. автомобильный транспорт.
18. Понятие эффективности доставки:
1. является составной частью качества;
2. оценивается объективными показателями и не зависит от того, с чьей точки зрения оценивается доставка;
3. не может быть связано с категориями субъективности и объективности оценки;
4. является субъективным и зависит от того, с чьей точки зрения оценивается доставка: с точки зрения перевозчика или заказчика транспорта.
19. Надежность:
1. оценивается только потребителем транспортных услуг;
2. может по-разному оцениваться потребителем и транспортных услуг и перевозчиком;
3. является объективной характеристикой, в общем случае оцениваемой вероятностью безотказной работы;
4. оценивается только производителем транспортных услуг.
20. Приемлемый для перевозчика уровень качества транспортного обслуживания заказчиков:
1. определяется компромиссом между затратами на обеспечение установленного уровня качества и доходами за счет привлечения клиентов;
2. определяется запросами потребителей по принципу «Клиент всегда прав»;
3. определяется по согласованию с региональным органом сертификации;
4. определяется производителем услуг.
Практическое занятие №13
Индивидуальные задания по вариантам по темам: «Процессы и подпроцессы доставки грузов».
Цель работы:
- знать краткую экономико-географическую характеристику по техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;
- уметь организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Ответить на вопросы:
1. Значение терминальной системы перевозок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Основные задачи терминальной системы перевозок, критерии выбора доставки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗадачаРабота состоит из 10 вариантов в каждом 5 заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Рассчитать между пунктами А Б В Г:
1. грузопотоки в прямом и обратном направлениях, по направлениям;
2. грузооборот в прямом, обратном и по направлениям;
3. коэффициент неравномерности в прямом, обратном и по направлениям;
4. среднее расстояние перевозки 1т груза;
5. определить абсолютное и относительное отклонение от плана.
№ варианта | Объём по плану, т | Расстояние, км | Объём перевозок, т | ||||||||||
АБ | БВ | ВГ | ГА | Прямое направление | Обратное направление | ||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- |
Решение:
&n Наши рекомендации
|