Формы и методы контроля за дорожным движением, несением службы
32. Контроль за дорожным движением осуществляется инспектором ДПС в соответствии с компетенцией, в форме:
· визуального наблюдения за действиями участников дорожного движения, визуального определения наличия и (или) использования детских удерживающих устройств (сидений), мотошлемов, ремней безопасности, регистрационных и опознавательных знаков транспортных средств, визуального контроля конструкции и технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, правил перевозки пассажиров, грузов, пользования внешними световыми приборами, буксировки механического транспортного средства или прицепа и других требований Правил дорожного движения;
· контроля (проверки) с использованием технических средств; изучения (проверки) транспортных и иных документов, предусмотренных законодательными актами, записей регистрационных листков (тахограмм), распечаток с тахографа, информации, полученной доступом к цифровому тахографу, в том числе в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя.
33. Контроль за дорожным движением может осуществляться:
· в пешем порядке (пешее патрулирование);
· с использованием транспортных средств в движении или в стационарном положении;
· на стационарных постах, контрольно-пропускных пунктах;
· с использованием средств авиации.
34. Пешее патрулирование применяется для контроля за дорожным движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных по обеспечению безопасности дорожного движения участках дорог и осуществляется путем перемещения инспектора ДПС по краю тротуара (обочине дороги). Место несения службы выбирается с учетом обеспечения личной безопасности и максимальной видимости инспектора ДПС участниками дорожного движения, возможности для своевременного пресечения им нарушений Правил дорожного движения.
35. Инспектором ДПС с использованием транспортных средств может осуществляться гласный, негласный и смешанный контроль за дорожным движением.
36. Решение об осуществлении негласного контроля за дорожным движением принимает командир (начальник) подразделения ДПС, начальник ОГАИ, о чем делается соответствующая запись в книге постовых ведомостей.
37. Выполнение обязанностей инспектором ДПС с использованием транспортного средства оперативного назначения осуществляется следующими методами:
· движением в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения);
· движением впереди потока транспортных средств со скоростью, не превышающей установленную или со скоростью, обеспечивающей безопасность дорожного движения на данном участке дороги (для предупреждения превышения скоростных режимов движения);
· расположением (остановкой) транспортных средств оперативного назначения на аварийных участках дорог (для пресечения нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения);
· расположением (остановкой) транспортного средства оперативного назначения в местах наилучшей его видимости и обзорности для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора ДПС к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
38. Рекомендуемые методы выполнения нарядом обязанностей, первоочередные мероприятия на аварийных участках дороги по пути следования наряда, направленные на предупреждение и пресечение наиболее распространенных нарушений Правил дорожного движения, явившихся основной причиной совершения ДТП на данном участке дороги согласно анализу за предшествующий период с учетом сезона года и представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан (далее – наиболее опасные нарушения), вносятся в карточку поста, маршрута патрулирования.
39. Методы выполнения нарядом обязанностей на постах и маршрутах патрулирования определяются на инструктаже, но могут быть изменены нарядом самостоятельно исходя из складывающейся на маршруте патрулирования дорожной и оперативной обстановки.
40. Основными методами несения службы на постах и маршрутах патрулирования являются:
· предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
· пресечение правонарушений;
· осуществление регулировочно-распорядительных действий.
41. Предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляет собой воздействие на их поведение присутствием (нахождением) инспектора ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем их предупреждения о возможных последствиях, которые могут наступить в результате нарушения Правил дорожного движения.
42. Пресечение правонарушений заключается в обязательном реагировании инспектора ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий, повреждения элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей Правил дорожного движения установленных законодательством Республики Беларусь мер воздействия.
43. При несении службы на посту, маршруте патрулирования инспектор ДПС осуществляет мероприятия, направленные, в первую очередь, на предупреждение и пресечение наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения.
44. В случае одновременного возникновения нескольких чрезвычайных ситуаций, требующих немедленного реагирования инспектора ДПС, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов.
45. При одновременном выявлении нарушений Правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, в приоритетном порядке принимаются меры к пресечению наиболее опасных нарушений.
46. Информация о выявленном нарушении Правил дорожного движения может быть передана инспектором ДПС другому наряду или в ОДС подразделения ГАИ либо ГО-РУ-РОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ).
47. Инспектор ДПС оказывает содействие гражданам в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, охране их собственности, разъяснении особенностей и условий движения по территории обслуживаемого маршрута, вызове служб технической помощи для устранения технических неисправностей транспортных средств и (или) для транспортировки неисправных транспортных средств к месту стоянки или ремонта.
48. При устном обращении гражданина (за исключением заявлений и сообщений о правонарушениях и информации о происшествиях) инспектор ДПС в пределах своей компетенции даёт необходимые разъяснения и принимает меры по оказанию возможной помощи или объясняет, куда следует обратиться для разрешения возникшего вопроса.
49. При исполнении служебных обязанностей инспектор ДПС должен проявлять спокойствие и выдержку, не вступать в пререкания, не терять самообладание. Разъяснения участникам дорожного движения о неправомерности их действий даются без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие положения Правил дорожного движения или иных нормативных правовых актов.
50. Инспектору ДПС запрещается подавать водителю сигнал об остановке транспортного средства в месте, где в соответствии с Правилами дорожного движения запрещается остановка и стоянка транспортных средств, за исключением случаев необходимости безотлагательной его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной или национальной безопасности.
51. После остановки транспортного средства, пешехода, иного участника дорожного движения инспектор ДПС называет свою должность, наименование ОВД (подразделения), фамилию, причину, по которой осуществлено указанное действие (разъясняет участнику дорожного движения, какое нарушение Правил дорожного движения им допущено и в чем оно заключается, если остановка произведена по этой причине), по требованию участника дорожного движения предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
Данное требование не распространяется на случаи задержания лиц, совершивших преступления, а также лиц, совершивших иные противоправные действия и пытающихся скрыться.
52. Распоряжения участникам дорожного движения отдаются инспектором ДПС коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.
53. С водительскими удостоверениями и регистрационными документами транспортного средства при их проверке необходимо обращаться аккуратно. Запрещается делать в них какие-либо неслужебные записи или отметки. Если в документы вложены деньги или иные предметы необходимо предложить владельцу самому забрать их.
54. Инспектором ДПС вносятся в талон к водительскому удостоверению отметки о совершенном административном правонарушении только в случае, если его повторное совершение является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения или влечет уголовную ответственность.
55. В случае принятия решения о преследовании транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители, которые скрылись с места ДТП, либо подвергающие своими действиями опасности жизнь других участников дорожного движения, либо не выполняющие требования сотрудников ОВД об остановке транспортного средства, а также, если указанные лица вооружены, инспектор ДПС докладывает об этом оперативному дежурному, далее действует по его указанию и в соответствии со складывающейся обстановкой.
56. Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников дорожного движения во время преследования транспортного средства инспектор ДПС:
· использует на транспортном средстве оперативного назначения световую и звуковую сигнализацию;
· выбирает скорость движения, исходя из конкретных условий и необходимости обеспечения при этом безопасности дорожного движения;
· постоянно отслеживает действия водителя преследуемого транспортного средства и других участников дорожного движения;
· докладывает оперативному дежурному о своем местонахождении и направлении движения преследуемого транспортного средства;
· информирует с использованием громкоговорящего устройства других участников дорожного движения о необходимости проявления внимательности и соблюдения мер предосторожности.
57. Если для установления неисправности или условий, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, требуется проведение проверки (испытания, контроля), то решение о запрещении эксплуатации транспортного средства принимаются только на основании данных, полученных с помощью соответствующих технических средств.
58. Для осуществления проверки транспортных средств, перевозящих опасные грузы, инспектор ДПС должен иметь при себе информационную карточку для расшифровки идентификационного номера опасности, указанного на информационной таблице, согласно приложению 21 к Правилам по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61.
ГЛАВА 6