Управление положением дроссельной заслонки
Педаль управления положением дроссельной заслонки камеры I (педаль газа) вместе с педалями тормоза и сцепления закреплена на кронштейне педалей в водительском ножном колодце. Педаль соединена с дроссельной заслонкой стальным тросом диаметром 1.6 мм и длиной 750 мм, заключенным в гибкую оболочку. С целью уменьшения трения оболочка троса изнутри имеет синтетическое покрытие. Вблизи карбюратора наконечник троса заправлен в фиксатор на рычаге привода дроссельной заслонки. Способ крепления оболочки троса к кронштейну, закрепленному на корпусе карбюратора позволяет регулировать зазор в механизме привода дроссельной заслонки. К педали трос крепится посредством пластмассового наконечника.
Ход педали газа ограничен привинченным к полу салона упором.
Обслуживание
К числу процедур обслуживания карбюратора относятся следующие:
a) Проверка и регулировка оборотов холостого хода;
b) Проверка и регулировка содержания монооксида углерода (СО) в отработавших газах двигателя;
c) Проверка и регулировка зазора в механизме привода дроссельной заслонки;
d) Замена сетчатого фильтра, расположенного во впускном патрубке карбюратора.
e) Регулировка оборотов быстрого холостого хода
Перечисленные операции, за исключением последней, следует производить во время гарантийного обслуживания автомобиля, и затем через 10 000, 30 000, 50 000 км пробега, и далее через каждые 20 000 км. Замена сетчатого фильтра производится через 50 000 км пробега.
Проверка и регулировка оборотов холостого хода
Во время регулировки должны выполняться следующие условия:
a) Двигатель должен находиться в исправном состоянии;
b) Моторное масло должно быть недавно сменено;
c) Двигатель должен быть прогрет приблизительно до температуры 70°С (стрелка указателя находится на середине шкалы);
d) Угол опережения зажигания должен составлять 0° ÷ 2°;
e) Не должно иметь место нарушений герметичности посадки карбюратора на впускном трубопроводе и трубопровода на головке цилиндров;
f) Свечи зажигания должны быть затянуты с требуемым усилием;
g) Должен быть установлен новый фильтрующий элемент воздухоочистителя (кроме первого гарантийного осмотра);
h) В системе привода дроссельной заслонки не должно быть изломов троса и других неисправностей;
i) Все потребители электроэнергии (кроме системы зажигания) должны быть выключены;
j) Вентиляционный шланг, соединяющий головку цилиндров с воздухоочистителем должен быть пережат;
k) Система обогащения воздушно-топливной смеси должна быть отключена - винт (3) не должен упираться в ступенчатый шкив;
l) Термостат воздухоочистителя должен быть исправен.
Проверка производится при помощи тахометра. Если результат измерения частоты вращения коленчатого вала выходит за пределы допустимого диапазона (см. Спецификации), необходимо произвести соответствующую корректировку путем вращения регулировочного винта (1).
Проверка и регулировка содержания СО в отработавших газах
По международным нормам конструкция системы питания автомобиля на протяжении 80 000 км пробега не должна допускать превышения допустимого уровня содержания в отработавших газах двигателя токсичных веществ.
Исходя из сказанного, не следует самовольно, с целью улучшения показателей двигателя, вращать винт регулировки качества смеси. Если в результате проверки выяснится, что уровень содержания СО в отработавших газах превышает 0.5 ÷ 1.5 %, то только в этом случае следует произвести соответствующую корректировку путем вращения оговоренного винта. |
Для проведения данной проверки необходим газоанализатор. В ходе проверки должны выполняться все перечисленные выше условия. Помимо этого, следует удостовериться в герметичности тракта выпускной системы.
Проверка и регулировка зазора в механизме привода дроссельной заслонки
Вручную поверните рычажок автоматического пускового устройства по часовой стрелке и зафиксируйте его в этом положении резиновым бандажом. При выявлении чрезмерного люфта привода дроссельной заслонки (в первой фазе выжимания педали обороты двигателя не увеличиваются), следует извлечь фиксатор и передвинуть оболочку троса в держателе настолько, чтобы величина свободного хода составляла 0.3 ÷ 2.3 мм. Не забудьте защелкнуть на место фиксатор.
Замена сетчатого фильтра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Проверка уровня топлива в поплавковой камере
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Регулировка оборотов быстрого холостого хода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Электрооборудование двигателя
Спецификации
Системы запуска и заряда
Общие параметры | |
Тип системы | 12-вольтная, с заземлением по отрицательному полюсу |
Стартер | |
Тип | Magneton |
Развиваемая мощность, кВт (при напряжении 12 В) | |
Бензиновые двигатели 1.3 л выпуска до июня 1995 г. | 0.8 |
Бензиновые двигатели 1.3 л выпуска с июня 1995 г и двигатели 1.6 л | 1.0 |
Дизельные двигатели | 1.8 |
Генератор | |
Тип | |
Модели 1.3 л комплектации LХ | Magneton 55 |
Модели 1.3 л с К/В | Magneton 90 (со шкивом под мультиреберный ремень) |
Модели 1.6 л | Magneton 90 или Bosch 70 (в зависимости от комплектации) |
Дизельные модели | Любой из перечисленных выше в зависимости от комплектации |
Минимальная допустимая остаточная длина щеток, мм | 5 (+1, -0) |
Отдаваемый ток, А | 55 ё 90 (в зависимости от модели автомобиля и его комплектации) |
Регулятор напряжения | Tesla WIND914 или DLR-2P |
Усилия затягивания резьбовых соединений | Нм |
Модели 1.3 л | |
Болт крепления опорного кронштейна регулировочной планки генератора к головке цилиндров* | |
Гайки кронштейна нижней опоры | |
Модели 1.6 л | |
Болты крепления генератора | |
Болты крепления опорных кронштейнов к двигателю | |
Дизельные модели | |
Болты крепления опорных кронштейнов генератора к двигателю | |
Все модели | |
Болты прижимной бланки крепления батареи | |
Гайки крепления провода стартера | |
Крепеж опор стартера | |
Гайки | |
Болты/шпильки | |
Гайки распорной штанги опор стоек передней подвески (подлежат замены) | |
*Используется с фиксирующим герметиком. | |
Система зажигания бензиновых двигателей | |
Общие параметры | |
Тип системы* | |
Двигатели 1.3 л серии 135В и 136В | Bosch Mono-Motronic |
Двигатели 1.3 л серии 135М и 136М | Simos 2P (без распределителя зажигания) |
Двигатели 1.6 л серии АЕЕ | Magneti-Marelli 1AV |
Угол опережения зажигания, ° перед ВМТ | |
Карбюраторные модели | |
Опорные данные для контроля установки угла опережения зажигания в зависимости | |
15 кПа (112.78 мм рт. ст.) | 0° ÷ 1° 30' |
20 кПа (150.38 мм рт. ст.) | 1° 30' ÷ 4° 30' |
23 кПа (172.93 мм рт. ст.) | 3° 30' ÷ 6° 30' |
25 кПа (187.96 мм рт. ст.) | 4° 15' ÷ 7° 15' |
30 кПа (225.56 мм рт. ст.) | 6° 30' ÷ 9° 30' |
35 кПа (263.15 мм рт. ст.) | 8° 30' ÷ 11° 30' |
Контроль функционирования центробежного корректора момента зажигания | |
При частоте вращения двигателя 800 ё 1200 об/мин | 0° ÷ 4° |
При частоте вращения двигателя 1500 об/мин | 2° 30' ÷ 10° 30' |
При частоте вращения двигателя 2000 об/мин | 7° ÷ 15 |
При частоте вращения двигателя 3000 об/мин | 15 ÷ 25 |
При частоте вращения двигателя 4200 об/мин | 25° 30' ÷ 33° 30' |
Модели SPFI и MPFI | Контролируется системой управления двигателем |
*Номера серии двигателей см. в Спецификациях к Главе Ремонт двигателя. | |
Катушка зажигания | |
Карбюраторные модели | |
Тип | PAL Kromeriz |
Bosch Mono-Motronic | |
Сопротивление первичной обмотки, Ом | 0.5 ÷ 0.7 |
Сопротивление вторичной обмотки, Ом | 3000 ÷ 4000 |
Magneti-Marelli 1AV | |
Сопротивление первичной обмотки, Ом | 0.5 ÷ 1.5 |
Сопротивление вторичной обмотки, Ом | 3000 ÷ 4000 |
Распределитель зажигания | Bosch/0237521061 |
Собственное сопротивление катушки датчика импульсов, кОм | 3400 ÷ 400 |
Сопротивление резистора подавления помех, кОм | 4 ÷ 6 |
Величина воздушного зазора между ротором и контактами поворотной пластины, мм | 0.2 ÷ 0.5 |
ВВ провода | |
Удельное омическое сопротивление, Ом/м | 30 000 |
Свечи зажигания | |
Тип | |
PAL Super | 67Y, 617Y, 617YС, D17Y, D17YС |
Bosch | Н8D, Н8DС, Н7DС, 7DС |
Champion | ВN9Y, S9YС |
NGK | ВР6ЕFS |
Величина межэлектродного зазора, мм | 0.6 ÷ 0.7 мм |
Усилия затягивания резьбовых соединений | Нм |
Стяжные болты распределителя зажигания: | |
Bosch Mono-Motronic | |
Magneti-Marelli 1AV | |
Болт крепления датчика Холла | |
Болты/гайки крепления катушки зажигания | |
Болт крепления датчика детонации | |
Система преднакала дизельных двигателей | |
Свечи накаливания | |
Электрическое сопротивление, Ом | 1.5 (приблизительно) |
Сила пропускаемого тока, А | 8 (на свечу) |
Усилия затягивания резьбовых соединений | Нм |
Свечи накаливания | |
Свечи с шайбами | 20 ÷ 30 |
Свечи с конусной посадкой | 10 ÷ 14 |
Системы заряда и запуска
Общая информация и меры предосторожности
Общая информация
Системы запуска и заряда являются главными составляющими электрооборудования двигателя. Так как работа данных систем связана с функционированием двигателя, они рассматриваются отдельно от прочего бортового электрооборудования, такого как осветительные приборы, приборы управления и т. д., которым посвящена отдельно Глава Бортовое электрооборудование.
Номинальное напряжение бортового электропитания автомобиля равняется 12 В. Заземление организовано по отрицательному полюсу.
В стандартную комплектацию всех моделей входит помещенная в герметичный корпус не нуждающаяся в обслуживании, либо нуждающаяся в минимальном обслуживании аккумуляторная батарея. Подзарядка батареи производится от генератора переменного тока с ременным приводом от шкива коленчатого вала.
Стартер выполнен по схеме с предварительным зацеплением и оборудован встроенным тяговым реле. При запуске двигателя плунжер реле сдвигается в рабочее положение и вводит ведущую шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика прежде, чем на электромотор будет подано питание. Ведущая шестерня стартера оборудована обгонной муфтой, обеспечивающей защиту электромотора от проворачивания при превышении оборотами двигателя допустимого значения.
Подробная информация по принципу функционирования и обслуживанию различных компонентов систем приведена ниже в соответствующих Разделах Главы. При отказе каких-либо компонентов обычно производится их замена.
Меры предосторожности
При обслуживании компонентов систем электрооборудования следует соблюдать особые меры предосторожности во избежание риска выхода из строя полупроводниковых элементов, а также с целью предотвращения получения элеткротравм.
Приступая к обслуживанию электрооборудования обязательно снимайте наручные часы, кольца и прочие металлические украшения. Даже при отсоединенной батарее разряд конденсаторов при случайном заземлении их клемм может привести к получению электрического шока или сильного ожога.
Не допускайте нарушения полярности при подключении батареи. В состав таких компонентов, как генератор или электронные блоки управления входят полупроводниковые элементы, которые могут быть выведены из строя при неправильном подсоединении проводов.
При выполнении запуска двигателя от внешнего источника питания, или подсоединении зарядного устройства также соблюдайте полярность подключения проводов (см. соответствующий Раздел в конце Руководства).
Никогда не отсоединяйте электропроводку от батареи, генератора или диагностического оборудования при работающем двигателе.
Не допускайте проворачивания двигателем отсоединенного генератора.
Ни в коем случае не производите проверку наличия выходного напряжения генератора путем заземления его клемм.
Не применяйте для проверки наличия проводимости в цепи омметры, оборудованные ручной динамо-машиной.
При выполнении каких-либо работ по обслуживанию электрооборудования следите, чтобы от батареи был отключен отрицательный провод.
Перед использованием электродуговой сварки в обязательном порядке отсоединяйте батарею, генератор и такие компоненты, как ECU систем питания/зажигания во избежание риска их повреждения.
Входящая в стандартную комплектацию автомобиля Skoda аудиосистема оборудована встроенным закодированным блокиратором, предотвращающим возможность несанкционированного включения похищенной магнитолы. Защита срабатывает даже при кратковременном отключении бортового питания. Прежде чем отсоединять провода от аккумуляторной батареи удостоверьтесь в том, что располагаете кодом отключения блокиратора магнитолы (подробнее см. Главу Бортовое электрооборудование).
На съемных магнитолах защита может срабатывать по истечении 24 часов после извлечения блока из приемного гнезда. На оборудованных противоугонной сигнализацией моделях прежде чем отсоединять батарею не забудьте отключить сигнализацию ключом - замок расположен в задней части главного блока управления противоугонной системой. |
Проверка состояния и зарядка батареи
Проверка состояния батарей традиционного типа и батарей, нуждающихся в минимальном обслуживании
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||
|
Зарядка батарей традиционного типа и батарей, нуждающихся в минимальном обслуживании
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Зарядка не нуждающихся в обслуживании батарей
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Проверка уровня электролита
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Снятие и установка аккумуляторной батареи
СНЯТИЕ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
УСТАНОВКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Проверка исправности функционирования системы заряда
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Снятие и установка генератора
Продольный разрез генератора
1 — Передняя крышка 2 — Задняя крышка 3 — Плата с диодами 4 — Контактные кольца 5 — Задний подшипник 6 — Щеткодержатель 7 — Регулятор напряжения 8 — Щетки | 9 — Статор с обмотками 10 — Ротор 11 — Передний подшипник 12 — Шкив 13 — Гайка 14 — Крыльчатка 15 — Обмотка ротора |
Схема подключения обмоток генератора
1 — Регулятор напряжения 2 — Обмотка возбуждения 3 — Обмотка статора | 4 — “Положительные” выпрямительные диоды 5 — “Отрицательные” выпрямительные диоды 6 — Диоды обмотки возбуждения |
На рассматриваемых автомобилях используется синхронный генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Принципиально все применяемые для комплектации генераторы (см. Спецификации) устроены одинаково. Частичный продольный разрез генератора представлен на иллюстрации, схема подключения обмоток - на иллюстрации ниже.
Корпус генератора состоит из двух крышек (передней и задней), скрепленных тремя длинными сквозными болтами М5. Внутри корпуса неподвижно закреплен статор. На изолированные металлические пластины статора намотаны три проволочные обмотки, соединенные между собой треугольником. Обмотки статора подключены к девяти выпрямительным кремниевым диодам, размещенным на платах и кронштейнах внутри корпуса генератора. Диоды осуществляют выпрямление генерируемого в обмотках переменного тока.
В обеих крышках корпуса генератора помещено по шариковому подшипнику, в которые посажен вал ротора. На валу ротора закреплены магниты характерной “клювообразной” формы, охватывающие обмотку возбуждения. На том же валу установлены контактные кольца. Кольца изолированы от вала и подключены к выводам обмотки возбуждения.
В контактные кольца упираются подпружиненные угольные щетки. Одна из 5.щеток подключена к клемме D+, вторая - к клемме D-. Провода от обеих клемм выведены наружу через заднюю крышку. При включении зажигания, когда двигатель еще не запущен, запитывается следующая электрическая цепь: положительная клемма батареи - контакты выключателя зажигания - контрольная лампа - регулятор напряжения - обмотка возбуждения генератора - масса. При этом включается контрольная лампа в приборном щитке автомобиля.
По завершении запуска двигателя, когда частота вращения коленчатого вала превысит 900 об/мин, генератор возбуждается и начинает вырабатывать переменный ток, выпрямляемый затем диодной сборкой. На клемме D+ при этом появляется напряжение и, поскольку разницы потенциалов на контрольной лампе уже нет, она гаснет. В обмотку возбуждения ток поступает через три диода (6) и регулятор напряжения. Диоды, называемые диодами возбуждения, работают аналогично диодам (4) и (5), с той лишь разницей, что их нагрузкой является только обмотка возбуждения и регулятор напряжения, ввиду чего они меньше по размеру и не нуждаются в теплоотводящих радиаторах.
Ток между генератором и аккумуляторной батареей может течь только в одном напрвлении - от генератора к батарее. В противоположную сторону его не пропускает диодная выпрямительная сборка.
Величина напряжения, создаваемого генератором, регулируется изменением тока возбуждения в обмотке ротора. Эту функцию выполняет регулятор напряжения.
Шкив в крыльчаткой обдува крепятся на валу ротора при помощи законтренной гайки М14.
Кронштейн регулировочной планки корректировки усилия натяжения приводного ремня крепится на головке цилиндров при помощи гайки крепления головки. Гайка навернута на болт М8х20.
СНЯТИЕ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Модели 1.3 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Дизельные модели и модели 1.6 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|