Средние длины гружёной ездки и скорости движения
Законченный комплекс операций, необходимый для доставки грузов или пассажиров называется циклом транспортного процесса.
На автомобильном транспорте под циклом понимается ездка, время которой tе включает
tе = tп+ tге+ tв+ tхх,
где tп- время погрузки,
tге-время ездки с грузом,
tв-время выгрузки,
tхх-время движения без груза на холостом ходу.
Средняя длина ездки с грузом lге называется средним арифметическим
значением всех длин ездок с грузом (отношением пробега автомобиля с грузом к числу ездок с грузом Zе):
z | ||||||||||||
− | lге | + lге2 | + ... + lгеz | ∑lгеi | ||||||||
l ге | = | = | , | |||||||||
Ze | ||||||||||||
где Ze – число ездок с грузом, | Ze | |||||||||||
Lге1…lгеz-длины ездок с грузом,км. | − | |||||||||||
Среднее расстояние перевозок | определяет среднюю дальность | |||||||||||
l q | ||||||||||||
перевозки каждой тонны груза: | ||||||||||||
-за одну ездку | l q | = Qфlге , | ||||||||||
− | ||||||||||||
Qф | ||||||||||||
-за несколько ездок | ∑i | (Qфlге )i | ||||||||||
− | , | |||||||||||
l q = | ||||||||||||
i
∑Qфi
где Q фi - груз, перевезённый за одну ездку.
− | − | в общем случае не совпадают. | |||||
Величины l ге и l q | |||||||
Частота выполнения перевозок определяется | |||||||
Pi = | Qi | = | Zei | . | |||
i | |||||||
∑Qi | ∑Zei | ||||||
По частоте можно найти значение величины среднего квадратичного
− | от среднего значения: | |||
отклонения σ, характеризующее отклонение l ге | ||||
− | Pi . | |||
Σ = ∑ lгеi − l ге | ||||
В различные рабочие дни средняя длина гружёной ездки будет принимать значение в пределах
−
lгес = l ге ± σ .
В различные дни может наблюдаться избыток или недостаток транспортных средств в АТП.
Среднетехническая скорость – это средняя скорость движения транспортных средств на данном расстоянии с учётом кратковременных простоев и задержек в зависимости от условий движения. На среднетехническую скорость влияют:
- качество автомобиля, плавность хода, динамичность, устойчивость, маневренность, проходимость автомобиля;
- техническое состояние автомобиля;
- дорожные условия (интенсивность движения, ширина проезжей части, освещённость дороги, радиусы кривых, величины уклонов, регулирование движения и т.д.);
- организация перевозок (длина ездки, частота остановок, использование грузоподъёмности и пробега, характер груза, способ его укладки и т. д.).
Среднетехническая скорость рассчитывается по формуле
Vт = L | ALобщ | , | |
АДиαи 24βδ |
где ALобщ- общий пробег, выполняемый или подлежащий выполнению всеми автомобилями;
β – коэффициент использования времени суток, учитывающий ту часть времени из 24 часов, когда транспортное средство находится на линии;
δ – коэффициент использования рабочего времени.
Технические нормативные скорости движения Vтн установлены на автомобильном транспорте в зависимости от типа дорожного покрытия и грузоподъёмности подвижного состава.
Средняя эксплуатационная скорость – это условная скорость движения транспортных средств за время нахождения в наряде
Vэ = | L | , | |
Тдв + Т п |
где Тдв- время в движении,
Тn -время в простое(погрузка-выгрузка,технические причины,маневрирование и т. д.).
Средние технические и эксплуатационные скорости связаны между собой
Vэ = Vт·δ,
где δ – коэффициент использования рабочего времени.
На среднюю эксплуатационную скорость влияют как динамичность, плавность движения, устойчивость и управляемость автомобиля, так и те эксплуатационные качества, от которых зависит δ, т.е. надёжность, маневренность, проходимость, удобство погрузки и разгрузки и т. д.
Скорость сообщения – средняя скорость движения грузов или пассажиров за всё время нахождения их в пути. Это время исчисляется с момента начала погрузки грузов или посадки пассажиров в пункте отправления до момента окончания их выгрузки или высадки в пункте назначения
Vc = | L | , | ||
T + Т | ||||
дв | по |
где Тno- время промежуточных остановок на маршруте для погрузки и выгрузки грузов или пассажиров.
На величину Vc конструкция автомобиля оказывает влияние как своей способностью развивать высокую техническую скорость, так и
приспособленностью к проведению операций по погрузке и выгрузке грузов или высадке пассажиров.