По выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Саратове

Филиал СамГУПС в г.Саратове

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

Для специальности

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Заочная форма обучения

Саратов 2017

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ .01. МДК 01.02 Инфор-мационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, предназначены для закрепления теоретических знаний студентов и приобретения ими необходимых практических умений и навыков в процессе подготовки студентов по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управ­ление на транспорте (по видам) (на железнодорожном транспорте).

После проведения лабораторных и практических занятий студент должен знать:

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

уметь:

- использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

- применять компьютерные средства;

Рабочая программа профессионального модуля ПМ .01. МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте предусматривает 20 часов на проведение лабораторных работ практических занятий для профессионального образования.

Лабораторные работы и практические занятия должны проводиться после изучения соответствующего теоретического материала программы. К каждым лабораторным работам и практическим занятиям студенты предварительно должны готовиться по данным методическим указаниям, лекционному материалу и указанной литературе.

Особое значение имеет приобретённое в процессе выполнения лабораторных работ умение использовать программное обеспечение для решения транспортных задач, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Лабораторная работа № 1

Тема: Поиск заданной информации в сетях Internet и Intranet

Цель:научиться поиску необходимой информации в сетях Internet и Intranet.

Оборудование:ПЭВМ , локальная сеть.

Задания :

1)найти заданную информацию в соответствии с исходными данными;

2) произвести сортировку информации по параметрам актуальности, достоверности и достаточности;

3) скопировать нужную информацию и сохранить ее.

Исходные данные:

№ варианта Задание
Роль железнодорожного транспорта в экономике России
Перспективы развития информационных технологий на железнодорожном транспорте
Основная полоса расселения России
Развитие железной дороги в России
Здоровый образ жизни – залог успеха
Молодежь против вредных привычек
Свойства и виды информации
Значение компьютерных технологий в образовательном процессе
Знаки различия и форменная одежда железнодорожников
Автоматизированные рабочие места массовых профессий на железнодорожном транспорте

Данные для поиска информации

Порядок выполнения

1. Сформулировать задачу для поиска информации.

2. Ввести данные задания в выбранную поисковую систему.

3. выбрать из каталога сайтов один или несколько сайтов, представляющих интерес.

4. Скопировать нужную информацию и сохранить ее.

5. Ответить на контрольные вопросы и оформить отчет о работе.

Содержание отчета

1. Информация, соответствующая исходным данным.

2. Поэтапное описание шагов работы в сети по поиску информации.

3. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения термина «информация».

2. Опишите свойства информации.

3. Раскройте понятие термина «сервер».

4. Раскройте понятие термина «клиент».

5. Назовите способы поиска информации.

6. Назовите виды запросов информации.

Практическое занятие № 1

Служебная фраза

Служебная фраза состоит из 18 показателей и имеет следующую структуру (см. табл. 2).

Позиция 1 - код сообщения 02.

Г1озиция 2 - код железнодорожной станции передачи информации. Кодируется четырьмя знаками по единой сетевой разметке (ЕСР).

Позиция 3 - номер поезда (4 знака).

Позиция 4 - код железнодорожной станции формирования поезда. Кодируется четырьмя знаками по ЕСР.

Позиция 5 - порядковый номер железнодорожного подвижного состава, кодируется двумя знаками от 1 до 99. Нулевого номера железнодорожного подвижного состава не должно быть.

Позиция б - код железнодорожной станции назначения поезда. Кодируется четырьмя знаками по ЕСР. Для поездов из порожних вагонов проставляется условный код железнодорожной станции назначения (0020, 0040, 0060 и т. п.).

Примечание. Совокупность позиций 4, 5, 6 образует индекс поезда, который не должен меняться на всем пути следования до железнодорожной станции расформирования. Не допускается повторение в индексов поездов, находящихся в пределах дороги.

Позиция 7 -признак списывания железнодорожного подвижного состава: l -с «головы»; 2 - с «хвоста».

Позиция 8, 9 - дата. В позиции 8 двумя злаками проставляется число. Через пробел, в позиции 9, двумя знаками вписывается месяц окончания формирования поезда.

Позиция 10, 11 - время окончания формирования поезда. В позиции 10 двумя знаками проставляются часы. Через пробел, в позиции 11, двумя знаками вписываются минуты окончания формирования поезда.

Позиция 12 - условная длина поезда. Указывается трехзначным числом. При длине меньше 100 впереди добавляются нули до трех знаков.

Позиция 13 - вес брутто поезда. Указывается 4-х или 5-з+гачным числом. При весе меньше 1000 впереди добавляются нули до четырех знаков.

Позиции 14 - код прикрытия поезда. Одним знаком проставляется код прикрытия наиболее опасного груза в железнодорожном подвижном составе. Приоритеты кода прикрытия определяются следующей последовательностью: 3, 4, 5, 6, 8, 7, 1, 2. В случае отсутствия прикрытия у поезда в этой позиции ставится нуль.

Позиция 15, 16 - код верхней негабаритности (позиция 15) и код боковой негабаритности (позиция 16). Одним знаком проставляется код наибольшей степени негабаритности груза в железнодорожном подвижном составе. В случае отсутствия негабаритности ставятся нули.

Позиция 17 - отметка о живности. При наличии в железнодорожном подвижном составе вагонов с живностью указывается код 7, в противном случае ставится нуль.

Позиция 18 - отметка о маршруте: 0 - поезд не является маршрутом: 1 - маршрут прямой; 2 - маршрут в распыление; 3 - маршрут с переломом веса; 4 - маршрут кольцевой.

Примечание. Условную длину, вес брутто, особые отметки в служебной фразе ТГНЛ, кроме отметки о маршруте, ЭВМ вычисляет на основе особых отметок у вагонов, поэтому у всех поездов, кроме маршрутов, разрешается подавать только 1 1 показателей [2].

Информационная фраза

Информационная фраза состоит из 15 показателей (обязательным является наличие первых трех по «ролики» включительно). У первого вагона обязательными являются первые четыре показателя. Количество информационных фраз соответствует количеству вагонов в железнодорожном подвижном составе (см. табл. 3).

Порядок выполнения

1.Раскодироват информационное сообщение 02.

2.Проверить правильность контрольного знака в информационных сообщениях 02.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Содержание отчета.

1. Расшифровка информационного сообщения 02.

2. Проверка правильности контрольного знака вагонов.

3. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

Контрольные вопросы

1. Опишите назначение натурного листа поезда.

2. Укажите особенность ТГНЛ.

3. Назовите количество позиций служебной фразы ТГНЛ.

4. Назовите количество информационных сообщений ТГНЛ.

5. Опишите структуру информационной фразы.

Практическое занятие №2

Данные натурного листа

Вагон P Вес Назн Груз Клнт Марш Сх Нг Пл Кт-ср Кт-кр Тара Прим
Вариант1
Охр
 
 
Вариант2
 
 
 
Вариант3
 
 
 
Вариант 4
 
 
 
Вариант 5
 
 
 
Вариант 6
 
Охр
 
Вариант 7
 
 
 
Вариант8
 
 
Охр
Вариант 9
 
 
 
Вариант 10
Охр
 
 
Вариант 11
00/00  
00/00  
00/00  
Вариант 12
00/00  
00/00  
00/00  
Вариант 13
02/00  
00/00  
00/00  
Вариант 14
00/00  
04/00  
00/00  
Вариант 15
00/00  
00/02  
00/00  
Вариант 16
00/00  
00/00  
00/00  

Порядок выполнения

1.Проанализировать (в соответствии со своим вариантом) данные натурного листа поезда и выявить ошибки на основе форматного и логического контроля информации.

2.Составить перечень найденных ошибок, используя классификатор ошибок, правила расчета восьмой контрольной цифры номера вагона, пятого защитного знака кода железнодорожной станции.

3.Ответить па контрольные вопросы и оформить отчет о работ

Содержание отчета

1.Данные натурного листа поезда (в соответствии со своим вариантом).

2.Перечень найденных ошибок.

3.Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «классификация информации».

2.Перечислите системы классификации информации.

3.Назовите принцип иерархической системы классификации ин-формации.

4.Назовите принцип фасетной системы классификации информации.

5.Раскройте понятие системы кодирования информации.

6.Назовите принцип порядкового метода кодирования информации.

7.Назовите принцип серийно-порядкового метода кодирования информации.

8.Назовите принцип последовательного метода кодирования информации.

9.азовите принцип параллельного метода кодирования информации.

10.Дайте определение следующих понятий: классификатор, сооб-щение, блок, поле, макет сообщения.

Практическое занятие №3

Таблица 1

Тип сортировочной железнодорожной станции и объем ее работы

по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий - student2.ru

Порядок выполнения

1.Используя исходные данные, распечатать количество автоматизированных рабочих мест работников станционного технологического центра (СТЦ) на сортировочной железнодорожной станции в соответствии со своим вариантом.

2.Расчитать общее количество автоматизированных мест на железнодорожной станции.

3.Ответить на контрольные вопросы.

Содержание отчета

1.Расчет количества АРМ СТЦ.

2.Расчет общего количества АРМ сортировочной железнодорожной станции.

3.Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

Контрольные вопросы

1.Раскройте понятие АРМ.

2.Назовите принципы создания АРМ.

3.Назовите требования, предъявляемые к функционирующему АРМ.

4.Укажите преимущества внедрения АРМ.

5.Назовите требования, предъявляемые к техническому обеспечению АРМ.

6.Назвите требования, предъявляемые к информационному обеспечению АРМ.

7.Назовите требования, предъявляемые к математическому обеспечению АРМ.

8.Назовите требования, предъявляемые к программному обеспечению АРМ.

9.Назовите требования, предъявляемые к лингвистическому обеспечению АРМ.

10.Назовите требования, предъявляемые к организационному обеспечению АРМ.

11.Назовите требования, предъявляемые к методическому обеспечению АРМ.

12.Назовите требования, предъявляемые к эргономическому обеспечению АРМ.

13.Назовите требования, предъявляемые к правовому обеспечению АРМ.

14.Раскройте функциональные возможности АРМ.

15.Раскройте функциональные возможности АРМ операторов СТЦ.

16. Раскройте функциональные возможности АРМ дежурного по станции (ДСП).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Саратове

Филиал СамГУПС в г.Саратове

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

Наши рекомендации