Расчет экономического эффекта проведения атмосферозащитных мероприятий
В результате проведения природоохранных мероприятий снижается плата за загрязнение, которую предприятие вносит в региональный экологический фонд. Экономический эффект рассчитывается по формуле:
(11)
где –корректированная плата после проведения атмосфероохранных мероприятий.
В данной задаче плата за загрязнение рассчитывается двумя способами, поэтому и экономический эффект рассчитывается дважды.
Экономический эффект при расчете платы с учетом данных по расходу топлива считать в предположении, что после проведения природоохранных мероприятий все автомобили фирмы соответствуют требованиям стандартов на состав отработавших газов, т.е. корректированная плата
При расчете платы за загрязнение по типам транспортных средств считать, что для легковых автомобилей после проведения природоохранных мероприятий , для грузовых автомобилей необходимо учесть изменение ставки платы за допустимые выбросы после оснащения их каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.
(12)
Исходные данные для расчетов и варианты заданий приведены в табл. 5.
Таблица 4
Дифференцированные ставки платы за нормативные и сверхнормативные выбросы в атмосферу вредных веществ, руб, за одно транспортное средство, от передвижных источников, находящихся в эксплуатации
Тип транспортных средств | Ставки платы для организаций, за исключением расположенных в экологически неблагоприятных городах | Ставки платы для организаций, расположенных в экологически неблагоприятных городах |
За допустимые выбросы | ||
Легковой автомобиль (за исключением работающих на газовом топливе) | 36,95 | 44,33 |
Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым двигателем | 54,72 | 65,67 |
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным двигателем | 170,99 | 205,19 |
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным двигателем, оснащенные нейтрализаторами отработанных газов | 34,20 | 41,04 |
За выбросы, превышающие допустимые | ||
От транспортных средств с дизельным двигателем при превышении норм дымности | 28,15 | 33,78 |
От транспортных средств с бензиновыми двигателями, имеющими 4 цилиндра, при превышении норм углеводородов и оксида углерода | 28,15 | 33,78 |
От транспортных средств с бензиновыми двигателями, имеющими более 4 цилиндров, при превышении норм углеводородов и оксида углерода | 56,31 | 67,57 |
Таблица 5
Данные для выполнения расчетов
Вари-ант | , тыс.т | тыс.т | тыс.т | тыс.т | N, шт. | , тыс.т | , тыс.т | , тыс.т | , тыс.т | z, тыс. чел | S, тыс. га | , км |
1,5 | ||||||||||||
1,6 | ||||||||||||
1,7 | ||||||||||||
1,8 | ||||||||||||
1,9 | ||||||||||||
2,0 | ||||||||||||
2,1 | ||||||||||||
2,2 | ||||||||||||
2,3 | ||||||||||||
2,4 | ||||||||||||
2,5 | ||||||||||||
2,4 | ||||||||||||
2,0 | ||||||||||||
2,3 | ||||||||||||
2,1 | ||||||||||||
2,0 | ||||||||||||
2,1 | ||||||||||||
1,9 | ||||||||||||
1,5 | ||||||||||||
1,6 | ||||||||||||
1,7 | ||||||||||||
1,8 | ||||||||||||
1,9 | ||||||||||||
2,1 | ||||||||||||
2,2 |
Примечание. Вариантам 1–7, 17–24 расчеты производить для экологически неблагоприятных городов. Первый вариант не рассчитывать
ПРИМЕР РАСЧЕТА
Исходные данные
Легковой автомобиль Грузовой автомобиль
(работает на бензине) (работает на дизельном топливе)
Масса выбросов загрязняющих веществ
Оксид углерода (СО)
700 тыс.т 450 тыс.т
Углеводороды (СmHn)
110 тыс.т. 80 тыс.т
Оксиды азота (NOx)
30 тыс.т 35 тыс.т
Твердые частицы
– 1,5 тыс. т
Число легковых автомобилей Число грузовых автомобилей
n=40 шт N=40 шт
За 1 день каждый автомобиль совершает 2 поездки протяженностью
15 км, тогда 2·15 30 км.
Плотность 0,75 кг/л Плотность 0,83 кг/л
Расход топлива на 100 км
10 л 30 л
Площадь застройки S=10 тыс. га
Численность населения z=100 тыс.чел